Сообщение на тему: "Экологические сказки".
материал

Ермолаева Юлия Александровна

Сообщение на тему: "Экологические сказки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ekologicheskie_skazki.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: «Экологические сказки»

Подготовила:

 воспитатель Ермолаева Ю.А.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.

Хорошим материалом в этом плане является сказка. 

Что же такое сказка? Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях героев. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Но  сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом.

Вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. 

Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.

Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

В качестве главных героев в экологических сказках выступают обитатели животного и растительного мира, явления природы  и их взаимоотношения между собой.

Уникальность экологической сказки :

  • Эмоционально окрашенные образы и события для эмоционального отношения к героям, событиям,  явлениям;
  • Перенос эмоционального отношения с объектов и явлений природы в повседневное общение с ней (стойкое позитивное отношение к природе)
  • Достоверная информация о законах природы (персонажи действуют в соответствии с  ними)
  • Образная передача природоведческого содержания

 В основе экологических сказок  заложены  следующие
принципы:

  • содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
  •  в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);
  •  сказка должна вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.  

В  экологических сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью  таких сказок дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.

В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

Таким образом, На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Основная цель по использованию экологической сказки - развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.

К цели через решение следующих задач:

1. образовательные:

- формирование у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся героями сказки, условиями среды обитания и другими живыми существами;

- формирование представлений о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы;

- формирование представлений о системе приспособительских особенностей всех живых организмов к сезонным изменениям природы.

2. воспитательные:

- воспитание осознанно - правильного отношения к природе в целом;

- воспитание стремления не причинять вреда природе;

- воспитание радостных переживаний от нравственно положительных поступков.

3. развивающие (развитие базисных характеристик личности):

- языковая компетентность (умение интерпретировать текст, способность творческого использования элементов литературного опыта, выражать свое отношение к сказочным объектам природы);

- социальная компетентность в мотивационном, когнитивном и поведенческом аспектах (желание детей заботиться и помогать живым существам, понимать и особенности, потребности, умение видеть изменения и поведения, эмоционального состояния, освоение опыт общения сказочных персонажей и умение включиться);

- творческий диалог между сверстниками и взрослыми;

- интеллектуальная инициативность (стремление ребенка найти альтернативное решение при постановке проблемных задач);

- креативность (развитие мышления, фантазии воображения);

- самостоятельность (умение наблюдать природные явления, умение комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных героев);

- самооценка (умение анализировать свою деятельность увидеть достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления).

Методика работы со сказкой:

I этап – детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке

II этап – дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения

III этап – овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации

IV этап – использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности

Пример этапов работы над драматизацией по экологической сказке

Как же можно использовать экосказку в процессе экологического воспитания дошкольников? Н. А. Рыжова, автор экологической программы для дошкольников «Наш дом-природа» предлагает следующие рекомендации по использованию экологических сказок. 

Использование экологических сказок (по Н.А. Рыжовой):

  • Чтение и обсуждение сказок.
  • Методика та же, что и при чтении художественных произведений о природе.
  • В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься
  • над отношением людей к природе,
  • над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.
  • Использование фрагментов сказок
  • При знакомстве детей с тем или иным природным материалом можно в качестве иллюстраций использовать фрагменты сказок
  • В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).
  • Использование сказочных персонажей.
  • Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Они с удовольствием отвечают на вопросы сказочного героя, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей.
  • Анализ сказки с точки зрения персонажа
  • Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений.
  • Пример: оценить сюжет с точки зрения волка. Волк – хищник, и вполне естественно, что он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естественно, что поросята пытаются противостоять этому.
  • «Сказочные» вопросы
  • «Сказочные вопросы» могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.
  • Пример: Опишите условия обитания и приспособляемость к ним живых организмов в молочной реке с кисельными берегами.
  • Использование сказок для организации игр.
  • Многие сказки могут стать основой игр экологического содержания.
  • Пример: использования приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями.
  • Сказки и театр.
  • Сказки и изобразительное искусство.
  • Сочинение  сказок 
  1. Чтение и обсуждение сказок.

Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Чтение  экологической сказки может быть отдельной формой в работе с детьми и может использоваться как часть экологического занятия, например экспериментирования(Мороз Иванович, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и т.д.).В ходе беседы о прочитанном  особое внимание нужно уделять подборке  вопросов, задаваемых детям, так как они помогают  выявить  то, как дети усвоили суть проблемы, насколько им понятно содержание  сказки о природе. Вопросы помогают раскрыть особенности персонажей произведения: их внешний вид, чувства, мысли, действия; оценить поступки героев, выразить своё отношение к ним. Работа с текстом наиболее длительная часть занятия.

  1. Использование сказочных персонажей.

Подмечено, что дети  дошкольного возраста с гораздо большим интересом и внимание слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей.

  1. Использование сказок для организации игр.

Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Так можно предложить «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки.

  1. Сказки и театр.

Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. При работе с детьми 4 – 7 лет хороший результат дают кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь.

  1. Сказки и изобразительное искусство.

Дети  с большим удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны и серии рисунков. На экологических занятиях целесообразно использовать красочные иллюстрации   к  прочитанным сказкам.

  1. Сочинение  сказок 

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. 

В сказках русских писателей XIX и XX вв. много повествуется о бережном отношении к природе, о защите природы. Итак, какие писатели ознакамливают нас с экологической сказкой?

П. Бажов «Малахитовая шкатулка»,

С.Баруздин «Почему рыбы молчат»,

В. Бианки «Сказки», 

Б.Заходер «Избранное: стихи, сказки, переводы, пересказы»,

М. Константиновский «Сказки,

М.Пришвин «Кладовая солнца»,

Л. Толстой Л. «Сказки»,

 К. Ушинский, «Рассказы и сказки».

Экологические сказки для прочтения:

1. Экологическая сказка «Как человек приручил растения»

2. Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде»

3. Экологическая сказка «Приключения Тополиной Пушинки»

4. Экологическая сказка «Сказка о Радуге»

5. Экологическая сказка «Ёлочкина беда»

6. Экологическая сказка «Почему у земли платье зеленое»

7. Экологическая сказка «Кто землю украшает»

8. Экологическая сказка «Одуванчик»

9. Экологическая сказка «Приключения листика»

10. Экологическая сказка «Жил-был у бабушки серенький козлик…»

11. Экологическая сказка «Осень»

12. Экологическая сказка «В чем счастье?»

13. Экологическая сказка «Волшебный листок»

14. Экологическая сказка «Вторая мама»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему:"Экологическое воспитание в повседневной жизни детей в 1-й младшей группе"

СООБЩЕНИЕ«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»           МБДОУ Д/САД №22ВО...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Сообщение на тему "Экологическое воспитание дошкольников в семье"

Сообщение педагога из опыта работы для родителей...

Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»

Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...