Консультация "Современные концепции дошкольного образования"
консультация

Создание концепции дошкольного образования как системы общего образования связано с необходимостью модернизации дошкольного уровня образования. В ней рассматриваются актуальные проблемы современного дошкольного образования: придания этому образованию статуса самостоятельной ступени обучения и развития подрастающего поколения, со своими спецефическими основами функционирования, принципами и направлениями деятельности. Главная цель - создание единого образовательного пространства, сообщества детей, родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ д/с №40 г.Белгорода – Бутенко Ирина Николаевна

Современные концепции дошкольного образования

    Концепция «Дошкольное образование как система общего образования» была разработана отечественными учеными в 2005 году под руководством В. И. Слободчиковой. Создание данной концепции связано с необходимостью реформирования, модернизации дошкольного уровня образования. В ней рассматриваются актуальные проблемы современного дошкольного образования: Придание дошкольному образованию статуса самостоятельной ступени обучения и развития подрастающего поколения, со своими специфическими основами функционирования, принципами и направлениями деятельности.

    Современные концепции дошкольного образования:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-  обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-  обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

-  создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

-  формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

- Доступность качественного дошкольного образования. Каждый ребенок имеет право на получение должно уровня дошкольного образования, независимо от его потенциальных возможностей, социального статуса, особенностей развития.

-  Создание условий для преемственности дошкольного уровня образования и школьного. Преемственность должна присутствовать в образовательных программах, методах и технологиях обучения дошкольников и младших школьников.

    -  Равноправие и равнозначные возможности поступления детей в школу. Каждый ребенок должен развиваться в соответствии со своими потенциальными возможностями. Каждому дается право на раскрытие своего потенциала и освоение системы знаний и навыков, независимо от уровня интеллектуального, психического и физического развития. Создание оптимальных условий для подготовки дошкольников к начальному этапу школьного обучения. Этого достичь возможно при бесплатном дошкольном образовании и ориентации образовательных программ на психологическую и физическую готовность, безопасности здоровья детей и гармоничного развития их личности. Данная концепция предлагает организацию дошкольного образования, основанную на вариативных образовательных программах. Такое образование предполагает индивидуальный подход к каждому воспитаннику, организацию сотрудничества между воспитателями и детьми и предоставления дошкольникам максимальной самостоятельности во всех направлениях их развития.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, Но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А . С. Макаренко.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В современных социальных условиях дошкольное образование находится на этапе модернизации. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровня общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку и введение в систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В данном документе подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей.

Также сформулированы требования к созданию образовательной среды, которая: обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1). Основные нормативно – правовые документы международного уровня: Всеобщая декларация прав человека (1948г .)

Декларация прав ребенка (1959г .)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989г .)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.).

2). Нормативно-правовые документы федерального уровня:

Конституция РФ

 Гражданский и Семейный кодекс РФ

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ »

Закон «Об образовании »

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Федеральный государственный образовательный стандарт ДОО

3). Нормативно-правовые документы ДОУ:

Договор ДОУ с родителями (законными представителями);

Локальные акты ДОУ

Главная цель – создание единого образовательного пространства, сообщества детей, родителей и педагогов. Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, взаимоподдержки между ДОУ и семьей; обеспечить повышение педагогической и правовой культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Список литературы :

 1.Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 2001.

2. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. - М., 2004.

 3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М., 1993.

4. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А. Парамоновой. - М, 2004.

5. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А. Соломенникова . - М, 2003.

6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ. пед . вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).

Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...

Место творческого развития в современной концепции дошкольного образования.

Известно практически каждому человеку, что и обучение, и воспитание человека начинается в кругу семьи. Маленький человечек от самых близких ему людей усваивает первые знания, умения, навыки. Но младен...

«Пальчиковые игры и их влияние на всестороннее развитие ребенка в рамках современных концепций дошкольного образования»

Педагогический проект направленный на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Основное понятие "индивидуализация " в концепции дошкольного образования.

Данный доклад был представлен на заседании РМО по личносно-ориентированному подходу к содержанию предметно-пространственной среды в ДОУ....

Концепция дошкольного образования

Нормативно-правовой акт...

«Современные концепции дошкольного образования»

Современные концепции дошкольного образованияохрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;• обеспечения равных возможностей полно...

"Концепции дошкольного образования"

Концепции дошкольного образованияохрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;• обеспечения равных возможностей полноценного разв...