Проект"Веселые матрешки"
методическая разработка (младшая группа)

Савельева Светлана Владимировна

 Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx104.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 138

Проект для детей 3 - 4 лет

Picture background

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)

Вид проекта: исследовательско-познавательный.

Сроки реализации проекта:  

Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатель.

Актуальность: 

                                                                                «Мы уверены в том, что народная игрушка

является при тщательном её изучении,

неисчерпаемым источником

мудрой и творческой педагогики»

Е. Флерина  

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача

особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту.  В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

 Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

 Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.

 Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве. 

Цель проекта: создать условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – матрешкой.

 

Задачи для педагогов: 

Организовать совместную деятельность педагога с детьми через ознакомление детей с народной русской игрушкой - матрешкой.

Поддержать детскую инициативу в использовании дидактических, настольно-печатных игр и игрушки-сувенира матрёшки.

 

Задачи для детей: 

Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой. 

Поддерживать интерес к русской матрешке. 

Расширить и активизировать словарный запас детей; 

Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой. 

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки. 

 

Стратегия реализации проекта:

№п/п

Мероприятие, событие

Методы и приёмы

1

НОД «Укрась матрёшку»  

(рисование матрешки нетрадиционным способом- тычкованием) 

2

Организация игр с

матрёшками.

 

-Книжка-гармошка об

истории матрёшки.

-Создание настольно-печатных игр.

3

Оформление в группе выставки  «Такие разные матрёшки»

Рассматривание и обыгрывание сувениров матрёшек.

4.

Знакомство с русским народным творчеством.

Разучивание песенок, частушек, потешек, пальчиковых игр, чтение стихотворений.

 

Результат:

  • Дети знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;
  • Дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
  • Ребята демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Дети готовы к индивидуальному самовыражению; – Малыши совершенствуют мелкую моторику рук.

 

 

Приложение №1

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию

Тема: «Украсим матрешку»

Программное содержание:  

  1. Закреплять у детей прием тычкования в технике нетрадиционного рисования;  
  2. Развивать память, мышление, воображение;
  3. Воспитывать интерес детей к русской культуре.

Материал: матрешка, гуашь, ватные палочки, баночки с водой, силуэты матрешек на каждого ребенка, салфетки. 

Предварительная работа: беседа с детьми о русской народной игрушке – матрешка, демонстрация игрушки, чтение стихов про матрешку.

Ход занятия: Вводная часть:  -Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и подумайте о ком оно.

Кукла славная – матрешка, где же ручки, где же ножки?

Ах, какие щечки, красные, румяные,

На фартучке цветочки и на сарафане.

Вот матрешка – мама, вот матрешки – дочки, Ротик - будто ягодки! Глазки – будто точки!

Мама песенку поет, дочки водят хоровод,

Маме хочется покоя, прячутся одна в другой.

- О ком это стихотворение?

-Так вот ребята, сегодня к нам в гости пришли матрешки. Но только они грустят. Матрешки постирали свои сарафаны, и они стали белыми.  -Мы поможем нашим матрешкам, украсим их сарафаны, чтобы наши матрешки перестали грустить, а сарафаны у них стали красивыми и яркими?

-А как мы им можем помочь?

-Но сегодня, мы будем рисовать не кисточками, а волшебными палочками.

-Посмотрите, как надо: я беру нашу волшебную палочку и обмакиваю ее в краску, только кончик палочки, и прикладываю ее к сарафану.  Затем беру другую волшебную палочку и обмакиваю ее в другом цвете и также прикладываю к сарафану матрешки. -Но перед тем как украшать сарафаны, мы должны приготовить наши пальчики к работе.

Физминутка: Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.  

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых Ладушки, ладушки.

Мы похожи, ведь мы сестры Ладушки, ладушки.

Основная часть: - А теперь приступаем к работе. Во время работы использую приемыиндивидуальная работа, совет, указание, слежу за осанкой детей, на своем образце еще раз показываю как нужно использовать прием тычкование.

-Заканчиваем рисовать. Давайте вывесим наши работы на доску. Посмотрите какие красивые сарафанчики получились у матрешек.

Заключительная часть:

-Вам понравилось занятие? Кто приходил к нам в гости? Чем мы с вами сегодня занимались? А чем мы украшали? Мне понравилось, как вы все сегодня занимались, вы все были молодцы, на этом занятие наше окончено.

Приложение №2

Картотека игр с матрешкой для детей раннего возраста

 

1.Дидактическая игра «Мозаика - сложи матрешку»

Цель: Научить собирать детей целостное изображение игрушек матрешек из частей.

Дидактические задачи: учить собирать матрешку из частей по способу мозаики

Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторикикисти ребёнка.

Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек;детали небольшого размера с фрагментами картинок.

Ход игры

В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок). Везли матрешки на базар, Да рассыпали товар.

Все матрешки сломались, Лишь осколки нам остались. Вы, ребятки, не зевайте, А осколки собирайте.

Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.

 

2.Игра «Собери матрешку»

Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)  Игровые действия:

Педагог ставит на стол матрешку. Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую.

 

3. Дидактическая игра «Найди домик матрешке» Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять

фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

 

4.Настольно-печатная игра «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки, Сами ткем и прядем, Поиграть мы к вам идем!

 

 

 

 

 

 

Приложение№3

 

Стихи про матрешку

Мы матрешки как кругляшки, Все мы лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем – Только пыль столбом. Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки-невелички. Как пойдет плясать и петь – Вам за нами не успеть.

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут – Всех матрешками зовут.

Словно репка она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок – глаз.

 

***

Есть матрешки-хохотушки, Есть матрешки-таратушки. Хохотушки все хохочут, Таратушки – тарахтят. Вместе весело им очень,  Расставаться не хотят.

 

***

Мы частушки вам пропели, Окна, стекла зазвенели. Мы сказали «тишина», – Сразу треснула стена.

Мы матрешки, мы сестрички. Мы матрешки, невелички, Как пойдем плясать и петь, Вам за нами не успеть.

 

***

 

Пальчиковая гимнастика.

КАК У ДЕДА ЕРМОЛАЯ

Как у деда Ермолая  Вся семейка небольшая.

Только сам да сама,  

Только кум да кума,  

Да два сына с усами,  

Да две дочери с косами,  Да две внучки на печи Поедают калачи.

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая.  

 

 

Соединяют два больших пальца. Соединяют два указательных пальца.

Соединяют два средних пальца. Соединяют два безымянных пальца. Соединяют два мизинца.

 

Хлопают в ладоши.

 

 

Частушки.

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножечко,

Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка.

 

Матрешки друг в дружке  Не поют частушки. А поставишь в ряд – Запоют все в лад!

 

Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь,  Вам за нами не успеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Веселые матрешки"

Проект "Веселые матрешки"...

Проект "Мы веселые матрешки"

Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой....

Проект в средней группе «Веселые матрешки"

Тип проекта: познавательно-игровой.Вид проекта: творческий.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.Це...

Проект по теме: "Мы веселые матрешки"

Проект для старшей группы....

Проект "Веселая матрешка"

Любимая игрушка весзх малышей, это конечно же матрешка. Дети с удовольствием играют с матрешками, поэтому в нашей группе был разработан и реализовани проект "Веселая матрешка"...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе "Веселые матрешки"

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Направлен на формирование у детей интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки. Реализация данного проек...

Краткосрочный проект «Веселая матрешка»

Краткосрочный проект  «Веселая матрешка»...