НОД «Матрешка-символ России»
материал

Шпигер Татьяна Николаевна

НОД  «Матрешка-символ России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_matryoshka_simvol_rossii.docx64.97 КБ

Предварительный просмотр:

Новоярковский детский сад,филиал МБДОУ «Детский сад№189»

                     НОД  «Матрешка-символ России»

             (разновозрастная группа ,вторая младшая )

F:\Новая папка (10)\IMG-20220410-WA0001.jpg

                                                       Подготовила: Воспитатель Шпигер Т.Н

                                                2022год

«Русская народная игрушка - матрешка».

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

-Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Закрепить порядковый счет до 5 .

- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры

-упражнять в отгадывании загадок

учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей.

Развивающие:

- Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

-Развивать интерес детей к народному творчеству;  творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;  умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

- Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы.

 Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал: Деревянная игрушка матрёшка, мульти медийная установка, силуэты матрёшки

Раздаточный материал:

- Силуэт  матрешки.-Ватные палочки, салфетки, краски .

 Организационный момент.

 Воспитатель  входит в зал.
- Здравствуйте, ребята. Для начала встанем в круг

-Собрались все дети в круг (стоят в кругу)

Я твой друг и ты мой друг( подают друг другу руки)

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся(улыбаются)

-Предлагаю посмотреть друг на друга и улыбнутся .

Все дети улыбаются ? Хорошее у вас настроение?(да)

(присаживайтесь на стульчики)

Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной игрушкой, которую знают во всем мире , любят взрослые и дети.

- Я пришла я к вам не одна, а со своими подружками! Отгадайте загадку.

(В корзинке лежат матрешки)

 

Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)

- Молодцы, отгадали. Достаю большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Что есть у Матрешки? Рассмотреть матрешку.

Внутри секреты есть, может три а может шесть.

Может кто то из вас догадался, что за секрет?( она разбирается ,а внутри ее маленькие матрешки)

 -Давайте посмотрим, что в середине нашей Матрешки находится.

- Она легко разбирается .В каждой большой матрешке живет маленькая , а в маленькой еще меньше.( Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на стол)

-Сколько всего матрешек поместилось в одной большой матрешке?(дети считают, ответы детей)

 –Молодцы ребята.

 Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой, рассматривают.

Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают ,ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

 Предлагаю вам ребята поиграть в игру  Игра «Собери матрешку» Разрезные картинки.

 

-А хотите узнать , как появилась  матрёшка. Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.

Основная часть.

 (слайд 2)

Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

(Слайд 3)

Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

(Слайд4)

Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только  простая, деревянная.

(слайд 5)

 Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.  их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.


(слайд6)

На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали


(слайд 7)

. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.


(Слайд 8)

 - Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)- Значит она какая? (Деревянная)

(слайд 9)

- Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной ? (Разукрасили) Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная)

(слайд 10)

 - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, расписные. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. 
 

(слайд 11 картинка матрешка и музыка)

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

 -Ребята , а вы знаете стихи о матрешке? Расскажите пожалуйста.

(Шли матрешки по дорожке,

Было их немножечко,

Две Матрены ,три Матрешки

И одна Матрешечка )(Полина)

(Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем….(Олеся))

(присаживайтесь на стульчики)

А вы любите загадки? А вы знаете, что у Матрешек есть подружки-игрушки? Если отгадаете, какие игрушки, то на экране появится картинка -  отгадка.

Загадки:

Что за игрушка – непоседа

Всюду бегает по следу

Я нажала, завела

Завертелась вдруг Юла(слайд 12)

 

Не заставишь лежа спать

Лишь уложишь - хочет встать

Поупрямее барашка

Что за кукла - Неваляшка.( слайд 13)

 

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем…(погремушка) ( слайд 14)

-Ребята, а теперь я приглашаю вас в  мастерскую,   мы будем сегодня народными умельцами -мастерами и разукрасим  матрешек. Проходите за столы,

  посмотрите у нас в мастерской есть несколько матрешек , которых не успели раскрасить  ,посмотрите на них(на доске прикреплены заготовки матрешек  лица нарисованы , платочки раскрашены.а сарафаны белые.)

-Матрешкам так обидно ведь у их подружек(показать на игрушки матрешек) такие красивые наряды.

-Поможем подружкам?(да)

- Рисовать сегодня мы будем с помощью ватных палочек

- У вас на столах лежат силуэты  матрешек. Каждому из вас нужно будет украсить  сарафаны матрешек  .

   Показ воспитателя способа нетрадиционного рисования ватными палочками .

 ( Берем ватную палочку обмакиваем её в краску и наносим точки  на сарафан матрешки.

-Посмотрите что у меня получилось. Матрешка даже повеселела . А ваши матрешки еще грустят .А сейчас вы сами попробуете украсить  сарафаны.

 Для начала  подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:  Матрешка                                                                                                                     Мы- красавицы матрешки,                                                                                                          Разноцветные одежки                                                                                                                     Раз- Матрена ,два- Малаша ,                                                                                                              Мила –три , четыре- Маша,                                                                                                       Маргарита- это пять                                                                                                                      Нас нетрудно сосчитать.

- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

Дети рисуют (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

                                                                                                                       Рассматривание работ детей.                                                                                               Воспитатель: Какие красивые веселые матрешки  получились.

 А пока наши рисунки высохнут, мы вспомним, кто был у нас сегодня в гостях?

     Итог-рефлексия:

- Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?

 Дети: О матрешке!

 - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами, мастерами)

- Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? 

Дети: Вырезают из дерева. (молодцы ребята все запомнили)

Я пришла к вам не с пустыми руками, а с сувенирами. Ребята если вам понравилось занятие возьмите  матрешки . Если не понравилось возьмите грибочки .Спасибо  ребята  . До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Матрешка - символ России"

В презентации показаны слайды об истории возникновении "Матрешки " в России....

Познавательно-исследовательский проект «Русская матрешка – символ России»

Наиболее эффективный способ реализации задач нравственно-патриотического воспитания – это организация проектной деятельности. Мною разработан проект: ...

НОД в средней группе "Матрешка- символ России"

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа)  Воспитатель: Франковская Зоя Александровна Тема НОД: «Русская народная игрушка - ма...

Фестиваль-презентация «Матрешка – символ России»

Программное содержание:-расширять кругозор, углубляя представления о  матрёшке как символе русской красавицы, символе России.-обогащать положительными эмоциями, доставлять радость от праздника: в...

"Матрешка-символ России"

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов....

"Матрешка-символ России"

Неофициальные символы России. Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны истор...

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...