Статья на тему «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
статья

Андрусевич Наталья Владимировна

Статья на тему «Использование приемов  мнемотехники в развитии  связной речи детей  дошкольного возраста».

 

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».

 К. Д. Ушинский

 

Аннотация: в данной статье рассматривается метод мнемотехники как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и информации, повышает компетентность родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: связная речь, метод мнемотехники, мнемотаблицы, схемы, ассоциативное мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Использование приемов  мнемотехники в развитии  связной речи детей  дошкольного возраста».

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».

 К. Д. Ушинский

Аннотация: в данной статье рассматривается метод мнемотехники как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и информации, повышает компетентность родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: связная речь, метод мнемотехники, мнемотаблицы, схемы, ассоциативное мышление.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может правильно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместных играх. И наоборот неясная речь ребенка весьма затрудняет  его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый  отпечаток на его характер.  

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Педагогам хорошо известно, что большинство детей (особенно дети с речевыми нарушениями) не очень любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Именно поэтому, педагоги считают необходимым пробудить интерес, увлечь ребенка, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Еще со времен К.Д. Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».  К. Д. Ушинский.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием не только развитие речи, но и развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания) и воображения.

В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

– развитие связной речи;

– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

– обучение детей правильному звукопроизношению;

– развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:

– обучения составлению рассказов;

– при пересказах художественных произведений;

– при проговаривании чистоговорок и скороговорок;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихотворений.

Дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы.   Практика показала, что большинство детей  заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память воспитанников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

  • Рассматривание таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (Разбор закодированной информации, установление логических связей).
  • Пересказ с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.

Считается, что мнемотехникой можно заниматься с детьми раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет.

Работа с ребенком начинается с использования «готовых» мнемотаблиц для пересказа текста. «Готовые» мнемотаблицы могут быть цветными и черно-белыми. Красочно оформленный материал привлекателен для ребенка дошкольника, способствует его включению в деятельность по запоминанию, поддержанию и развитию интереса. Когда у детей появляется интерес, можно начинать использовать мнемотаблицы для разучивания стихов, скороговорок, текстов для пальчиковой гимнастики.   Затем дети  сами создают  мнемотаблицу.

 В процессе работы мы убедились, что использование технологии мнемотехника, как эффективный  метод  при работе с детьми, действительно дает положительные результаты, т.к. позволяет повысить уровень речевого развития.  Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления, воображения воспитанников. Они запоминают большие по объёму тексты. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Источники литературы:

  1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Логопедическиезанятияв детском саду. Средняя группа / Старшая группа». – М.: Скрипторий 2003, 2012
  2. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса,  2004.

3.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. (Конфетка). – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

4.Нищева. Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 

5.Пшонко В.В. Доскажи словечко. (Конфетка).  – М.: ТЦ Сфера, 2008

6.Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал. - М.: Мозаика-синтез, 2004.

7.Теремкова Н.Э.  Я учусь пересказывать. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019

8.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. : Гном, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование искусства оригами с детьми дошкольного возраста"

Овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям т.е. развитию ребенка....

Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...

Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...

статья на тему: использование русской народной сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты возможности педагогической поддержки при развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок....

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....