Сообщение на тему: "Экологические сказки".
материал
Сообщение на тему: "Экологические сказки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Экологические сказки»
Подготовила:
воспитатель Ермолаева Ю.А.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.
Хорошим материалом в этом плане является сказка.
Что же такое сказка? Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях героев. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Но сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом.
Вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.
Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.
Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
В качестве главных героев в экологических сказках выступают обитатели животного и растительного мира, явления природы и их взаимоотношения между собой.
Уникальность экологической сказки :
- Эмоционально окрашенные образы и события для эмоционального отношения к героям, событиям, явлениям;
- Перенос эмоционального отношения с объектов и явлений природы в повседневное общение с ней (стойкое позитивное отношение к природе)
- Достоверная информация о законах природы (персонажи действуют в соответствии с ними)
- Образная передача природоведческого содержания
В основе экологических сказок заложены следующие
принципы:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);
- сказка должна вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
В экологических сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью таких сказок дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Таким образом, На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Основная цель по использованию экологической сказки - развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.
К цели через решение следующих задач:
1. образовательные:
- формирование у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся героями сказки, условиями среды обитания и другими живыми существами;
- формирование представлений о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы;
- формирование представлений о системе приспособительских особенностей всех живых организмов к сезонным изменениям природы.
2. воспитательные:
- воспитание осознанно - правильного отношения к природе в целом;
- воспитание стремления не причинять вреда природе;
- воспитание радостных переживаний от нравственно положительных поступков.
3. развивающие (развитие базисных характеристик личности):
- языковая компетентность (умение интерпретировать текст, способность творческого использования элементов литературного опыта, выражать свое отношение к сказочным объектам природы);
- социальная компетентность в мотивационном, когнитивном и поведенческом аспектах (желание детей заботиться и помогать живым существам, понимать и особенности, потребности, умение видеть изменения и поведения, эмоционального состояния, освоение опыт общения сказочных персонажей и умение включиться);
- творческий диалог между сверстниками и взрослыми;
- интеллектуальная инициативность (стремление ребенка найти альтернативное решение при постановке проблемных задач);
- креативность (развитие мышления, фантазии воображения);
- самостоятельность (умение наблюдать природные явления, умение комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных героев);
- самооценка (умение анализировать свою деятельность увидеть достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления).
Методика работы со сказкой:
I этап – детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке
II этап – дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения
III этап – овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации
IV этап – использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности
Пример этапов работы над драматизацией по экологической сказке
Как же можно использовать экосказку в процессе экологического воспитания дошкольников? Н. А. Рыжова, автор экологической программы для дошкольников «Наш дом-природа» предлагает следующие рекомендации по использованию экологических сказок.
Использование экологических сказок (по Н.А. Рыжовой):
- Чтение и обсуждение сказок.
- Методика та же, что и при чтении художественных произведений о природе.
- В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься
- над отношением людей к природе,
- над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.
- Использование фрагментов сказок
- При знакомстве детей с тем или иным природным материалом можно в качестве иллюстраций использовать фрагменты сказок
- В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).
- Использование сказочных персонажей.
- Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Они с удовольствием отвечают на вопросы сказочного героя, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей.
- Анализ сказки с точки зрения персонажа
- Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений.
- Пример: оценить сюжет с точки зрения волка. Волк – хищник, и вполне естественно, что он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естественно, что поросята пытаются противостоять этому.
- «Сказочные» вопросы
- «Сказочные вопросы» могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.
- Пример: Опишите условия обитания и приспособляемость к ним живых организмов в молочной реке с кисельными берегами.
- Использование сказок для организации игр.
- Многие сказки могут стать основой игр экологического содержания.
- Пример: использования приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями.
- Сказки и театр.
- Сказки и изобразительное искусство.
- Сочинение сказок
- Чтение и обсуждение сказок.
Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе с детьми и может использоваться как часть экологического занятия, например экспериментирования(Мороз Иванович, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и т.д.).В ходе беседы о прочитанном особое внимание нужно уделять подборке вопросов, задаваемых детям, так как они помогают выявить то, как дети усвоили суть проблемы, насколько им понятно содержание сказки о природе. Вопросы помогают раскрыть особенности персонажей произведения: их внешний вид, чувства, мысли, действия; оценить поступки героев, выразить своё отношение к ним. Работа с текстом наиболее длительная часть занятия.
- Использование сказочных персонажей.
Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и внимание слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей.
- Использование сказок для организации игр.
Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Так можно предложить «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки.
- Сказки и театр.
Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. При работе с детьми 4 – 7 лет хороший результат дают кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь.
- Сказки и изобразительное искусство.
Дети с большим удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны и серии рисунков. На экологических занятиях целесообразно использовать красочные иллюстрации к прочитанным сказкам.
- Сочинение сказок
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми.
В сказках русских писателей XIX и XX вв. много повествуется о бережном отношении к природе, о защите природы. Итак, какие писатели ознакамливают нас с экологической сказкой?
П. Бажов «Малахитовая шкатулка»,
С.Баруздин «Почему рыбы молчат»,
В. Бианки «Сказки»,
Б.Заходер «Избранное: стихи, сказки, переводы, пересказы»,
М. Константиновский «Сказки,
М.Пришвин «Кладовая солнца»,
Л. Толстой Л. «Сказки»,
К. Ушинский, «Рассказы и сказки».
Экологические сказки для прочтения:
1. Экологическая сказка «Как человек приручил растения»
2. Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде»
3. Экологическая сказка «Приключения Тополиной Пушинки»
4. Экологическая сказка «Сказка о Радуге»
5. Экологическая сказка «Ёлочкина беда»
6. Экологическая сказка «Почему у земли платье зеленое»
7. Экологическая сказка «Кто землю украшает»
8. Экологическая сказка «Одуванчик»
9. Экологическая сказка «Приключения листика»
10. Экологическая сказка «Жил-был у бабушки серенький козлик…»
11. Экологическая сказка «Осень»
12. Экологическая сказка «В чем счастье?»
13. Экологическая сказка «Волшебный листок»
14. Экологическая сказка «Вторая мама»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-200874-1538290842.jpg)
Сообщение из опыта работы с родителями на кустовом методическом объединении на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через изодеятельность».
Сообщение из опыта работы...
Сообщение из опыта работы на тему:"Экологическое воспитание в повседневной жизни детей в 1-й младшей группе"
СООБЩЕНИЕ«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» МБДОУ Д/САД №22ВО...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-32496-1517850933.jpg)
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-421089-1395072261.jpg)
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.»
Формирование начал экологической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/26/picture-521367-1466935271.jpg)
Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»
Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-242285-1370172447.jpg)
Сообщение на тему "Экологическое воспитание дошкольников в семье"
Сообщение педагога из опыта работы для родителей...
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...