Картотека игр и бесед на тему семья
картотека (младшая группа)
Материал для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека утренних бесед на тему" Моя семья" во второй младшей группе
«Моя семья»
Цель: Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
« Семья – это я!»
Цель: Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. ( помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший).
«Мама – самый дорогой человек на свете»
Цель: Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях
«Бабушки и внуки»
Цель: Закреплять представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близкому человеку, бабушке.
«За что я люблю свою маму и бабушку»
Цель: Развивать умение развернуто отвечать на вопрос. Воспитывать любовь и внимание к близким людям.
«Побеседовать о труде мам и пап»
Цель: развитие инициативной речи при взаимодействии со взрослыми и детьми. Развитие диалогической формы речи.
«Кем работает моя мама»
Цель: Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы мамы.
«Кем работает мой папа»
Цель: Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы папы
«Как тебя называют дома? Почему тебя так называют?»
Цели: подчеркнуть индивидуальные качества ребёнка; обратить внимание на внешнее и внутреннее сходство с кем-либо из членов семьи, животных, сказочных героев.
«Когда я был маленьким»
Цель: сообщение детям сведений о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и пришедшим с ним изменениями.
«Соблюдаем правила поведения дома»
Цель: закрепления знаний об источниках опасности дома.
«Наши папы защитники отечества».
Цель: познакомить детей с государственным праздником –День защитника Отечества и его назначением, сформировать представления о роли отца в семье; воспитывать доброе отношение и уважение к папе, вызвать чувство гордости за своего отца
«Мы дружная семья»
Цель: помочь детям получить отчетливые представления о маме, обогащать представление о семье и о родственных отношениях, побуждать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей и желание помочь –пожалеть; утешить, сказать ласковое слово; воспитывать любовь к родителям.
«Назови имя и фамилию своих родственников»
Цель: Закрепление знаний о членах семьи, их именах
«Мои выходные дни».
Цель: Активизировать словарь детей (выходные, дома, ходили, играли, весело, дружно, интересно, трудились, учить отвечать на вопросы воспитателя.
«Я и мое имя»
Цель: развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии.
«Братья и сестры»
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «семья, братья, сестры».
«Каждый при деле»
Цель: Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
«Взрослые и дети»
Цель: дать понятие, что старшие заботятся о младших, младшие помогают
«Праздники в нашей семье»
Цель: подводить детей к пониманию, что в каждой семье есть свои традиции. Беседа о том, как провели новогодние каникулы дети с родителями, куда ездили, в какие игры играли, как дарили подарки.
«Мой папа – лучший друг»
Цель: продолжать прививать детям чувство гордости за свою семью, уважительное, заботливое отношение к взрослому. Рассказы детей о своих папах.
Картотека игр « Я и моя Семья»
«Моя семья»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Материал: семейные фотографии детей.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Ты любишь своих близких?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
2. «Кто что делает»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.
Ход игры: Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.
3.«Моя семья самая…»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.
Материал: мяч
Ход игры: Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.
4.«Подарки»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей образовывать существительные в дательном и винительном падежах.
Материал: предметные картинки
Ход игры: Педагог говорит детям, что скоро праздник и надо выбрать всем членам семьи подарки. Ребенок выбирает картинку и озвучивает, кому он делает подарок: «Я подарю бабушке корзинку», «Я подарю папе мяч».
5.«Помоги бабушке навести порядок»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.
Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.
Ход игры: Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает: «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?», «Чьи это очки?» и т.п..
Инструкция: если дети ограничиваются прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».
6.«Скажи, о ком говорю»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.
Ход игры: Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.
«Любимая, заботливая, нежная - мама»
«Добрая, милая, ласковая - бабушка»
«Младший, смешной, непоседливый – брат»
«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»
«Веселая, умная, красивая - сестра»
«Добрый, серьезный, умный - дедушка»
7.«Кто живет у нас в квартире»
Цель – развитие активного словаря детей
Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.
Ход игры: в дети выполняют движения по показу воспитателя
Раз, два, три, четыре
Хлопают в ладоши
Кто живет у нас в квартире? Энергично сгибают и разгибают пальцы
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопают в ладоши
Всех могу пересчитать Энергично сгибают и разгибают пальцы
Папа, мама, брат, сестренка
Поочередно загибают пальцы
Кошка Мурка, два котенка,
Мой сверчок, щегол и я -
Вот и вся моя семья Энергично сгибают и разгибают пальцы
8.«Устала наша бабушка»
Цель - развитие активного словаря детей.
Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Устала наша бабушка
Дети стоят в кругу, руки за спиной
Присела на порог
Приседают
Куда пропал, куда пропал
Берутся руками за голову и
раскачивают из стороны в сторону
Куда пропал внучок
Подумала, поохала
Указательные пальцы к щекам
Потом тихонько встала
Выпрямляются в полный рост
Пошла вокруг да около -
Идут друг за другом по кругу
Искать внучка сначала
Поворачивают голову влево, вправо, руки за спиной
9.«Мамины помощники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия, воспитывать желание помогать маме.
Ход игры: дети выполняют движения, одновременно проговаривая слова.
Маму я свою люблю
Обнимают себя за плечи
И всегда ей помогу
Поворот с хлопком вправо, влево
Пыль я чисто вытираю
Круговые движения ладонями
А еще белье стираю
Движения рук, имитирующие стирку
Пол я быстро подмету
Движения рук перед собой вправо - влево
И цветы еще полью Правая рука сжата в кулак – горшок, левая сжата в кулак, большой палец оттопырен – лейка.
Маме надо отдыхать
Поза, имитирующая сон человека, ладони справа
Маме хочется поспать
Поза, имитирующая сон человека, ладони слева
Я на цыпочках хожу Движения по тексту
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу
10.«Как у нас семья большая»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- обогатить словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.
Ход игры:
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Как у нас семья большая, да весёлая. (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)
Два Степана сметаной объедаются, (загнуть средние пальцы)
Две Дашки кашкой питаются, (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются, (загнуть мизинцы)
11.«Рисуем портрет»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.
12.«Семья играет в цепочку слов»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки на магните, магнитная доска
Ход игры:
Дети сидят за столом, на столе перед детьми разложены картинки. Педагог берет первую картинку, прикрепляет ее на магнитную доску и четко называет слово, ребенок, сидящий рядом, должен определить последний звук в слове и назвать слово, начинающееся с последнего звука, выбрать соответствующую картинку.
Инструкция: в начале игры необходимо объяснить правила: нужно определить последний звук в первом слове и найти слово (картинку), которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее
13.«Скажи по - другому»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»
Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»: «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»
У папы серые глаза – Папа сероглазый
У брата румяные щеки – Брат румянощекий
У сестры карие глаза – Сестра кареглазая
14.«Поймай звук»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.
Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.
15. «Назови ласково»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Материал: картинки с изображением членов семьи.
Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется, другие дети или педагог помогают ему.
16.«Семейное путешествие»
Цель - развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки, изображение чемодана.
Ход: педагог объявляет детям, что семья собирается в путешествие и просит детей помочь собрать вещи. Педагог предупреждает детей, что семья возьмет с собой вещи, в названии которых есть заданных звук. Когда ребенок называет правильное слово, он берет соответствующую картинку и кладет ее в чемодан.
17.«Я начну , а ты закончи»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей употреблять существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей
Материал: сюжетные картинки
Ход: Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.
Мама положила зонт на …..
Дедушка купил газету в ….
Бабушка вяжет носки из …..
Сестра шьет платье для …
Тетя приехала из …
18.«Один - много»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить детей образовывать существительные во множественном числе .
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.
19.«Кто больше»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Материал: карточки с изображением смайликов
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать ласковые слова для своей мамы (папы, бабушки). За каждое слово вручает ребенку смайлик. В конце игры подсчитывают, кто больше получил смайликов.
20.«Назови слова - родственники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники - родители
21.«Кто приехал»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Кто приехал? (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да (хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)
22.«Я покажу, а вы отгадайте»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить передавать действия в движениях, развивать двигательное творчество.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий , обращаясь к детям говорит: «Я покажу, что делает ……(называет какого – либо члена семьи)». Ведущий показывает какое – то движение, а дети должны ответить «Мама моет посуду».
Инструкция: педагог должен обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.
23. «Семейные загадки»
Цель – учить детей отгадывать загадки.
Задачи:
- учить детей отгадывать загадки, используя прием смыслового приложения и запоминания, обогащать словарь детей по теме «семья»
Материал: мяч
Ход игры: педагог читает загадки, дети дают ответ.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший...
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне...
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша...
Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой...
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно ...
24. Как у бабушки Маланьи»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- учить соотносить слова с движениями, развивать чувство юмора,
Ход игры
Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети произносят текст и выполняют движения:
Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,
Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)
Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)
Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)
Вот с такими носами, (показывают большой нос)
Вот с такой головой, (большую голову)
Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)
Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!
После слов «Делали вот так!» Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.
Инструкция: игра может проводиться несколько раз по усмотрению педагога.
28.«Придумай загадку»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: педагог предлагает детям придумать загадку про одного из членов своей семьи.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления загадки.
29. «Кто возле кого»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:- обогатить речь детей пространственными предлогами.
Материал: сюжетная картинка по теме «семья»
Ход игры: педагог задает детям вопросы по картинке: «Кто возле мамы», «Кто рядом с дедушкой», «Кто около папы»
Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т.п.
30.«Вместе»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять предложения со словом «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: педагог задает вопрос, что ты любишь делать вместе с мамой(папой, дедушкой, братом и т.д.). Ребенок должен дать полный ответ «Я вместе с мамой люблю гулять»
31.«Расскажи про семью»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- обобщить знания детей по теме «семья», учить детей составлять сюжетный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: - опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.
Картотека художественной литературы по тематическому блоку «Я и моя семья»
№1. Сильва Капутикян «Вам не догадаться»
Кто материал купил?
Вам не догадаться.
Папа.
Кто сегодня платье сшил?
Вам не догадаться.
Мама.
Кто пришил карман с цветком?
Вам не догадаться.
Бабушка.
Платье кто надел потом?
Вам не догадаться.
Конечно, Седа!
№2. Эдуард Успенский
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы мама так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты,Сынок!»
№3. Эмма Машковская
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашу,
Она нечего не расскажет,
И я ей
не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду
И через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда я печальный
И молчаливый такой…
И вот будут вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.
№4. Елена Благинина «Вот какая мама»
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка-
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
К маю дочку нарядила.
Вот какая мама-
Золотая прямо!
№5. Елена Благинина «Научу обуваться и братца»
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они – сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Эта – с правой ножки,
Эта – с левой ножки.
Вот как хорошо!
№6. Н. Теплаухова «Барабанщик»
Дедушка подарил Боре барабан. Барабан был очень красивый. Боря ходил по саду, бил в барабан: бум-бум-бум! Он учился маршировать, а дедушка командовал: «Раз, два, раз, два! Левой, правой, левой, правой!» А Боря слушал дедушку и ступал то правой, то левой ногой.
Для объяснения: маршировать, командовал, правой, левой, ступал.
№7. Я. Тайц «Карандаш»
Папа принес большой карандаш.
Маша кричит:- Мне!
Миша кричит:- Мне!
Папа сказал:- Тише Мы его разделим.
Провел одним концом – синий. Провел другим концом – красный.
Миша с Машей смеются:- Давай делить карандаш!
- Мише - синий конец, а Маше – красный. Миша рисует синие картинки, а Маша красные.
№8. Л. Толстой «Косточка»
Купила мать слив и хотела дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему понравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки. И если кто не умеет их есть и проглотит косточку,
то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил в окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
№9. Г. Ладонщиков «Я не плачу»
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенье сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости, в последний раз!..»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
Для объяснения: рассердилась, за шалости наказан, справедливо, не решился попросить прощения, слезы сами катятся из глаз.
№10. С. Капутикян «Хлюп-хлюп»
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает.
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
№11. Н. Сынгаевский «Помощница»
Рано-рано встану я,
В сад гулять пойду.
Яблоки румяные
Соберу в саду.
Солнце улыбается
Каждому кусту,
Маминой помощницей
Я в семье расту.
№12. Я. Таяц «По ягоды»
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.
Пришли домой. У бабушки полная кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
- Кушай!
- А сама что же?
- А я вчера ела.
- Вчера не считается, - сказал дедушка. – Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя – ягоду, и дед – ягоду, Надя – ягоду, и дед – ягоду. Так все и съели
№ 13. Ш. Галиев
Баю-бай
- Спи малышка,
Баю-баю… - меня бабушка качает.
Меня бабушка качает и вздыхает, и зевает, рот ладошкой прикрывает, потихоньку
засыпает.
Спит…
А я ей
напеваю:
- Баю-баю, баю-баю…
№14. П. Воронько «Спать пора»
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
№15. В. Руссу «Моя мама»
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
№16. Ю. Тувим «Где очки?»
Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, крынки,
В боты, валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,
Обыскала кладовую –
Все напрасно, все впустую!
Нет очков у тети Вали –
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села,
Рядом зеркало висело,
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.
№17. С. Махотин «Игральный автомат»
Любой из нас, конечно, рад
Монетку бросить в автомат,
На кнопку красную нажать
И вражьи цели поражать.
Но через три минуты свет
Внутри погаснет.
Кончен бой.
И если больше денег нет,
Не будут здесь играть с тобой.
Другое дело - Вовка!
С ним
Играем мы,
Когда хотим.
И он мне брат,
И он мне рад –
Не то что жадный автомат!
№18. Елена Благинина «Загадка»
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятке заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит
(Сестренке - ведать по всему)?
Кто письма подробные пишет
Солдату, отцу моему?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
№19. А. Барто «Всех на свете»
Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали.
Девочки и мальчики
Прыгают от радости:
В каждом чемоданчике
Яблоки и сладости.
Вот для дочки
Танечки
В узелочке
Прянички.
А вот это пироги,
Для себя их береги.
Вот для сына
Петеньки
Леденцы
В пакетике.
Это Пете моему,
Это больше никому!
И с пакетами в руках
Уплетают в уголках
Друг от друга
По секрету
Кто пирог,
А кто конфету.
Ходит Витя
Мимо всех:
«Хоть бы мне
Один орех!
Не дождался
Я отца,
Остался я
Без леденца».
Вдруг ребята
Встали с мест:
- Мы едим,
А он не ест?
Товарищи
Родители!
Хотите,
Не хотите ли,
Но кладите
Всё на стол
И делите
Всё на сто!
Что мы сели
По углам?
Всё поделим
Пополам...
Разделите
Всё на всех:
Вам орех,
Нам орех...
Всё у всех,
Ребята, есть?
Начинайте
Есть!
Картотека бесед на тему «Дружба» для детей второй младшей группы
Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.Познакомить со способами приветствия.Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять.
«Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
«Что такое доброта»
Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
«Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
“Если добрый ты…”
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
«Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
«Нечаянно и нарочно "
Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера
" Учимся прощать своих друзей "
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".
" Почему бывают драки? "
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
" Фантазеры и лгунишки "
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
" Давай помиримся "
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
" Хороший друг познается в беде "
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
«Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах.Во время разговора не следует, есть.Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
«Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
«Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
«Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.Учить детей отзывчивости, чуткости.
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
«Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).
«Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего..
«Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
«Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
«Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
«Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
«Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Дидактические игры на тему "Дружба и друзья"
Дидактическая игра "Чудесная табуретка"
Цель-создание эмоционально-благоприятных отношений между детьми.
Водящий ребёнок садится на табуретку. Остальные дети по очереди называют сидящего добрыми и ласковыми эпитетами, хвалят, обнимают.
Дидактическая игра «Вопрос другу»
Цель игры — обучение дошкольников грамотному общению посредством вопросов и ответов.
Первый игрок говорит, кем бы хотел стать. И обращается к собеседнику, почему, как он думает, хорошо быть этим существом или предметом. Собеседник отвечает, исходя из собственных представлений. Ответы должны быть развернутыми. Можно дополнить беседу другими вопросами. Например, спросить, какую пользу приносит этот предмет или существо своим существованием.
Далее собеседник спрашивает первого игрока аналогичным способом. Если игра групповая, участники делятся для беседы на две подгруппы.
Дидактическая игра "Что такое дружба?"
Цель игры — формирование представления о смысле и значимости дружбы.
Ведущий задает тематические вопросы, а игроки рассуждают, дают развернутые ответы. Вот возможные варианты вопросов:
какой должна быть настоящая дружба;
-когда друзья радуются;
когда друзья огорчаются;
какой подарок преподнести, чтобы друг обрадовался;
в какие игры можно играть с друзьями.
Важно следить, чтобы дети давали правильные с точки зрения логики ответы. При необходимости можно задавать наводящие вопросы.
Дидактическая игра "Вместе с другом"
Цель игры - ориентирование на эмоционально-поведенческие особенности товарища, развивает коммуникабельность, решительность.
Для занятия нужен прямой и длинный предмет без острых и режущих краев. Подойдет фломастер с колпачком или карандаш, который еще не заточен. Дети разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Ведущий фиксирует предмет между их лбами, а игроки должны его удержать, при этом произнося позитивные слова.
Дидактическая игра "Увлечение мой друга"
Цель - формирование представлений о том, что такое хобби, личное увлечение.
Для игры нужно подготовить картинки, изображающие предметы, которые могут быть атрибутами разных видов хобби: самокат, велосипед, фигурные коньки, хоккейную шайбу, футбольный мяч, теннисную ракету, куклы, книги, конструктор, мольберт, и прочее.
Каждый игрок по очереди выбирает картинку, соответствующую хобби одного из детей в группе, рассказывает об этом ребенке, не называя его имени. Например: «У нас в группе есть мальчик. Он любит строить постройки из конструктора. У него это отлично получается». Остальные игроки по картинке и словесному описанию отгадывают, о ком идет речь.
Дидактическая игра "Танец с другом"
Цель - развитие эмпатии, умение воспринимать чужие эмоционально-поведенческие проявления путем зрительного и осязательного взаимодействия, углубляет дружескую коммуникацию между детьми.
Игроки разбиваются на пары, распределяются по игровой площадке так, чтобы каждому было достаточно места для танцев. Каждый в паре поворачивается лицом к товарищу. Ведущий кладет на головы пар платочек. Под музыкальное сопровождение игроки танцуют, при этом пытаются не сбросить платок. Побеждает пара, сумевшая дольше остальных танцевать с платочком.
"Комплименты для друга"
Цель - формирование представлений о том, что такое комплименты. Для занятия нужна игрушка в форме сердечка.
Педагог объясняет воспитанникам, что такое комплименты. Это добрые, нежные, приятные слова и фразы, которые принято говорить друзьям и близким людям. От таких слов становится радостно и тепло на душе, улучшается настроение.
Дети становятся в круг. Первый игрок, получив игрушечное сердечко, говорит комплимент стоящему рядом товарищу, затем передает игрушку ему. А тот передает сердечко следующему игроку, и так далее, пока все ребята не получат комплимент.
"Назови своих друзей"
Цель - развивает умение дружелюбно и уважительно относиться к товарищам, формирует общие представления о поведенческих и эмоциональных факторах, способствующих сохранению дружбы. Дошкольники учатся анализировать поведение и поступки других людей, у них формируется представление о значимости дружеских отношений, появляется желание помогать и поддерживать друзей.
Игра настольная, для нее нужно вырезать карточки, изображающие персонажей сказок и мультфильмов.
В первом варианте игры педагог просит отыскать для картинок пару «друг». Игроки аргументируют выбор, почему считают этих персонажей друзьями. Далее дети при помощи педагога рассказывают о положительных и негативных чертах персонажей, высказывают мнение, как должны измениться плохие герои, чтобы с ними захотели дружить хорошие персонажи.
"Фото друзей"
Цель - развивает умение позитивно воспринимать окружающих людей, грамотно и адекватно выражать эмоции.
Каждый игрок кладет на стол свою фотографию. Затем дети по очереди подходят к столу, каждый берет 2–3 снимка, объясняет, почему считает именно этих ребят своими друзьями.
Волшебный цветочек
Для игры подготовьте игрушку куклу и объемный бумажный цветок с отрывными лепестками.
Педагог рассказывает воспитанникам, что кукла расстроилась. Подружка подарила ей волшебный цветок. Но кукла обидела подругу, из-за этого у цветка облетели лепестки. Педагог просит детей помочь кукле восстановить дружбу, оживить цветок. Для этого каждый игрок должен сказать, как нельзя поступать настоящим друзьям. Когда игрок высказывает свое предположение, и оно оказывается правильным, педагог прикрепляет очередной лепесток к сердцевине цветка. Когда цветок полностью собран, кукла благодарит детей за помощь.
Дружба крепкая
Цель - формирование навыков взаимопомощи, совместного выполнения действия, способности контролировать и корректировать деятельность товарища.
Перед началом игры педагог рассказывает воспитанникам о том, что дружба подразумевает взаимопомощь и поддержку, что друзья способны вместе справиться с любыми преградами. Игроки становятся в цепочку, хватают стоящего впереди товарища за плечи. Получается человеческая «гусеница». Эта «гусеница» должна выполнять разные задания, при этом дети не должны отпускать плечи товарищей. Например:
взобраться на табуретку и спуститься с нее;
пробежать «змейкой»;
перешагнуть лужу;
пролезть под столом;
пройти между предметами и т.д..
Картотека бесед с детьми дошкольного возраста на тему "Семья"
БЕСЕДА «СЕРДЦЕ СЕМЬИ»
Цель: закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
Ход беседы:
Мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
– А кто ещё знает стихи о семье?
– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье.
Модель «Радость» устанавливается на сердце. Радость – это свет в окошке, Радость – ягоды в лукошке, Радость – тысяча улыбок, Радость – стая мелких рыбок. Радость в сердце жить должна. Очень нам она нужна.
– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
– Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье?
Модель «Счастье «устанавливается на сердце.
Мы сами можем сделать себя счастливыми! Хорошим поведением, заботой, уважением Мы радуем родителей и бабушек своих, За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная, Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
БЕСЕДА «СТРАНИЧКИ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА»
Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.
Самые дорогие и близкие люди для меня, Без которых мне прожить никак нельзя. Друг о друге мы заботимся всегда Это моя дружная семья.
За столом нас очень много Папа, дедушка и я, Мама, бабушка, сестренка Это вся моя семья.
- Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.
- Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?
- Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.
- Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: Кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?
- Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.(Собираю фото)
— Вот это и есть вся большая дружная семья вашего детского сада. В своем любимом садике вы проводите праздники, интересные занятия, все вместе гуляете, ездите на экскурсии, играете, занимаетесь спортом - все это происходит в вашей большой семье.
- Но кроме семьи вашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.
- Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?
- У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.
- У меня тоже есть своя семья под фамилией Бородины. Я принесла вам свой семейный альбом, по которому я расскажу о семье.
(Достаю фотоальбом и показываю детям)
- А сейчас давайте присядем у экрана так, чтобы вам было удобно. (Идем и садимся у экрана, я показываю презентацию своей семьи)
— Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети - неразлучные друзья. Давайте потанцуем под эту песенку.
(Физкультминутка)
- Так же, как и у меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.
Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии. (Встаем и идем к мольбертам)
- Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?
- Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Димы. Дима, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными.
- Кто еще расскажет нам о своей семье?
- Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.
- А что значить любить? Тебе хорошо в твоей семье? Почему?
- То есть любить — это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь недаром гласит русская пословица «Там, где дружат - живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад»
А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них 2 настроения: один веселый, 2 - грустный, 3 - равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне.- Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться.
Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л. Толстого «Косточка»
ЧТЕНИЕ И ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л. ТОЛСТОГО "КОСТОЧКА"
-Назовите членов семьи в рассказе (мама, папа, Ваня)
-КЕМ ДОВОДИТСЯ МАМЕ И ПАПЕ ВАНЯ? (СЫНОМ)
-Кому мать хотела дать сливы? (детям)
-В РАССКАЗЕ ТОЛСТОГО У МАТЕРИ И ОТЦА, СКОЛЬКО БЫЛО ДЕТЕЙ?(Выясняем, что детей могло быть много)
-У отца и матери все дети одного возраста? (выясняем, что дети могли быть разного возраста)
-А дети мальчики или девочки (выясняем, что и мальчики, и девочки)
-КЕМ ОНИ ДОВОДЯТСЯ ДРУГ ДРУГУ И ВАНЕ?
-Мать, отец, дети, это? (семья)
-В СЕМЬЕ МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЭТИ ЧЛЕНЫ? (ДЕТИ НАЗЫВАЮТ, ЧТО В СЕМЬЕ МОГУТ БЫТЬ БАБУШКА, ДЕДУШКА, ТЁТЯ, ДЯДЯ. ВЫЯСНЯЕМ, ЧТО БАБУШЕК МОЖЕТ БЫТЬ ДВЕ И ДВА ДЕДУШКИ, ЧТО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ РОДИТЕЛЯМИ ОТЦА И МАТЕРИ. У МАТЕРИ И ОТЦА МОГУТ БЫТЬ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ И ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЁТЯМИ И ДЯДЯМИ детей…и. т. д.)
-МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО У ДЯДИ И ТЁТИ МОГЛИ БЫТЬ ДЕТИ, И ОНИ ЯВЛЯЛИСЬ БЫ ДВОЮРОДНЫМИ БРАТЬЯМИ И СЁСТРАМИ ВАНИ И ЕГО РОДНЫМ СЁСТРАМ, И БРАТЬЯМ.
-А мать могла дать сливы двоюродным сёстрам и братьям Вани?
-КТО МОГ ЗАСМЕЯТЬСЯ, КОГДА ВАНЯ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ВЫБРОСИЛ КОСТОЧКУ В ОКНО? (родные братья и сёстры Вани, двоюродные братья и сёстры, бабушки, дедушки, и. т. д)
БЕСЕДА «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
УТРОМ СОЛНЫШКО ПРОСНУЛОСЬ
ПОТЯНУЛОСЬ, ПОТЯНУЛОСЬ.
СВОИ ЛУЧИКИ РАСКРЫЛО
ВСЕМ УЛЫБКИ ПОДАРИЛА.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
ДЕНЬ С УЛЫБКИ НАЧИНАЙТЕ, ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ ПОЖЕЛАЙТЕ. ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)
СКАЖИТЕ, РЕБЯТА, КУДА ВЫ ТОРОПИТЕСЬ ВЕЧЕРОМ ПОСЛЕ ДЕТСКОГО САДА? ПРАВИЛЬНО, ДОМОЙ.
- А почему? Да, вас ждет ваша семья!
- А кто живет в ваших семьях?
- СКАЖИТЕ САМЫЕ ХОРОШИЕ СЛОВА ПРО МАМУ, КАКАЯ ОНА (ЗАБОТЛИВАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ, НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ?
-А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
- Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физминутки:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, НАЧИНАЕМ ОТДЫХАТЬ! (ПОТЯНУТЬСЯ)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
ВОТ И СТАЛИ МЫ СИЛЬНЕЙ, (ПОКАЗАТЬ «СИЛУ»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Беседа по пословицам
- СЕМЬЮ ПОЧИТАЛИ ЕЩЁ С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН, НАРОД СЛОЖИЛ МНОГО ПОСЛОВИЦ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ:
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут. Сердце матери лучше солнца согреет.
-А КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ЭТИХ ПОСЛОВИЦ?
Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.
- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ В ИГРУ, Я НАЧИНАЮ ГОВОРИТЬ ПОСЛОВИЦУ, А ВЫ ПРОДОЛЖАЕТЕ.
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»
Заключение:
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч)
- РЕБЯТА, Я ЗАДАМ ВОПРОС И БРОШУ ОДНОМУ ИЗ ВАС МЯЧ, ВЫ ПОЙМАЕТЕ ЕГО И ОТВЕТИТЕ НА МОЙ ВОПРОС, КОГДА ЗАКОНЧИТЕ ОТВЕЧАТЬ, ТО ВЕРНЕТЕ МНЕ МЯЧ.
- Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)
БЕСЕДА «СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях. Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?
2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?
3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?
4. Во что ты больше всего любишь играть дома?
5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?
6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?
7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой?
8. Ссорятся ли твои родители?
9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?
10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?
11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?
12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?
13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?
14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?
15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?
16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?
17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?
18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?
19. Любишь ли ты с ним играть, как?
20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?
21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра?
22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?
23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?
Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях дошкольников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.
Беседа «Беседа о маме»
– Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама – это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)
– Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.
Вопросы:
– Какая у каждого из вас мама? – Какие чувства вы испытываете к маме?
– Какое отношение вы чувствуете от мамы? – Почему каждому человеку нужна мама?
– Какие добрые слова вы говорите маме?
Будем вечно прославлять Ту женщину, чье имя – МАТЬ! И. В. Гете
8 Марта мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этот день мы будем петь им песни, читать стихи.
Послушайте стихи о маме разных поэтов:
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы умеют все понимать!
Вот такие наши мамы
Мы всегда гордимся вами.
Умными, спокойными ,
Будем вас достойны мы! М. Садовский
На земле хороших людей немало
Сердечных людей немало,
И все-таки лучше всех на Земле Мама.
Моя мама. Р. Рождественский
Много мам на белом свете
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она?
Отвечу я:
Это мамочка моя. В. Руссу
– Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?
– Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?
– Какие строки вам понравились из стихотворения В. Руссо? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.
Воспитатель читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2–3 раза, 5–6 детей читают стихотворение самостоятельно.
Беседа «Мама, мамочка моя!»
Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной,единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах {отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).
Послушайте загадку:
- Кто вас детки крепко любит ? Кто вас детки приголубит?
Не смыкая ночью глаз все заботится о вас? Все она резная (мама дорогая)
Беседа о маме:
- Что означает слово мама? (ответы детей)
Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лёт; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, четкое сердце. Дети расскажите о своей мамочке
Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама? Какие слова вы говорите маме?
Рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.
Стихотворение о маме
1. Мама: мама; мамочка солнышко мое, как с тобой радостно, как с тобой тепло!
без тебя в душе моей не цветут цветы? Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!
2. Мне мама приносит игрушки, конфеты. Но маму люблю я совсем не за это. веселые песни она напевает нам скучно вдвоем никогда не бывает.
Я ей открою свои все секреты.
Но маму люблю я не только за это.
Люблю свою маму скажу я вам прямо, ну просто. за то, что она моя мама.
Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что! же умеют делать эти руки (готовят еду,пекут; стирают: гладят, шьют вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «{Говорят у мамы руки не простые, говорят 3? мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу -золото не вижу»
-Руки золотые -как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каком-то учреждениях, но они еще справляются со множеством домашних отделах. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно
бывает маме, когда сын или дочь интересуются как, она себя чувствует. не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).
Вы, ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.
- Заботится и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой «Мама спит ока устала, но и я играть не стала.
- Ребята, не случалась ли кому -нибудь из детей позаботиться о маме так, как рассказано в стихотворении игра «подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)
В заключении занятия спрашиваю, о чем лети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали:
Беседа «Семьи большие и маленькие»
Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем. Воспитатель просит детей назвать членов
своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам. – В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке "Три медведя". У папы- медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.
– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино "Букварь", чтобы он смог научиться читать.
- А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге. – – А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлино, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлино, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.
– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)
И в нашей квартире
Ребята растут
Кроватки четыре
Их четверо тут.
Наташа постарше
И в школу пошла,
А Танечка наша
Мала и кругла.
На толстеньких ножках топочет она.
То с куклой, то с кошкой, то просто одна.
– Сколько детей в этой семье?
– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.
– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.)
Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)
– А теперь давайте поиграем в игру "Наша семья". Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать. После игры воспитатель возвращается к беседе:
– У кого дома есть братья или сестры?
– Вы с ними играете?
– Вы их любите?
– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: "Они как родные братья". Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата. – Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.
Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся. – Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается.
(Г. Сапгир "Семья"; стихотворение читается по желанию воспитателя.)
Очень-очень-очень-очень маленький мальчонка встретил очень-очень-очень-очень бойкую девчонку, когда они выросли и поженились, они нисколько не изменились: Очень-очень-очень-очень Симпатичный папа И очень- очень-очень-очень Озорная мама. Шли годы: осень на смену весне. И у них появились Морщины, Седины, Пенсне. И теперь уже они не юноша и девушка, а очень-очень-очень-очень Бабушка и дедушка. И рассказывают сказки, В креслах сидя рядом, Очень-очень-очень-очень Маленьким внучатам.
– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение)
Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян "Моя бабушка".)
Стала бабушка Старой, хворою.
От ходьбы она устает.
Храбрым летчиком стану скоро я,
посажу ее в самолет.
Не тряхну ее, не качну ее.
Отдохнет она наконец.
Скажет бабушка: "Ай да внучек мой!
Ай да внучек мой Молодец!"
– Про бабушку люди складывают песни.
Вот одна из них: Мы у бабушки ели кашку, пили Простоквашку Простоквашка Вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Скажем бабушке: "Спасибо".
– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.) В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).
Дружба Понятия "друзья", "товарищи" дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится. Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т. д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем. В ходе бесед по этой теме воспитатель обобщает имеющиеся у детей знания о дружбе, помогает укрепить дружеские отношения, воспитывает у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формирует умение договариваться, помогать друг другу и т. п. Глупые ссорятся, а умные договариваются (5–6 лет)
Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара "Чук и Гек"):
Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу. Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама.
Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет.
– Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара "Чук и Гек". – Как мальчики могли решить свой спор?
– Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.)
– Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к
отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме.
– А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось.
– Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: "Глупые ссорятся, а умные договариваются".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми : Беседа на тему "Семья"
Формировать у детей представление о семе и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятия мой дом, моя семья....

Этическая беседа на тему: "Семья"
Цель: формирование представлений о важности семьи в жизни человека.Возрастная группа: дети 5-6 лет.Форма работы: групповая....
Беседа на тему "Семья. Дети"
беседа...

Конспект беседы на тему: «СЕМЬЯ»
Формирование у воспитанников представлений о семье и ее членах, их обязанностях и взаимоотношениях; формирование понятия «счастливая семья»....
Бодрящая гимнастика с беседой на тему "Семья-опора счастья"
Бодрящая гимнастика с беседой...