Проект"Веселые матрешки"
методическая разработка (младшая группа)
Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 104.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 138
Проект для детей 3 - 4 лет
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)
Вид проекта: исследовательско-познавательный.
Сроки реализации проекта:
Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатель.
Актуальность:
«Мы уверены в том, что народная игрушка
является при тщательном её изучении,
неисчерпаемым источником
мудрой и творческой педагогики»
Е. Флерина
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача
особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.
Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями.
Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.
Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве.
Цель проекта: создать условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
Задачи для педагогов:
Организовать совместную деятельность педагога с детьми через ознакомление детей с народной русской игрушкой - матрешкой.
Поддержать детскую инициативу в использовании дидактических, настольно-печатных игр и игрушки-сувенира матрёшки.
Задачи для детей:
Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Поддерживать интерес к русской матрешке.
Расширить и активизировать словарный запас детей;
Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки.
Стратегия реализации проекта:
№п/п | Мероприятие, событие | Методы и приёмы |
1 | НОД «Укрась матрёшку» | (рисование матрешки нетрадиционным способом- тычкованием) |
2 | Организация игр с матрёшками.
| -Книжка-гармошка об истории матрёшки. -Создание настольно-печатных игр. |
3 | Оформление в группе выставки «Такие разные матрёшки» | Рассматривание и обыгрывание сувениров матрёшек. |
4. | Знакомство с русским народным творчеством. | Разучивание песенок, частушек, потешек, пальчиковых игр, чтение стихотворений. |
Результат:
- Дети знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;
- Дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
- Ребята демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Дети готовы к индивидуальному самовыражению; – Малыши совершенствуют мелкую моторику рук.
Приложение №1
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию
Тема: «Украсим матрешку»
Программное содержание:
- Закреплять у детей прием тычкования в технике нетрадиционного рисования;
- Развивать память, мышление, воображение;
- Воспитывать интерес детей к русской культуре.
Материал: матрешка, гуашь, ватные палочки, баночки с водой, силуэты матрешек на каждого ребенка, салфетки.
Предварительная работа: беседа с детьми о русской народной игрушке – матрешка, демонстрация игрушки, чтение стихов про матрешку.
Ход занятия: Вводная часть: -Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и подумайте о ком оно.
Кукла славная – матрешка, где же ручки, где же ножки?
Ах, какие щечки, красные, румяные,
На фартучке цветочки и на сарафане.
Вот матрешка – мама, вот матрешки – дочки, Ротик - будто ягодки! Глазки – будто точки!
Мама песенку поет, дочки водят хоровод,
Маме хочется покоя, прячутся одна в другой.
- О ком это стихотворение?
-Так вот ребята, сегодня к нам в гости пришли матрешки. Но только они грустят. Матрешки постирали свои сарафаны, и они стали белыми. -Мы поможем нашим матрешкам, украсим их сарафаны, чтобы наши матрешки перестали грустить, а сарафаны у них стали красивыми и яркими?
-А как мы им можем помочь?
-Но сегодня, мы будем рисовать не кисточками, а волшебными палочками.
-Посмотрите, как надо: я беру нашу волшебную палочку и обмакиваю ее в краску, только кончик палочки, и прикладываю ее к сарафану. Затем беру другую волшебную палочку и обмакиваю ее в другом цвете и также прикладываю к сарафану матрешки. -Но перед тем как украшать сарафаны, мы должны приготовить наши пальчики к работе.
Физминутка: Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых Ладушки, ладушки.
Мы похожи, ведь мы сестры Ладушки, ладушки.
Основная часть: - А теперь приступаем к работе. Во время работы использую приемыиндивидуальная работа, совет, указание, слежу за осанкой детей, на своем образце еще раз показываю как нужно использовать прием тычкование.
-Заканчиваем рисовать. Давайте вывесим наши работы на доску. Посмотрите какие красивые сарафанчики получились у матрешек.
Заключительная часть:
-Вам понравилось занятие? Кто приходил к нам в гости? Чем мы с вами сегодня занимались? А чем мы украшали? Мне понравилось, как вы все сегодня занимались, вы все были молодцы, на этом занятие наше окончено.
Приложение №2
Картотека игр с матрешкой для детей раннего возраста
1.Дидактическая игра «Мозаика - сложи матрешку»
Цель: Научить собирать детей целостное изображение игрушек матрешек из частей.
Дидактические задачи: учить собирать матрешку из частей по способу мозаики
Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторикикисти ребёнка.
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек;детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок). Везли матрешки на базар, Да рассыпали товар.
Все матрешки сломались, Лишь осколки нам остались. Вы, ребятки, не зевайте, А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.
2.Игра «Собери матрешку»
Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная) Игровые действия:
Педагог ставит на стол матрешку. Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую.
3. Дидактическая игра «Найди домик матрешке» Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять
фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.
4.Настольно-печатная игра «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»
Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки, Сами ткем и прядем, Поиграть мы к вам идем!
Приложение№3
Стихи про матрешку
Мы матрешки как кругляшки, Все мы лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдем – Только пыль столбом. Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки-невелички. Как пойдет плясать и петь – Вам за нами не успеть.
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут – Всех матрешками зовут.
Словно репка она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок – глаз.
***
Есть матрешки-хохотушки, Есть матрешки-таратушки. Хохотушки все хохочут, Таратушки – тарахтят. Вместе весело им очень, Расставаться не хотят.
***
Мы частушки вам пропели, Окна, стекла зазвенели. Мы сказали «тишина», – Сразу треснула стена.
Мы матрешки, мы сестрички. Мы матрешки, невелички, Как пойдем плясать и петь, Вам за нами не успеть.
***
Пальчиковая гимнастика.
КАК У ДЕДА ЕРМОЛАЯ
Как у деда Ермолая Вся семейка небольшая. Только сам да сама, Только кум да кума, Да два сына с усами, Да две дочери с косами, Да две внучки на печи Поедают калачи. Как у деда Ермолая Вся семейка небольшая. |
Соединяют два больших пальца. Соединяют два указательных пальца. Соединяют два средних пальца. Соединяют два безымянных пальца. Соединяют два мизинца.
|
Хлопают в ладоши.
Частушки.
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко,
Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка.
Матрешки друг в дружке Не поют частушки. А поставишь в ряд – Запоют все в лад!
Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь, Вам за нами не успеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Веселые матрешки"
Проект "Веселые матрешки"...
Проект "Мы веселые матрешки"
Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой....
Проект в средней группе «Веселые матрешки"
Тип проекта: познавательно-игровой.Вид проекта: творческий.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.Це...
Проект по теме: "Мы веселые матрешки"
Проект для старшей группы....
Проект "Веселая матрешка"
Любимая игрушка весзх малышей, это конечно же матрешка. Дети с удовольствием играют с матрешками, поэтому в нашей группе был разработан и реализовани проект "Веселая матрешка"...
Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе "Веселые матрешки"
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Направлен на формирование у детей интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки. Реализация данного проек...
Краткосрочный проект «Веселая матрешка»
Краткосрочный проект «Веселая матрешка»...