Консультация для воспитателей "Театральные игры в детском саду"
консультация

Муталлапова Гюльнара Мансуровна

Театральные игры способны увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить; игровые тренинги, как правило,  способны развить у детей психические процессы — воображение, речь, внимание, память, интеллект; театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; данные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_igry_konsultatsiya.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.

Театральные игры для детей обладают рядом полезных качеств:

  • они способны увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить;
  • игровые тренинги, как правило,  способны развить у детей психические процессы — воображение, речь, внимание, память, интеллект;
  • театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал;
  • они способны развивать у детей познавательные интересы;
  • данные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности;

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки были всеми узнаваемы.  Необходимо учить детей средствам выразительности. В младшем дошкольном возрасте это:

– образно – выразительные умения (имитация характерных движений животных);  

– художественно-образные выразительные средства — интонация, мимика, пантомимика (жесты, позы, походки).

В младшей группе предложите детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый медведь. Наблюдая с детьми исполнителей, учите их подмечать различия и характеристике образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. Можно использовать загадки: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи, как ходит петушок».

Далее — небольшие упражнения с детьми. Целесообразно начинать их с младшей группы. Например, после показа и прочтения сказки «Теремок» предложить детям попроситься в теремок, как волк и т.д. Можно объявить конкурс «Кто лучше?». Обратить внимание детей на способы вождения персонажей и предложить им попробовать действовать самим, привлекать внимание к лучшему исполнению. Это доставит детям радость, кроме того, будут сформированы необходимые умения. В следующий раз предложить ребятам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с раз личной интонацией: «здравствуйте» (радостно, приветливо, угрюмо и др.).

Выберите четверостишье прочтите его детям с разными интонациями: удивленно, насмешливо, радостно, грустно. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове («я люблю свою лошадку»). Обратите внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

Детям нравятся упражнения развивающие мимику и пантомимику. Предложите им изобразить грусть, радость, удивление, страх и т.д. Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость); из-за куста появился зубастый волк (страх). Для развития пантомимических средств выразительности используйте упражнения на память физических действий

 (« моем посуду» «подметаем пол», «поливаем цветы»).

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.

I. Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально–личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чисто говорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует.

Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах  «Жадный пёс»,  «Страшный зверь»  через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

II. Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально–нравственной среды ребёнка.

III. Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств.

IV. Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.  

V. Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

        Далее  я предлагаю несколько театральных игр для детей разных возрастных групп.

Приложение

Театральные игры для малышей


Такие игры должны быть увлекательными, интересными и способными привлечь внимание малыша, чтобы он втянулся в игровой процесс. Ведь, как правило, дети такого возраста не способны усидеть на одном месте, они постоянно находятся в движении, а их внимание рассеянное.

  • Игра "Можно перейти ваш мост?"

За основу данной игры была взята популярная английская сказка. 

Суть игры: все дети выстраиваются на одной стороне комнаты в одну шеренгу. Ведущий выбирает одного ребенка, который будет "контролером". Он становится напротив шеренги детей у противоположной стены. Задача ведущего объяснить всем детям, что "контролер" и все дети стоят на разных берегах реки, которые соединяются мостиком. Этот мостик можно обозначить лентой или веревкой. 

Далее ребята задают вопрос "контролеру": «Можно ли перейти Ваш мостик?». А контролер отвечает: "Можете прыгать по мосту те, у кого в одежде присутствует желтый цвет. И так каждый раз водящий придумывает для ребят новое движение и новый цвет. 

  •   Игра "Игра с пальчиками"

Цель игры:  Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Суть игры: ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дед,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).

  •     Игра "Угадай по звуку"

Цель игры: развивать слуховое внимание детей.

Суть игры приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петруш ка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

Театральные игры в старшей группе 


Основные направления развития театральных игр для старшего дошкольного возраста заключаются в постепенном переходе детей от игры по одному литературному тексту к такой игре, которая будет подразумевать свободное построение ребенком сюжета, где используются средства выразительности, способные передать особенности персонажа. 

  • Игра "Мамины детки"

Цель игры: развить у ребенка воображение, пантомимические навыки, интерес к театрализованной деятельности, воспитать нравственные качества, научить пересказывать содержание знакомой сказки, вызвать положительный эмоциональный настрой. 

Прежде чем приступить к игре, воспитатель должен ознакомить ребят со сказкой "Кошка и котята".

Суть игры: Воспитатель приносит детям заранее подготовленную игрушку — кошку и предлагает ребятам спеть для нее песенку. Далее ведущий обращается к ребятам с вопросом: "Знаете ли вы сказку, в которой кошка потеряла своих котят, а потом нашла их и выручила из беды?".

Далее дети начинают с воспитателем вспоминать сюжет сказки "Кошка и котята". В процессе своего рассказа воспитатель делает небольшую паузу и просит ребят изобразить голосом, как рычал пес, как кошка звала своих котят во дворе, как жалобно мяукали котята, и как они были рады, когда мама их нашла и спасла. Так, в процессе игры, дети учатся пересказывать сказку и осваивают азы театрализованных постановок.

  • Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!".

Цель игры: научить детей принимать совместные решения, побудить к импровизации, поощрить попытки участвовать в коллективном разговоре, развить творческое воображение.

Суть игры: ведущий с помощью считалки выбирает одного водящего, которого выводят из комнаты. Далее ребята договариваются между собой, что и как они будут изображать. Потом водящий заходит в комнату и спрашивает у ребят: "Где вы были, девочки и мальчики? Что делали?". Дети отвечают: "Где были — мы не скажем, а вот что делали — покажем!". И после этих слов дети начинают показывать различные действия, которые они придумали. Задача ведущего в процессе игры советовать, что и как можно изображать. 

  •     Игра "Зверята"

 Цель  игры: формировать у детей навыки звукоподражания.

 Суть игры: Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлаточка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Театральные игры в подготовительной группе


Основные направления развития театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте заключаются в постепенном переходе ребенка от индивидуальной игры к групповой, где исполняют роли 3 и более человек; от театрализованных постановок под наблюдением взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от имитации действий литературных персонажей к осознанию собственных эмоций.

  • Игра "Угадай, что я делаю"

Цель игры — развить воображение, память, а также способность объяснить свою позу. Суть игры в том, чтобы ребенок принял определенную позу и потом смог ее объяснить. Ход игры: ведущий предлагает детям принять определенные позы, по их желанию:

  • 1) наклониться вперед;
  • 2) сесть на корточки;
  • 3) встать на колени, при этом руки и корпус должны быть устремлены вперед;
  • 4) стоять с поднятой рукой.

Задача ребенка заключается в том, чтобы предоставить ведущему возможные варианты ответов. Так, например, если ребенок принял позу "сесть на корточки", то он может расценить свои действия как рисование мелком, завязывание шнурков, рассматривание каких-либо предметов и прочее. 

  • Игра "Одно и то же, но по-разному"

Данная игра позволяет детям развивать воображение, фантазию, веру, умение объяснять свое поведение и действия предлагаемыми обстоятельствами, а не выдуманными причинами.

Суть игры в том, что дети делятся на 3—4 творческие команды, каждая из которых получает по определенному заданию. Ведущий предлагает ребятам придумать и показать различные варианты поведения по конкретному заданию, например: человек слушает, поднимает руку, ест, бежит, плачет, смеется и прочее. Каждый ребенок придумывает для себя свой вариант поведения, а задача остальных ребят заключается в том, чтобы разгадать, где он находится и чем занимается. Необходимо отметить, что в разных условиях одно и то же действие может выглядеть по-разному.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 18»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Выступление

 на педагогическом совете № 3 по теме:
«Развитие творчества дошкольников через

 театрализованную игру »

Подготовила:

воспитатель Муталлапова Г.М.

г. Салават


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя - дефектолога. «Строительные игры в детском саду».

Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте.Становление конструктивной деятельности начинается с воспитани...

Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...

Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.

Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...

консультация " Организация сюжетной игры в детском саду"

Игра занимает центральное место место в жизни дошкольника. Сюжетная игра имеет большое значение для психологического значения детей....