«Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников».
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников».
Подготовила
воспитатель:
Бочкарева Е.Н.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развёрнутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А.
Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева.
Проанализировав психолого -педагогическую и методическую литературу по данной теме были поставлены цель и задачи.
Цель: формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность. Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
- изучить приёмы формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста;
- проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
- определить роль педагогов и родителей в процессе обучения;
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведётся по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.
Формирование словаря начинается с занятий, посвящённых первичному ознакомлению с предметами. Основная цель - ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Эту роль выполняют занятия -демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры - занятия, где широко используются игровые приёмы: сюрпризность появления предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие, и т. п. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми.
Дальнейшее развитие словаря осуществляется по мере углубления знаний ребёнка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами. В словарь вводятся слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Главное внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько -солёный, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелётные птицы и т. п.).
Старших дошкольников обучают также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.).
Таким образом, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле - и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Расширение пассивного и активного словаря детей осуществляется на занятиях по развитию речи, познавательно -исследовательской деятельности, а также во время прогулок и экскурсий.
В процессе усвоения предметного словаря детей подводят к практическому знакомству с элементарными формами словообразования.Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детёнышей животных и птиц; профессии. Параллельно идёт работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных), глаголов (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов), подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.
Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.
Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.
Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары -практикумы и другие виды работы.
В группе разработана и представлена коллекция игр, заданий и упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в обучающем процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себя грамматические, словарные задания, задания на развитие мелкой моторики и т.д. Периодически коллекция пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей. Многие родители делятся своим накопленным материалом.
Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и даёт положительные результаты. Были получены показатели, по которым можно судить об эффективности спланированной и проведённой работы. У дошкольников отмечается улучшение речи, словарный запас расширяется. Дети усваивают грамматические конструкции, у них повышается уровень речевых возможностей. Они правильно употребляют эти конструкции в структуре предложений.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Список литературы:
- Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО, 1996. - 417с.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 112с.
- Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1987. - 144с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М.: Айрис-пресс, 2005 – 224с.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Игры и задания:
«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь).
«Найди лишний предмет».
«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолёт и птица и др.).
«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).
«Назови части»:
— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
— дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:
— Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф);
— Лохматый, косолапый... (медведь);
— Маленькая, быстрая, проворная... (белка);
«Противоположности» (развитие антонимии).
Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.).
«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) — девочка, медведь...; (что?) — время, дождь... и т.д.
«Кто как ест?» (по картинкам):
— Кошка лакает молоко;
— Собака грызет кость;
— Корова жует траву.
«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) — лает, бегает, рычит, кусает, грызет);
«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;
Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
Развитие грамматического строя речи
1. Развитие словообразования.
С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками).
Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».
Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает — ... (самолет), сам катится — ... (самокат).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных
Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Игры и упражнения:
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).
Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Полученные знания, навыки закрепляют на логопедических часах и дома. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"
В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут по...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В статье рассмотрены особенности проведения фронтальных логопедических занятий,направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.Даются к...
Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....
Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...
Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...