Статья технология проектирования
статья
Проектирование технологической карты, прежде всего представляет собой предвари-тельную разработку основных деталей, компонентов и этапов предстоящей деятельности педагога и детейТехнологическая карта НОД – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
Для чего нужна технологическая карта? При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Также при представлении воспитателем открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.
Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это происходит при составлении технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tehnologiya_proektirovaniya.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Сарикова Валентина Николаевна, педагог-психолог ВКК МБДОУ №155,
Смоленцева Юлия Викторовна, воспитатель логопедической группы 1КК МБДОУ №155
Технология проектирования занятия в ДОУ
и составления технологической карты
Новые требования к занятиям являются мотивационной средой для совершенствования методической и дидактической подготовки педагогов ДОУ. Педагогу необходимо учиться проектировать занятие в структуре ФОП ДО в соответствии с ФГОС, составлять технологические карты. Для этого нужны специальные умения и навыки, а лучше, технология, которая позволит оптимизировать время подготовки к занятию. Предлагаем технологию «Конструктор занятия» или «Пазл занятия».
Ключевые слова: типология занятия по ФОП и ФГОС, технологическая карта, рабочая программа, методическая копилка, конструктор урока
С чего начинается подготовку ? С рабочей программы, учебника, дополнительной литературы и всего того, что может пригодиться, например, презентация, чтобы учить сразу же отрабатывать формат заданий; рабочие тетради с заданиями, методические пособия. Список может быть любым и очень индивидуальным, все зависит от библиотеки педагога, умения работать с интернет-ресурсами, общей педагогической культуры.
Тему занятия формулируем в соответствии с рабочей программой учебного предмета. Например, «Проекты Патриотическое воспитание подрастающего поколения» I. Внешние и внутренние факторы, возраст, Смотрим в основной образовательной программе ФОП ДО раздел «Содержание патриотического воспитания», чтобы определиться с объемом и содержанием учебной информации и расставить акценты в теме занятия. Следующий шаг – определиться с типом занятия. Что влияет на выбор типа? Объем учебного материала, характер предполагаемой работы на занятие, планируемые результаты, положение занятия в рабочей программе: является ли он новым в теме или продолжением какой-либо темы.
Типология урока по ФГОС следующая: занятие открытия нового знания, занятие отработки навыков и рефлексии, занятие развивающего контроля, занятие-исследование, занятие построения системы знаний. В целом все занятия отличаются от тех, которые относятся к традиционной технологии, следующими аспектами: четкая и дробная структура занятия; целеполагание на каждом этапе занятия; акцент на внутреннюю мотивацию дошкольников; построение занятия от ребенка – от целеполагания до рефлексии; выполнение действий как по образцу, так в измененных условиях; обязательная рефлексия; системно-деятельностный подход в обучении. Т.е. учим в деятельности, учим способам деятельности, простраиваем деятельность под контролем педагога и в сотрудничестве с другими детьми; не передаем информацию, а создаем проблемное поле через систему учебных задач и учим дошкольников преодолевать их.
Остановимся на занятие-исследовании проектной деятельности. Занятие-исследование проектной деятельности имеет специфическую структуру, которую мы приведем ниже в технологической карте.
Теперь к технологической карте занятия. Технологическая карта вообще - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции, некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта занятия – графическое представление сценария занятия, содержащие описания этапов, технологий, отдельных техник и приемов, направленных на достижение планируемых результатов. Постараемся определить те аспекты технологической карты, которые необходимы, алгоритм из заполнения по принципу конструктора. Главная цель такой формы работы: показать наиболее энергозатратные и результативные приемы деятельности педагогов при подготовке к урокам.
Пример технологической карты.
Тема урока: (в соответствии с рабочей программе)
Цель: (образовательная)
Планируемые результаты: (выполняют функцию других целей занятий) прописываются с учетом, во-первых, первого раздала рабочей программы; второе, с учетом типа занятия.
Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
Личностные:
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и планируемые результаты |
1.Актуализация знаний. 1.1.Мотивация. 1.2.Фиксирование затруднений | |||
2.Операционно-исполнительский. 2.1.Постановка проблемы. 2.2.Определение темы исследования. 2.3.Формулирование цели исследования. 2.4.Выдвижение гипотезы. 2.5.Выбор метода решения проблемной ситуации. 2.6.Составление плана исследования. 2.7. «Открытие» нового знания. | |||
3.Оценочно-рефлексивный этап. 3.1.Интерпретация полученных данных. 3.2.Выводы по теме исследования. 3.3.Применение новых знаний в учебной деятельности. 3.4. Итоги урока. Рефлексия | |||
4.Домашнее задание с родителями |
Из данной структуры видно, что исследовательская проектная работа воспитанников занимает на занятие больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что дети быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к окружающей действительсности.
В нашем случае начало технологической карты может быть следующим:
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
Планируемые результаты:
- Познавательные УУД: разрешать проблемные ситуации, находить аргументацию в историческом источнике.
- Регулятивные УУД: сравнивать, давать оценочные суждения.
- Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге.
- Личностные УУД: преодолевать затруднения.
Теперь самое основное: необходимо заполнить все пустые сегменты нашей технологической карты. Для этого необходимо изучить материал в удобном вам ресурсе, его содержание и структуру, иллюстративный материал, документы, вопросы и задания, чтобы оптимально использовать дидактический аппарат учебника. После этого можно выбирать из своего методического арсенала методы, приемы, техники и целые технологии, которые позволят простроить процесс исследования на уроке. Приведем вариант конструктора. Он собирается легко, учителю нужно завести записную книжку, в которой следует записывать разные интересные приемы, использовать их в практической деятельности, отмечая их эффективность.
Таблица 1
Интерактивные формы обучения Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова Современные способы активизации обучения | Дискуссии: панельные дискуссии, форум, симпозиум, дебаты, круглый стол, «техника аквариума», «снежный ком», «карусель», ролевая дискуссия, мыслительные шапки, мозговой штурм. Игры: деловые, ролевые, организационно-деятельностные, имитационные. Тренинги: прогнозирование поведения, управленческий. Кейс-метод – исследовательская аналитическая технология. |
Технологии обучения |
|
Приемы и средства для формирования познавательной активности (прием – деталь метода, отдельные его операции – практические и мыслительные, моменты в процессе усвоения знаний и умений) |
|
Рефлексия | "ПОПС-формула". Автор - профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР. Участникам предложено написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Первое предложение (позиция) начинается со слов: «Я считаю, что блог…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Методики рефлексии:
|
- 2 этап занятия - операционно-исполнительский.
Технологическая карта заполняется:
2.Операционно-исполнительский. 2.1.Постановка проблемы. 2.2.Определение темы исследования. 2.3.Формулирование цели исследования. 2.4.Выдвижение гипотезы. 2.5.Выбор метода решения проблемной ситуации. 2.6.Составление плана исследования. 2.7. «Открытие» нового знания. | Приемы: -отложенная отгадка - корзина идей - «до и после» - планус | предлагают варианты проблем определяют противоречия выдвигают гипотезу предлагают план и формат работы работают с документами, техника «инсерт», смысловое чтение, выбор и структурирование информации по вопросам исследования | регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция работы. коммуникативные: участие в учебном диалоге, сотрудничество при решении познавательных задач; разные формы обработки информации познавательные: анализ документов, систематизация учебного материала, сравнение и сопоставление |
3 этап - 3.Оценочно-рефлексивный этап.
Главное – обобщение и систематизация материала, формулирование выводов. Применение новых знаний в учебной деятельности: сравнение реформаторской деятельности по отдельным направлениям.
3.Оценочно-рефлексивный этап. 3.1.Интерпретация полученных данных. 3.2.Выводы по теме исследования. 3.3.Применение новых знаний в учебной деятельности. 3.4. Итоги урока. Рефлексия | отсроченная догадка мозговой штурм незаконченные предложения | представляют проделанную работу, разрешают выявленные противоречия, разбирают гипотезу, выполняют проблемное задание, оценивают свою работу на всех этапах урока. Дают оценку налу правления, подтверждают или опровергают оценку А.С.Пушкина | регулятивные: коррекция знаний. коммуникативные: обсуждение, учебный диалог, формулирование аргументов. |
Технологическая карта закончена.
В нашей статье мы попытались представить алгоритм работы педагога по составлению технологической карты занятия. Главным в этой работе является понимание требований ФОП и ФГОС ОО, наличие у педагога своей методической копилки, понимание сути конструктора урока и умения пользоваться рабочей программой учебного предмета как инструментов проектирования урока.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – с.18-22.
- Ильин, Е. П. Мотивации и мотивы. /Е. П. Ильин. – Питер, 2000. – 512с.
- Коджаспиров, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах./ Г.М. Коджаспиров. – М: АЙР ПРЕСС, 2008. – 254с.
- http://fb.ru/article/255667/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-podgotovka-tehnologicheskoy-kartyi-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos
- http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогическая технология проектирования"
Проектный метод как способ реализации образовательного процесса в ДОУ....
Статья «Технология проектирования в детском саду»
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...
Статья "Вовлечение семей дошкольников в педагогический процесс через использование технологии проектирования"
В статье представлен опыт работы участия семей дошкольников в проектной деятельности ДОУ...
Статья «Технология проектирования в образовании».
Статья «Технология проектирования в образовании»....
Статья «Технология эффективной социализации детей в ДОО: проектирование модели взаимодействия»
В данной статье описываются 9 инновационных технологий в направлении информационно-коммуникативных развития....
Статья: "Использование технологий проектирования в познавательном развитии дошкольников." 2024г
Проектная деятельность способствует развитию детей, улучшению их аналитических и умственных способностей....
Статья технология проектирования
Проектирование технологической карты, прежде всего представляет собой предвари-тельную разработку основных деталей, компонентов и этапов предстоящей деятельности педагога и детей…Технологическа...