Проект "Русский народный костюм"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта: «Русский народный костюм»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет № 1
Выполнила: | Колпакова Е.В. |
Оренбург
2020
Проектная карта | ||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | |||||
Понедельник 12.10.20 | Вторник 13.10.20 | Среда 14.10.20 | Четверг 15.10.20 | Пятница 16.10.20 | ||
1 | Непосредственно образовательная деятельность | Беседа «Ознакомление с русским народным костюмом» | Беседа «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. | Беседа об Оренбургском пуховом платке | Беседа на тему «Русская народная обувь» | Беседа на тему «Русская изба» |
2 | Рассказывание | Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Рассказывание русской народной сказки по желанию детей | |||
3 | Чтение худ.литературы | Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», рассматривание русских костюмов в сказке | Просмотр мультфильма «Морозко», рассматривание русских костюмов в сказке | Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди», рассматривание русских костюмов в сказке | Чтение русской народной сказки «Снегурочка», рассматривание русских народных костюмов этой сказки. | Русский народный фольклор (Загадки. потешки, прибаутки) |
4 | Экспериментирование, моделирование | Составление из счетных палочек русского народного костюма | ||||
5 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | Д\и «Оденем куклу в костюм» | Д\и «Собери картинку» | Малоподвижная игра «Ручеек» | Д\и «Что лишнее» | П\и «Мороз красный нос»
|
6 | Художественно-творческая деятельность: | |||||
рисование | Раскрашивание русского народного костюма | Украшение фартука | ||||
аппликация | «Украшение платочка» | |||||
лепка | Лепим конфеты к чаю |
Матрица проекта
Название проекта: «Русский народный костюм»
Тема проекта: формирование представлений детей о русской народной одежде.
Проблемное поле проекта:
Реализуя тему «Одежда», на которой воспитатели и дети рассматривали модели современной одежды. От детей прозвучал вопрос: а наши прабабушки и прадедушки тоже носили такую же одежду? Кто-то давал положительные и отрицательные ответы, кто-то говорил, что не знает. И дети захотели узнать, в какой же одежде ходили люди на Руси.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Наглядные методы
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Словесные методы
Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
Беседа.
Чтение художественной литературы.
Игровые методы
Дидактическая игра
Подвижная игра
Цель:
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, формирование начал национальной культуры детей, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
1.Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
2.Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
3.Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
4.Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма).
5.Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
6.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
7.Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
8.Обогащать словарный запас дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
- Имеют представления о жизни русского народа;
- Осознают принадлежность к своему народу;
- Используют в активной речи устный народный фольклор;
- Имеют представления о национальном костюме русского народа;
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Описание продукта, полученного в результате проекта
создание куклы в русском национальном костюме, пополнение патриотического уголка играми, рисование и раскрашивание русских народных костюмов
Вид проекта – познавательный, творческий
Состав участников: дети 4-5 лет, воспитатели, муз руководитель, родители.
Планируемое время на реализацию проекта
Краткосрочный проект (одна неделя)
Интеграция образовательных областей
№ | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Познавательное развитие | Исследование козьего пуха | Познакомить детей со способами получения козьего пуха; обработки пуха. |
2 | Речевое развитие | Рассказывание детьми известных русских народных сказок;; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки |
3 | Социально-коммуникативное развитие | Беседа на тему «Ознакомление с русским народным костюмом», «Знакомство с русскими народными инструментами», «Оренбургский пуховый платок», «русская народная обувь», «Русская народная изба» | Приобщение детей дошкольного возраста к к национальным традициям; Формировать представление о русских народных игрушках; Познакомить детей с одним из народных промыслов- Оренбургским пуховым платком |
4 | Художественно – эстетическое развитие | Рисование: раскрашивание русского народного костюма, украшение фартука. Аппликация: украшение платочка. Лепка: конфеты к чаю | Знакомить детей с русским народным костюмом Развивать конструктивные способности детей Развивать мелкую моторику рук |
5 | Физическое развитие | Малоподвижная игра «Ручеек», п\и «Мороз красный нос» | Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми. |
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№ | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | 1. Определение темы, цели и задачи по выбранной теме. 2. Подобрать методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. 3. Подобрать дидактические, подвижные и хороводные игры. 4. Отбор художественной литературы: стихи, поговорки, рассказы, сказки . 5.Составить дидактические игры по теме проекта. 6.Составить перспективный план по реализации проекта. 7.Разработать конспекты проводимых мероприятий | |
2 | Основной | 1. Реализация перспективного плана с детьми и их родителями. 2. Беседы «Ознакомление с русским народным костюмом», «Знакомство с музыкальными инструментами», «Беседа о Оренбургском пуховом платке», «Русские народные игрушки», «Русская изба» 3.Чтение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», знакомство с русским народным фальклорм (загадки, потешки, прибаутки) 4. Дидактические игры «Одень куклу», «Собери картинку», «Что лишнее». 5. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, моделирование). 6. Работа с родителями беседы с родителями по изготовлению русского национального костюма для куклы, консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций» 7. Подвижные и малоподвижные народные игры: русские «Ручеек», «Мороз красный нос» | |
3 | Заключительный | пополнение патриотического уголка дидактическими играми и материалом о руссом народном костюме. Изготовление традиционной народной куклы. Организация в группе выставки по итогам детских работ. |
Список литературы
Алешина Н.В «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Серия Воспитание человека. Москва 2005 год
Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011.
Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»).
Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По ред. К. В. Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный костюм
Русский народный костюм...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/13/picture-32982.jpg)
Рисование "Русский народный костюм"
Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...
история русского народного костюма
конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320155-1382265905.jpg)
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1127298-1552835196.jpg)
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.
В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055986-1536585608.jpg)
Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»
Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1180393-1572107492.jpg)
Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"
Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....