Волонтерское движение как средство нравственного воспитания старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Засухина Светлана Геннадьевна

консультация для педагогов ДОУ по нравственному воспитанию посредством создания волонтерского движения среди старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Волонтерское движение  

как средство нравственного воспитания

старших дошкольников

Воспитатель: С.Г.Засухина

Энгельс

2018 г

Волонтерское движение как средство нравственного воспитания старших дошкольников

   Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены нравственных ценностей материальным благополучием.  Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей  к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство  учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

 Исходя из вышесказанного мы поставили цель:

Внедрить  волонтерскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  высоко нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи:

-Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность.  

-Воспитание   нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

-Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

-Развитие коммуникативных навыков детей.

-Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Новизна:

  1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
  2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
  3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Актуальность

 Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам,  «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.  В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

 

Проблема:

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги,  в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду,  стали использовать его два года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

Новизна:

  1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
  2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
  3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать два года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

А самые близкие  нам- это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.  Они уже могут провести настоящий мастер- класс  на разные темы.

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать " Дни помощи".

  Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.

А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.

Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам,  одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, одиноких пенсионеров. А потом ребята или сотрудники социальной службы поздравляют и вручают подарки.

Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.

    Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как " Посади свое дерево", " Сбереги елочку", " Мусор Земле не к лицу", развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача -научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.

Отдельно хочется сказать об акции " Посылка земляку", которая проходит в нашем районе 13-й год подряд при финансовой поддержке администрации Шатурского района и содействии местного отдела военного комиссариата, а также специалистов и волонтеров "Комплексного молодежного центра" для жителей города Шатура. В этом году мы тоже приняли участие в похожей акции - " Письмо солдату- земляку". Ребята написали письма бывшим воспитанникам нашего детского сада, сегодняшним солдатам, и отправили их.

В ответ получили огромные слова благодарности от матерей и самих ребят.

 В этом году , благодаря сотрудничеству с Молодежным центром, мы организовали интереснейшую встречу для ребят подготовительной группы с  представителями поискового отряда "Отечество". Не смотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже более 70 лет, не все погибшие захоронены. До сих пор на местах боёв находят безымянные останки, а многие семьи так и не узнали о судьбе своих близких.

Поисковые работы постоянно ведутся на всей территории Российской Федерации. Этим занимается и Варя Рунина, юная и очень активная представительница поискового отряда "Отечество" Шатурского района.

Третьеклассница рассказала нашим ребятам о своем труде, показала найденные их отрядом экспонаты времен Великой Отечественной войны. Ребята с неподдельным интересом слушали завораживающий рассказ, а потом задали много вопросов Варе и получили на них ответы.

Между детьми двух возрастов состоялась живая интересная беседа.

Еще одной очень важной традицией нашего детского сада является поздравление ветеранов ВОВ во время митинга, посвященного Дню Победы. Дети с гордостью и трепетом чествуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой.

Данный вид работы для нас является новым, но очень интересным и детям и взрослым.

Предполагаемые результаты проекта: 

  1. Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
  2. Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
  3. Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  4. Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
  5. Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
  6. Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и  пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.

 

Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: С сентября 2016 года по май 2017 года. Работа в данном направлении будет продолжается в дальнейшем.

 

Актуальность

 Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам,  «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.  В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

 

Проблема:

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги,  в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду,  стали использовать его два года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

Новизна:

  1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
  2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
  3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Педагогический проект "Худжественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников с нарушениями речи"

Проект направлен на возможность использования художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Статья на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания старшего дошкольника».

В статье  рассказыкается о роли сказки в жизни ребёнка, её важности. Материал может пригодиться родителям дошкольников, воспитателям  и студентам педагогических колледжей....

Реферат "Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников"

В реферате раскрывается потенциал сказки в  нравственном воспитании сташих дошкольников.Автор делает вывод, чтопотенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости: сказка являе...

Методическая разработка «Мультимедийный проект «В гостях у сказки» как средство нравственного воспитания старших дошкольников»

laquo;Нравственность – это внутренние, духовные качества,которыми руководствуется человек,этические нормы, правила поведения,определяемые этими качествами». Ожегов С.И.В настоящее вр...