Театральные игры и упражнения для младших дошкольников
консультация (младшая группа)

Муталлапова Гюльнара Мансуровна

В консультации предложены простые игры по разделу театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr._igry.doc67 КБ

Предварительный просмотр:


Театрализованные игры и упражнения
для младших дошкольников

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости).

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.

Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рас сказы, стихотворения. Далее дети импровизируют на заданную тему.

Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание произведения. Когда мы знакомим детей с произведением, ни в коем случае нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребятами до начала игры не стоит.

Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего использовать театр на фланелеграфе либо настольный. Также можно обратиться к куклам бибабо или пальчиковым. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

Вначале воспитатель-ведущий сам читает текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. По мере того как дети овладевают содержанием, их активность в повторных играх возрастает. Не надо требовать от ребят буквального воспроизведения. Но когда текст будет достаточно хорошо усвоен, нужно поощрять точность его изложения. Читая песенки или стихотворения, подключайте детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, ими тируют голос, интонацию, движения персонажей.

Чтение произведений должно сочетаться с мимикой, поэтому педагогу желательно заучивать тексты, а не использовать постоянно книгу или аудиозапись.

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки были всеми узнаваемы. Необходимо учить детей средствам выразительности. В младшем дошкольном возрасте это: образно-выразительные умения (имитация характерных движений животных);  художественно-образные выразительные средства — интонация, мимика, пантомимика (жесты, позы, походки).

Прежде чем учить детей средствам выразительности, педагог должен задуматься: обладаю ли я сам в совершенстве этими средствами? Он должен работать над собой, поскольку является образцом для детей. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание произведения, его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, выразительность их высказываний.

Далее — небольшие упражнения с детьми. Целесообразно начинать их с младшей группы. Например, после показа и про чтения сказки «Теремок» предложить детям попроситься в теремок, как волк и т.д. Можно объявить конкурс «Кто лучше?». Обратить внимание детей на способы вождения персонажей и предложить им попробовать действовать самим, привлекать внимание к лучшему исполнению. Это доставит детям радость, кроме того, будут сформированы необходимые умения. В следующий раз предложить ребятам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с различной интонацией: «здравствуйте» (радостно, приветливо, угрюмо и др.).

Выберите четверостишье прочтите его детям с разными интонациями: удивленно, насмешливо, радостно, грустно. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове («я люблю свою лошадку»). Обратите внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

Детям нравятся упражнения развивающие мимику и пантомимику. Предложите им изобразить грусть, радость, удивление, страх и т.д. Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость); из-за куста появился зубастый волк (страх). Для развития пантомимических средств выразительности используйте упражнения на память физических действий («вымоем посуду» «подметаем пол», «поливаем цветы»). В младшей группе предложите детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый мед ведь. Наблюдая с детьми исполнителей, учите их подмечать различия и характеристике образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. Можно использовать загадки: «Покажи, как прыгает зайка» (В. Агафонников «Маленький — беленький»); «Покажи, как ходит петушок» (В. Агафонников «Не ездок, а со шпорами»). Итак, при умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитаний и развития личности.

Игры на развитие слуха, звукоподражания,

предметно-игровых действий, формирование речи

«Угадай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петруш ка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.



«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

«Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые ...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену... Мишке.

Так, так и вот так — валенки-малышки.

Я надену... Мишке валенки-малышки,

Я надену... Мишке красное... пальтишко,

Красное ... пальтишко я надену... Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем...гулять,

Будем в саночках ... катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как мож но изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

«Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников

Театрализованные игры спо­собствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональ­ной отзывчивости)....

Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников

Данный материал является консультацией для педагогов и родителей. Данная подборка игр помогает лучше усвоить прочитанный детям материал художественной литературы. Игры направлены на формирование актер...

Консультация для педагогов: «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников»

Театрализованные игры способствуют  развитию   памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, активности, эмоциональности, отзывчивости)....

Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников.

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости).В театрализованно...

Консультация для воспитателей "Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников"

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости). В театрализованн...