Статья технология проектирования
статья

Сарикова Валентина Николаевна

Проектирование технологической карты, прежде всего представляет собой предвари-тельную разработку основных деталей, компонентов и этапов предстоящей деятельности педагога и детейТехнологическая карта НОД – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Для чего нужна технологическая карта? При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Также при представлении воспитателем открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это происходит при составлении технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_proektirovaniya.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:


Автор: Сарикова Валентина Николаевна, педагог-психолог ВКК МБДОУ №155,

                                                                                Смоленцева Юлия Викторовна, воспитатель логопедической группы 1КК МБДОУ №155

Технология проектирования занятия  в ДОУ

 и составления технологической карты

Новые требования к занятиям являются мотивационной средой для совершенствования методической и дидактической подготовки педагогов ДОУ. Педагогу необходимо учиться проектировать занятие в структуре ФОП ДО в соответствии с ФГОС, составлять технологические карты. Для этого нужны специальные умения и навыки, а лучше, технология, которая позволит оптимизировать  время подготовки к занятию. Предлагаем технологию «Конструктор занятия» или «Пазл занятия».

Ключевые слова: типология занятия по ФОП и  ФГОС, технологическая карта, рабочая программа, методическая копилка, конструктор урока

С чего начинается подготовку ?  С рабочей программы,  учебника, дополнительной литературы и всего того, что может пригодиться, например, презентация, чтобы учить сразу же отрабатывать формат заданий; рабочие тетради с заданиями, методические пособия. Список может быть любым и очень индивидуальным, все зависит от библиотеки педагога, умения работать с интернет-ресурсами, общей педагогической культуры.

Тему занятия формулируем в соответствии с рабочей программой учебного предмета. Например, «Проекты Патриотическое воспитание подрастающего поколения» I. Внешние и внутренние факторы, возраст,  Смотрим в основной образовательной программе ФОП ДО   раздел «Содержание патриотического воспитания», чтобы определиться с объемом и содержанием учебной информации и расставить акценты в теме занятия. Следующий шаг – определиться с типом занятия. Что влияет на выбор типа? Объем учебного материала, характер предполагаемой работы на занятие, планируемые результаты, положение занятия в рабочей программе: является ли он новым в теме или продолжением какой-либо темы.  

Типология урока по ФГОС  следующая: занятие открытия нового знания, занятие отработки навыков и рефлексии, занятие развивающего контроля, занятие-исследование, занятие построения системы знаний.  В целом все занятия отличаются от тех, которые относятся к традиционной технологии,  следующими аспектами: четкая и дробная структура занятия; целеполагание на каждом этапе занятия; акцент на внутреннюю мотивацию дошкольников; построение занятия от ребенка – от целеполагания до рефлексии; выполнение действий как по образцу, так в измененных условиях; обязательная рефлексия; системно-деятельностный подход в обучении. Т.е. учим в деятельности, учим  способам деятельности, простраиваем деятельность под контролем педагога и в сотрудничестве с другими детьми; не передаем информацию, а создаем проблемное поле через систему учебных задач и учим дошкольников преодолевать их.

Остановимся на занятие-исследовании проектной деятельности. Занятие-исследование проектной деятельности  имеет специфическую структуру, которую мы приведем ниже в технологической карте.

Теперь к технологической карте занятия. Технологическая карта  вообще - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции, некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта занятия – графическое представление сценария занятия, содержащие описания  этапов, технологий, отдельных техник и приемов, направленных на достижение планируемых результатов. Постараемся определить те аспекты технологической карты, которые необходимы, алгоритм из заполнения по принципу конструктора. Главная цель такой формы работы: показать наиболее энергозатратные и результативные  приемы  деятельности педагогов при подготовке к урокам.

Пример  технологической карты.

Тема урока: (в соответствии с рабочей программе)

Цель: (образовательная)

Планируемые результаты: (выполняют функцию других целей занятий) прописываются с учетом, во-первых, первого раздала рабочей программы; второе, с учетом типа занятия.

Предметные:

Метапредметные:

  1. Познавательные:
  2. Регулятивные:
  3. Коммуникативные:

Личностные:

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и планируемые результаты

1.Актуализация знаний.

1.1.Мотивация.

1.2.Фиксирование затруднений

2.Операционно-исполнительский.

2.1.Постановка проблемы.

2.2.Определение темы исследования.

2.3.Формулирование цели исследования.

2.4.Выдвижение гипотезы.

2.5.Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6.Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» нового знания.

3.Оценочно-рефлексивный этап.

3.1.Интерпретация полученных данных.

3.2.Выводы по теме исследования.

3.3.Применение новых знаний в учебной деятельности.

3.4. Итоги урока. Рефлексия

4.Домашнее задание с родителями

Из данной структуры видно, что исследовательская проектная работа воспитанников занимает на занятие больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что дети быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к окружающей действительсности.

В нашем случае  начало технологической карты может  быть следующим:

ТЕМА

ЦЕЛЬ:

Планируемые результаты:

  1. Познавательные УУД: разрешать проблемные ситуации, находить аргументацию в историческом источнике.
  2. Регулятивные УУД: сравнивать, давать оценочные суждения.
  3. Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге.
  4. Личностные УУД:  преодолевать затруднения.

Теперь самое основное: необходимо заполнить все пустые сегменты нашей технологической карты. Для этого необходимо изучить  материал в удобном вам ресурсе, его содержание и структуру, иллюстративный материал, документы, вопросы и задания, чтобы оптимально использовать дидактический аппарат учебника. После этого можно выбирать из своего методического арсенала методы, приемы, техники и целые технологии, которые позволят простроить процесс исследования на уроке. Приведем вариант конструктора. Он собирается легко, учителю нужно завести записную книжку, в которой  следует записывать разные интересные приемы, использовать их в практической деятельности, отмечая их эффективность.

Таблица 1

Интерактивные формы обучения

Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова Современные способы активизации обучения

Дискуссии: панельные дискуссии, форум, симпозиум, дебаты, круглый стол, «техника аквариума», «снежный ком», «карусель», ролевая дискуссия, мыслительные шапки, мозговой штурм.

Игры: деловые, ролевые, организационно-деятельностные, имитационные.

Тренинги: прогнозирование поведения, управленческий.

Кейс-метод – исследовательская аналитическая технология.

Технологии обучения         

  • дифференцированного обучения
  •  групповые технологии
  •  игровые технологии
  •  технология развития критического мышления
  •  метод проектов
  • проблемно-диалоговое обучение
  • технология  обучения как учебного исследования

Приемы и средства для формирования познавательной активности

(прием – деталь метода, отдельные его операции – практические и мыслительные, моменты в процессе усвоения знаний и умений)

  • “корзина идей, понятий, имен”
  •  «до и после»
  • ассоциативный ряд
  • фантастическая догадка
  • глосс
  • контекст
  • оптимус
  • структур
  • планус, проблемус, конструкт
  • проект
  • инсерт
  • толстые и тонкие вопросы
  • связи
  • верные и неверные утверждения
  • извлеки информацию
  • вопросительные слова
  • ложная альтернатива…

Рефлексия

"ПОПС-формула".

 Автор - профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР.

Участникам предложено написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов:

«Я считаю, что блог…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Методики рефлексии: 

  • график
  •  шкалирование
  •  «снежинка»
  •  «образ лица»
  •  «свободное письмо»
  •  «незаконченные предложения»
  •  проекция
  •  словесная метафора
  •  афоризм
  •  «забор».
  1. 2 этап занятия - операционно-исполнительский.

Технологическая карта заполняется:

2.Операционно-исполнительский.

2.1.Постановка проблемы.

2.2.Определение темы исследования.

2.3.Формулирование цели исследования.

2.4.Выдвижение гипотезы.

2.5.Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6.Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» нового знания.

Приемы:

-отложенная отгадка

- корзина идей

- «до и после»

- планус

предлагают варианты проблем

определяют противоречия

выдвигают гипотезу

предлагают план и формат работы

работают с документами, техника «инсерт», смысловое чтение, выбор и структурирование информации  по вопросам исследования

регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция работы.

коммуникативные: участие в учебном диалоге, сотрудничество при решении познавательных задач; разные формы обработки информации

познавательные: анализ документов, систематизация учебного материала, сравнение и сопоставление

3 этап - 3.Оценочно-рефлексивный этап.

 Главное – обобщение и систематизация материала, формулирование выводов. Применение новых знаний в учебной деятельности: сравнение реформаторской деятельности по отдельным направлениям.

3.Оценочно-рефлексивный этап.

3.1.Интерпретация полученных данных.

3.2.Выводы по теме исследования.

3.3.Применение новых знаний в учебной деятельности.

3.4. Итоги урока. Рефлексия

отсроченная догадка

мозговой штурм

незаконченные предложения

представляют проделанную работу, разрешают выявленные противоречия,  разбирают гипотезу, выполняют проблемное задание, оценивают свою работу на всех этапах урока. Дают оценку налу правления, подтверждают или опровергают  оценку А.С.Пушкина

регулятивные: коррекция знаний.

коммуникативные:

обсуждение, учебный диалог, формулирование аргументов.

Технологическая карта закончена.

В нашей статье мы попытались представить алгоритм работы педагога по составлению технологической карты занятия. Главным в этой работе является понимание требований ФОП и ФГОС ОО, наличие у педагога своей методической копилки, понимание сути конструктора урока и умения пользоваться рабочей программой учебного предмета как инструментов проектирования урока.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – с.18-22.
  2. Ильин, Е. П. Мотивации и мотивы. /Е. П. Ильин. – Питер, 2000. – 512с.
  3. Коджаспиров, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах./ Г.М. Коджаспиров. – М: АЙР ПРЕСС, 2008. – 254с.
  4. http://fb.ru/article/255667/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-podgotovka-tehnologicheskoy-kartyi-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos
  5. http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическая технология проектирования"

Проектный метод как способ реализации образовательного процесса в ДОУ....

Статья «Технология проектирования в детском саду»

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...

Статья "Вовлечение семей дошкольников в педагогический процесс через использование технологии проектирования"

В статье представлен опыт работы участия семей дошкольников в проектной деятельности ДОУ...

Статья «Технология проектирования в образовании».

Статья «Технология проектирования в образовании»....

Статья «Технология эффективной социализации детей в ДОО: проектирование модели взаимодействия»

В данной статье описываются 9 инновационных технологий в направлении  информационно-коммуникативных развития....

Статья: "Использование технологий проектирования в познавательном развитии дошкольников." 2024г

Проектная деятельность способствует развитию детей, улучшению их аналитических и умственных способностей....

Статья технология проектирования

Проектирование технологической карты, прежде всего представляет собой предвари-тельную разработку основных деталей, компонентов и этапов предстоящей деятельности педагога и детей…Технологическа...