Организация работы над речевым развитием на ООД по ФЭМП
материал (старшая группа)
Организация работы над речевым развитием на занятиях по ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_avgustovskomu_soveshchaniyu.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
Организация работы над речевым развитием на занятиях по ФЭМП
Воспитатель: Насретдинова А.И.
Согласно ФОП образовательная программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей. Образовательная область "Коммуникация" прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и в области "Познание" при ФЭМП.
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП решаются следующие задачи.
1.Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2.Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
3.Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:
4. Активизирование умственной деятельности детей.
5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Самый главный метод, используемый на занятиях по ФЭМП для развития речи:
Словесный метод. К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.
Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.
Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям.
Они могут быть:
1. репродуктивно-мнемические(Что это такое? Какого цвета флажки?),
2.репродуктивно-познавательные(Сколько будет кубиков, если я добавлю еще один?),
3.продуктивно-познавательные(Что нужно сделать,чтоб флажков стало поровну?).
В младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения. Используются прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
В старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе. Вопросы, в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.
Основные требования к вопросам как методическому приему:
• точность, конкретность;
• логическая последовательность;
• вопросы должны будить мысль ребенка, развивать его мышление, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;
• количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель.
Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок. В отдельных случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.
Ответы детей должны быть:
• краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;
• самостоятельным, осознанными;
• точными, ясными, достаточно громкими;
• грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).
В paбoтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке конфет четыре», — говорит малыш. «На полке четыре конфеты», уточняет воспитатель.
Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, грамотностью речи. Это сопровождается различными пояснениями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детей обследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата (прямоугольника, треугольника), они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы». Или другой пример. Воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождает пояснениями, как следует наложить меру, обозначить ее конец, снять ее, снова наложить. Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры.
Воспитатель заботится о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Наиболее сложным для детей 3-4 лет является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять союзы «а» и «и». Вначале приходится задавать вспомогательные вопросы, а затем просить детей рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Воспитатель дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает.
В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как можно сделать, проверить, сказать?».
Формирование математических представлений способствует развитию логического мышления дошкольников, способности устанавливать связи и взаимоотношения. Поэтому правильное использование математических понятий и терминов очень важно в речи педагога.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Совершенно недопустимо использование в математической речи уменьшительно-ласкательных форм терминов, например «треугольничек», «квадратик», «кружок». Правильные названия геометрических фигур звучат – треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, а не кружок.
КРУЖОК – это группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация.
На занятиях по ФЭМП педагог должен четко дифференцировать понятия «число» и «цифра».
Также хочется обратить ваше внимание на «один» и «раз». Один — счёт. Раз — действие. В разговоре при счете допустимы оба варианта. Как обозначение количества - конечно же, только "один". Вариант "раз" именно более разговорный и живуч в силу односложности - например, в фитнесе или танцах, как показатель ритма.
Раз – это не числительное, поэтому при счете предметов необходимо счет начинать со слова «один».
Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в детском саду.
Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. Разумеется, словарь нельзя считать навсегда данным и неизменным.
Овладение словарём обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений, наконец, способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
Практические знания на занятиях по формированию элементарных математических представлений в младшей и средней группах следует давать одновременно с указанием на место речевого выражения действия («Раскладывай и говори, что ты делаешь? Расскажи, как ты выполнил задание? Что ты сделал? Расскажи, почему взял сначала три предмета, а потом столько же положил справа?»).
Рассуждения пяти-шестилетних детей могут основываться только на зрительном восприятии анализируемого или сформированных представлениях. Поэтому их речь следует за выполнением действия другим лицом. Вот почему задание сопровождается словесной инструкцией («Объясни, как выполнял задание? Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять? Объясни, что я сделала? Объясни, как выполнил задание Саша?»). Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, постепенный переход к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдаются организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщениям.
Также, воспитатель на занятиях (кроме того, что объясняет, последовательно разъясняет характер упражнений) кратко, образно, конкретно обобщает ответы, результаты практических действий, подводит итог. В каждом конкретном случае её обобщения определяются программной задачей, содержанием упражнений, уровнем ответов, степенью освоенности учебного материала. Объясняя материал, она использует тот же словарь, который должны освоить дети: слова и словосочетания, выражающие количество, величину, форму, пространство, отношения объектов. Её речь всегда должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец – один из основных путей развития речи дошкольников на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т.к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной.
На своих занятиях по математике широко используем разного рода речевой материал: стихи, считалки, загадки, фольклор, которое не только развивает речь, но и помогает оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.
Активизировать детей на занятии, заинтересовывать помогают разного рода физминутки, например:
-А, заодно, и вам предлагаю немного отдохнуть, встаем для разминки:
«ДНИ НЕДЕЛИ»
В понедельник я купался
А во вторник –рисовал
В среду долго умывался
А в четверг футбол играл
В пятницу – прыгал бегал очень много танцевал.
А в субботу воскресенье целый день я отдыхал!
Физминутки - веселые, динамичные, ребята их с легкостью запоминают, проговаривают на последующих занятиях и тем самым развивают речь.
Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь. Поэтому использовала приёмы: пересказ по схемам-опорам, драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик» и др; сочинение сказок по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения; изготовление книжек-малышек с математическим содержанием (сказки, загадки, примеры, логические задачи, ребусы). Все эти приёмы помогают воспитанникам овладеть связанной речью, помогают выявить уровень сформированности связного высказывания.
Разнообразить обучающий процесс, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ помогают дидактические игры. Дидактические игры способствуют знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, развивают связную речь, стимулируют познавательную активность детей. Они могут быть самыми разными и их выбор зависит от поставленной цели.
Сформированность грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребёнок должен установить зависимости между данными в задаче, выделить их логические связи. Отсюда следует: речь-это важная предпосылка овладения счётными операциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ»
Сценарий педагогического совета. Будет полезен тем коллективам ДОУ, которые реализуют годовую задачу по развитию речи, а также всем кто интересуется данным разделом работы с детьми....
Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...
«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/
В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....
Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста
В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ»
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонети...
Особенности организации работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО
Особенности организации работы по развитию речи дошкольников в доу в соответствии с ФГОС ДО...