Консультация для педагогов "Роль взрослого в развитии правильной речи детей."
консультация
Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vliyanie_rechi_vzroslogo_na_razvitie_rechi_rebenka.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль взрослого в развитии правильной речи детей.
Речь является чрезвычайно сложной и тонкой формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения». Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка». (А. И. Сорокина).
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, следовательно, и его личность в целом.
Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научиться говорить.
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще Я. А. Каменский порицал родителей за потакания неправильностям детской речи. К. Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых.
Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпру» или «Лелечка бобо, она ба-бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не звуковым составом его.
Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная слабость к детскому лепету. Такая сентиментальность тем более не допустима, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними, подражая их произношению. Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять на ряду с обычными словами более легкие как-то: мяу, вау – вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, малюсенький вместо маленький, тпру вместо гулять непозволительно. Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширятся под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.
Так как речь ребенка развивается только через подражание, то в яслях, домах малютки и детских садах, особенно в группах малышей, этому развитию грозит большая задержка (бедность словаря, искаженность произношения и пр.). Примеры этого нередки. Трудности подобного рода вполне преодолеваются правильной организацией языковой культуры в таких учреждениях, ведущая роль в которых принадлежит воспитателю. Чем больше воспитатель (няня) разговаривает с детьми, чем лучше стимулирует их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры и т. п., а также со взрослыми, тем богаче становиться их речь. Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Сенситивный период речевой функции от 1 года до 8-9 лет. Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильной зависимостью от взрослых, так как именно с близкими ребенок встречается чаще всего, и через них, начинает овладевать предметами и орудиями деятельности. Именно поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше взаимодействовать с родителями. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова. Ниже приведены несколько советов родителям, которые озвучиваются на родительских собраниях, а также в нашем клубе для родителей:
Советы родителям
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере родителям необходимо соблюдать ряд условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли
ему ваш ответ?
• Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи —от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте, при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Используемая литература:
1. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей» - М. : Лайнер, 2005.
2. Сохин Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - М. :Просвещение, 2004.
3. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей» - М. : Просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе
Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...
ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.С помощью малых форм фольклора дети упражняются в употреблении предлогов.Чтение к...
Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...
План самообразования. Тема: «Развитие правильной речи детей через игровую деятельность»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 5 лет...
Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....
Рекомендации для родителей по развитию правильной речи детей
В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал вопрос по развитию речи детей. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи....
Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет
Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет...