«Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду»
методическая разработка

Трифонова Татьяна В

Развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к развивающей среде в ДОУ – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому

воспитаннику предоставлена возможность проявить творчество и наиболее полно реализовать себя, свои индивидуальные способности.

Организуя предметно-пространственную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) необходимо учитывать всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, специфические и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

В построении развивающей среды педагогам нужно опираться на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность, окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагогам необходимо вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы, создавать такие условия, при которых ребёнок будет чувствовать себя психологически защищенным.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения:

информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования;

вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания,

полифункциональности, возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;

педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды;

трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды,

Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, возраст дошкольников;

уровень их развития;

склонности, способности, интересы;гендерный состав;

личностные особенности;

Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, поэтому пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Обстановка в нашей группе организована так, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько зон, в каждой из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Границы между зонами легко перемещаются, предметно – пространственная среда, может вариативно использоваться детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы, удобные коробки, контейнеры для мелкого игрового материала, столики и диваны.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

Усиливающаяся познавательная активность реализуется в исследовательской и научной зоне, познания, у детей есть возможность познавать, исследовать.

Зона искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Главная цель зоны творчества является формирование творческого потенциала детей.

Книжный уголок размещён рядом с театральной зоной, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же находить персонажей к сказкам, осуществляя свои первые, самостоятельные театральные постановки, рядом выставляется переносная вешалка с костюмами и предметами которые помогают детям разыграть сценки из реальной жизни. Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны

В зоне строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения, у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Происходит обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы, камни, гербарии, дневники наблюдений, поделки из природного материала.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. У ребят формируются умения выполнять обязанности дежурных, воспитывается самостоятельность, положительное отношение к труду. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями, которые каждый день вставляем в специальные рамки.

Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педагогического коллектива.

Функция педагога заключается в том, чтобы, сконструировать и использовать предметно - развивающую среду и ее средства для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Предметно - пространственная среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, возможностей, интересов и уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное сособенностями развития дошкольников 4-5 лет....

Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО

Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,  с учетом их воз...

Предметно-пространственная развивающая среда для детского сада

Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском саду является одним из сложных и ответственных процессов. Предлагаю вашему вниманию данную разработку, которая пригодится методистам, во...

Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС.

Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС....

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.

Предметно - пространственная развивающая среда в  детском  саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....