Творческий отчет
материал

Вторушина Алена Вячеславовна

Творческий отчет на тему: «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста, посредством рисования крупой»

 

Оглавление:

Введение      ……………………………………………………………… 3 – 5 с.

Аналитическая часть    ………………………………………………….. 7 – 13 с.

Заключение   ……………………………………………………………... 14 с.

Список используемой литературы   ……………………………………. 15 с.

Приложения   …………………………………………………………... 16 – 89 с.

 

Введение.

Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. О подготовке к школе написано и сказано немало. Л.А. Венгер писал: «Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук. Увы, но большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет и совершенно не обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг другу, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…

А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я как педагог, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие мелкой моторики рук с самого раннего возраста. Как утверждал В. А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие у дошкольников мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Само сочетание слов «мелкая моторика», безусловно, известно каждому педагогу.

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук – один из показателей психического развития дошкольника.

  • Мелкая моторика – основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети плохо держат ложку, неправильно держат карандаш, у них возникали затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке, рисованию. В непосредственной образовательной деятельности дети испытывают затруднения при работе с ножницами, медленно вырезают полоски, фигуры по контуру. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Используя в непосредственной образовательной деятельности традиционные техники рисования, я поняла, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал дошкольников нового поколения стал намного выше. Изучив методическую литературу: «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1 и 2 Н. Давыдовой, «Пластилиновая картина» О.Ю. Тихомировой и Г.А. Лебедевой, «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой по нетрадиционному рисованию, я сделала вывод, что нетрадиционные техники рисования способствуют  развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Существует множество нетрадиционных техник. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое. Но я остановилась более подробно на такой технике, как рисование (аппликация) крупой.

Эта техника приобретает особую ценность для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, так как здесь крупа используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.

Новизна данного вопроса состоит в следующем:

  • Во-первых, педагогический опыт применения нетрадиционной техники рисования крупой пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

  • Во-вторых, эта техника является экспериментальной и не получила достаточно широкого распространения.

  • В-третьих, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Поэтому я решила заняться этой проблемой вплотную, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте и начинать данную работу нужно как можно раньше. 

Целью моей работы является развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму дошкольников пятого года жизни посредством использования нетрадиционной техники рисования крупой.

А для ее решения, я определила следующие задачи:

  • Познакомить детей с техникой рисования крупой;

  • Составить картотеку игр и упражнений для тренировки пальцев и развитием речи у детей.

  • Развивать творческие способности и умение экспериментировать с материалом;

  • Разработать рекомендации для педагогов и родителей.

В своей работе использую инновационные педагогические технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

  • коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза);

Предполагаемый результат:

- развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму;

           -накопление сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

- экспериментирование с различными материалами;

- обогащение изобразительного, эстетического опыта;

- развитие воображения, творчества ребенка;

 

Аналитическая часть:

Сколько тайн хранит в себе рука. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует. Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) как одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка, а нестандартный подход к организации изобразительной деятельности удивляет и восхищает детей. Оригинальное решение раскрывает креативные возможности дошкольников.

В начале своей работы я провела диагностику с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. В диагностике принимали дети в количестве 22 человек. Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 36% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 50% -  средний, а 14 %  - высокий. (Приложение 1) 

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Для этого я выбрала такую технику, как рисование (аппликация) крупой. Оно интересно для детей и способствует ручной умелости. Слаженная и умелая работа пальчиков развивает познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования, воспитывает аккуратность. Пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается тонкая чувствительность пальцев. Также занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития. Кроме того, привлекательность этого вида творчества – в безопасности и внешних свойствах крупы: у каждой свой цвет, форма. Поверхность рисунка из крупы рельефна, текстурна.

Работа с крупой проводилась в несколько этапов.

На первом этапе я знакомила детей с манкой как с материалом для рисования. Для этого использовала манку и различные предметы, такие как: поднос, пластиковый контейнер, ложки, сито, мелкие игрушки, печатки. Проводила с  детьми, следующие игры, с целью закрепления свойств манки: 

  • «Пересыпание манки»;

  • «Следы на снегу»; 

  • «Найди игрушку» и другие.

Следующим приемом, с которым я познакомила детей, было рисования на манке пальчиком. Это горизонтальные и вертикальные линии, круги, различные предметы такие как:  мячик, солнышко, домик, цветочек, забор, облако и т. д. Также я использовала и другие предметы рисования: деревянные палочки, лопаточки, грабельки.

На втором этапе было рисование крупой. В средней группе знакомила с тем, что крупу можно окрашивать в разные цвета. Для этого мы брали лист бумаги или картон, клей, цветную манку. На лист наносился контур рисунка какого-нибудь предмета, например: мячика, затем слой клея, который посыпался цветной манкой. Вначале использовали один цвет, затем задание усложнялось, и  работа выполнялась с применением двух и более цветов. (Приложение 12)

Следующий прием рисования манкой – по контуру. Задание усложняется тем, что нужно на контур, нарисованным карандашом, нанести клей ПВА и рассыпать манку. Использовали  как неокрашенную манку, так и цветную. Детям нравилось экспериментировать не только с цветной манкой, но и с другими видами  круп (пшено, рис, гречка и др.). Этот прием, как и предыдущий, требует от ребенка координаций движения рук и глаз. (Приложение 8)

На третьем этапе нашей работы, было знакомство с рисование крупой на пластилиновой основе. Для работы использовали плотный картон, пластилин (все цвета), стеку, манку. Вначале делала заготовки из пластилина, дети при помощи стеки рисовали рисунок, который  посыпали по контуру манкой. Чтобы рисунок не осыпался, его прижимали пальчиками. Получался плотный и необычный рисунок.

В результате использования техники рисования крупой у детей улучшается состояние мелкой моторики рук, появляется интерес к рисованию. Дети лучше ориентируются на листе бумаги, становятся более наблюдательными, внимательными и усидчивыми, эмоционально отзывчивы. Игры с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп для ребят являются интересным и захватывающим процессом и вызывают у них желание мастерить. Техника рисования крупой, развивает внимание, воображение, логическое мышление. Также, эти задания позволяют воспитывать в детях усидчивость, терпение, трудолюбие, точность в выполнении  задания. Этому свидетельствуют результаты повторной диагностики, которая была проведена в конце года. (Приложение 1)

В процессе анализа готовых работ особое внимание уделяла положительной динамике. Поощряла составление готового рассказа о выполненной работе. Коллективный просмотр в виде составления композиции из детских работ имеет большое значение для укрепления мотивации. Позитивный анализ работ с позиции оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Крупа – материал волшебный. Рисование крупой очень хорошо подходит для неуверенных детей, которые чувствуют страх в том, что они сделают что-то  неправильно. Возможность легко исправлять ошибку, подбадривает детей. Неудачное изображение просто разравнивается легким встряхиванием (если это рисование на манке), и можно рисовать новый узор. Более крупную крупу можно выбрать, заменить или  выложить по-новому. В случае затруднений, я всегда приходила на помощь ребенку. Данная техника, очень гибкая и позволяет подобрать задание в соответствии с его возможностями.

В процессе обучения опираюсь на принципы построения общей дидактики:

  • принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

  • принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»;

  • принцип постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Стараюсь правильно определять цели обучения: познавательную, развивающую, воспитательную. Дети учатся думать, рассуждать, ищут пути решения задач, стимулирующих к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность

  • личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку. Важно учитывать темперамент, характер и даже настроение ребенка. Вовлечение каждого ребенка в творческий процесс, создание комфортной обстановки для проявления самостоятельности, творчества.

  • принцип наглядности: выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

Для того чтобы непосредственная изобразительная деятельность  проходила наиболее эффективно, я придерживаюсь принципа интеграции, что позволяет мне развивать коммуникативные  навыки детей, расширять их кругозор, также это  способствует сенсорному  развитию.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Для эмоциональной и физической готовности к овладению нетрадиционными техниками изображения провожу физкультминутки (Приложение 4), специальную пальчиковую гимнастику перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. (Приложение 5) Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Использую игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, которые обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Так же в рамках индивидуальной работы я осуществляла развитие мелкой ручной моторики с помощью специальных дидактических игр:

  • «Чудесный мешочек».

  • «Большой - маленький».

  • «Что лишнее?».

  • «Найди предмет по описанию». 

  • «Какая игрушка?».

  • «Сложи узор».

  • «Найди ошибку» и т. д.  (Приложение 3)

Рисование - занятие любимое детьми и очень полезное. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Поэтому нельзя забывать и о традиционных приемах рисования. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова, поэтому особое внимание я уделяю организации развивающей среды, т. е. созданию необходимых условий для развития ребенка. При этом руководствуюсь требованиями государственного стандарта, учитывала принцип  соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей, доступности, безопасности и содержательно-насыщенности. Каждый предмет в группе является развивающим. Я стараюсь создать среду, окружающую детей, таким образом, что она определяет направленность их деятельности и в тоже время решает поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе отведено место для уголка изодеятельности, где ребенку  доступен разный материал для творчества: различные крупы, песок, ракушки, яичная скорлупа. В группе помимо крупы используем и другие материалы для развития мелкой моторики: бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные  по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры – все это позволяет детям  использовать в своих работах смешанные техники. Так же оформила дидактические игры, способствующие развитию мелкой моторики: “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков), “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы», коробка с прищепками  и многое другое. В уголке изодеятельности так же имеются альбомы, трафареты для штрихования и разукрашивания предметов.

К шкафам, полкам, где находятся различные материалы, обеспечен свободный доступ. Создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы. 

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей работе. Основной задачей в работе с родителями считаю – ознакомление с особенностью развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. Родители принимают активное участие по созданию предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, и с удовольствием ищут новые решения для её обогащения.

Для родителей провожу обучающие семинары-практикумы, консультации, где они узнают, как правильно проводить пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, какие приемы и методы можно применять в быту для развития пальцев рук детей, что способствует установлению  доверительных  отношений с родителями.

В родительских уголках размещаю папки – передвижки и памятки на темы:

«Развитие мелкой моторики в быту»

«Гимнастика для рук»

«Тренируем руки – развиваем речь» и  многие другие.

Так же проводится работа с коллегами, для них был проведен мастер-класс на тему: «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и подготовки руки  к письму у детей дошкольного возраста». (Приложение 6)  

 

Заключение.

            В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей среднего возраста способствует следующему: рука малыша становится умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивается зрительный контроль движений руки. Происходит образования связи рука-глаз. А так же при совершенствовании у детей ручной умелости, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Дети активно включаются в различные виды детской деятельности, в экспериментирование, так же легко сотрудничают друг с другом, вступают в диалог, как со сверстниками, так и с взрослым.

Также, техника рисования крупой способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Данные игры доставляют детям огромное удовольствие, так как им дается возможность играть с такими предметами, которые раньше для них были запретом. А, как известно – запретный плод сладок. Детям очень нравится все необычное.

 

Список литературы:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа. От рождения до школы. – 3 издание, исправленное и дополненное – М.; Мозаика-синтез, 2014 г.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.; Скрипторий, 2003 г. - 80 с.

4. Казакова Р. Г.., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста; нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.; Сфера, 2005. – 155 с.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.; «Карапуз-дидактика», 2009. – 208 с.

5. Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8, с.12.

4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 44 стр.

6. Интернет сайт.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...