Доклад по теме: "Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях ДОО"
материал
В данном докладе представлен теоретический материал, который может пригодится в работе учителю- логопеду с родителями. Расскрыты различные формы взаимодействия с родителями - коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Этот материал может пригодится для выступления на педсовете или подготовки к другим мероприятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по теме " Формы взаимодействия учиетеля- логопеда с родителями ДОО" | 51.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
«ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОО»
Актуальность.
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители. Работа с родителями – это сложная и важная часть работы учителя-логопеда.
Семья - уникальный первичный социум, обеспечивающий ребенку - дошкольнику ощущение психологической защищенности, поддержку. Поэтому не случайно, сейчас получила развитие новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Современная модель социального взаимодействия ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Сотрудничество с семьями воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи, их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы, в связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. И, к сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия специалистов ДОУ с родителями.
В работе учителя - логопеда установление партнёрских отношений с родителями является условием успешности коррекционного воздействия.
Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и педагога, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагог осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Осознанное включение родителей в совместный с педагогом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.
Организация взаимодействия учителя- логопеда и родителей.
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями, т.е.:
- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия.
Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяется рядом факторов:
- субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;
- общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;
- соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;
- современным, деловым стилем одежды учителя-логопеда.
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.
1.Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
2.Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3.Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4.Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
5.Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6.Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7.Сохранять конфиденциальность информации.
8.Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
9.В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
10.Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
11.Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы,
избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)
12.Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект*, «нарушение* и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
13.Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
14.Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества
Формы организации взаимодействия логопеда с родителями.
Коллективные формы взаимодействия.
К коллективным формам взаимодействия относятся:
родительские собрания, групповые и подгрупповые консультации, мастер-классы, тренинги, открытые занятия, совместные вечера, праздники и развлечения, дни открытых дверей.
Родительские собрания - одна из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи, важный элемент стратегии общения с семьёй, на нём закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания.
Основные цели родительских собраний:
-повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
-привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития (в частности, речевого) и воспитания детей.
Правильно организованное собрание отвечает следующим принципам:
-проходит с равной активностью родителей и педагогов;
-участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
-тематика собрания известна всем;
-собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными;
- итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
Сроки проведения собраний могут варьироваться, но традиционно 1-ое собрание проводят в сентябре- начале октября, 2- ое в начале декабря, 3-ие в феврале, 4-е в мае.
Виды родительских собраний:
Собрания, согласно мнению О.В. Бачиной, Л.Н. Самородовой и С.В.Чирковой условно можно разделить на:
Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.
Установочные, на которых родителей знакомят с изменением в нормативно- правовой базе, образовательном процессе ДОУ.
Совместные в воспитанниками и родителями.
Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
Отчётные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно –образовательный процесс как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Информационно-просветительские, посвящённые рассмотрению проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей.
Формы приглашения родителей на собрание могут быть в виде в виде красочного объявления, с указанием места и время проведения, индивидуальные в виде открытки с рисунком детей, приглашение по телефону.
Этапы проведения собрания включают:
- Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специалистов в определенной области.
- Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.
- Показ открытых занятий или их фрагментов.
- Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.
- Обсуждение анкет. Выводы специалистов.
Групповые и подгрупповые консультации проводятся по инициативе педагога, включают практические рекомендации для группы родителей, чьи дети испытывают сложности в освоении определенных речевых навыков. Консультации, построены так, чтобы они привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводится не для «галочки», а для пользы дела.
Групповые консультации проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год. Перед очередной консультацией, за одну-две недели, родители могут ознакомиться (информацию можно найти в специальной папке) с вопросами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсуждения.
Примерный перечень тематических консультаций:
- «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
- «Психологические особенности детей с нарушениями речи»;
- «Воспитание и обучение ребёнка с нарушениями речи»;
- «Как научить ребёнка запоминанию стихов»;
- «Готовность детей к звуковому анализу»;
- «Постановка и автоматизация отдельных групп звуков» и др.
Некоторые из данных консультаций можно включить в повестку дня родительского собрания.
Мастер – класс.
Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников, т.е. это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Применение мастер-классов позволяет вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс, сделать его более насыщенным и результативным. Преимущество использования мастер-классов заключается в том, что значительно повышается мотивация родителей к коррекционной работе, а, следовательно, положительных результатов можно достичь в короткие сроки.
Тренинги предполагают организованное социально-психологическое обучение родителей необходимым логопедическим и здоровьесберегающим навыкам. Это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Часто само присутствие в группе уже способствует снятию остроты проблемы. Родители, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями сталкиваются родители многих семей. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и речевые проблемы можно решить.
Открытые занятия
Посещение открытых занятий позволяет родителям контролировать ход логопедической работы, видеть объем знаний и умений своего ребенка и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно - игрового, речевого материала.
Проведение открытого занятия для родителей мало чем отличается от занятия, проводимого для коллег. Обязательно должны быть озвучены тема и целевые ориентиры занятия. Нужно попросить присутствующего родителя увидеть не только то, как справляется его ребенок с заданиями, но и структуру занятия, какие подобраны задания, упражнения, игры, какой отобран лексический материал. То есть родителю необходимо активно анализировать увиденное.
Обычно по окончанию занятия у родителей появляются вопросы, желание услышать комментарии того, что происходило перед их глазами. Поэтому открытое занятие очень плавно переходит в индивидуальную консультацию. И она зачастую бывает очень плодотворной и информативной.
Подобное мероприятие способствует преодолению препятствий в общении родителей с логопедом, формирует установку на контакт, способствует возникновению доверительного отношения к специалисту.
Совместные вечера, праздники и развлечения.
В конце года или в течении года родители приглашаются на разные праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий. Такие мероприятия полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи.
Дни открытых дверей.
В дни открытых дверей, которые проводятся дошкольным учреждением, родители могут по желанию посетить индивидуальные или подгрупповые занятия. У них появляется возможность понаблюдать, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать, увидеть динамику развития речи ребёнка.
Индивидуальные формы взаимодействия
Индивидуальные формы: беседы, анкетирование, индивидуальные консультации, родительские пятиминутки.
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Индивидуальные беседы – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребёнка взрослым; уточнение анамнестических сведений, анкетных данных; объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивации ребёнка к обучению у логопеда.
Беседы проводятся с целью оказания родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями.
Анкетирование.
Проведение анкетирования помогает, познакомиться с семьей и особенностью семейного воспитания каждого ребенка. А так же позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей и наметить темы индивидуальных бесед.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда, психолога, другого специалиста». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед берёт их на вооружение при планировании работы с родителями
Индивидуальные консультации.
Проводя индивидуальные консультации, родители привлекаются к обсуждению различных проблем, ведь каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Популярными у родителей могут быть консультации: «Возрастные особенности речевого развития дошкольника», «Язык мой - друг мой», «Ваш ребёнок в логопедической группе», «Дома играем - речь развиваем» и др.
Родительские пятиминутки.
Два раза в неделю утром можно проводить родительские пятиминутки, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Наглядно – информационные формы взаимодействия
Наглядно-информационные формы: родительский речевой уголок, папки-передвижки, тетрадь для индивидуальных занятий ребёнка по заданию логопеда, памятки, буклеты, выставки, газеты и журналы ДОУ, медиатека, создание групп в различных интернет - сообществах.
Родительский речевой уголок.
Одной из форм работы взаимодействия в детском саду является наглядная информация, в виде стендов и уголков. Она универсальна и имеет огромные возможности по освещению коррекционного процесса. В тоже время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя, поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.
Родительский речевой уголок отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми. В письменной форме родителям даются красиво оформленные практические рекомендации по формированию речевых навыков, например «Как помочь ребёнку развить связную речь», «Речевые правила».
Уголок должен быть размещен около логопедического кабинета. Главными составляющими уголка являются два стенда — теоретический, в котором родители могут получить ответы на многие вопросы: «Что такое логопедический пункт в детском саду?», «Причины речевых нарушений», «Что такое задержка речевого развития?», «Что такое общее недоразвитие речи?», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «О правильном дыхании», «Возрастные особенности речевого развития детей», «Значение фонематического слуха в развитии речи детей». Второй стенд практический — где родители могут найти практические игры и упражнения для развития речи детей: артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры для автоматизации звуков, обогащению словарного запаса и развитию лексико-грамматической стороны речи.
В родительском уголке размещается доступная информация: памятки, рекомендации, консультации, буклеты. Каждый раз родители узнают что-то новое и интересное. Материал должен постоянно меняется и обновляется примерно один раз в месяц.
Папки - передвижки - помогают собрать и обобщить материал для родителей по предложенной проблеме: «Левша в мире праворуких», «Обучение основам звукового анализа и синтеза».
Для начала обозначим, что такое папка-передвижка. Папка-передвижка – удобный практичный информационный стенд для детей, родителей и педагогов по какой-либо тематике. Изделие представляет собой двухстороннюю книжку-гармошку формата А4. Количество секций в ней зависит от объёмов сообщения.
В первую очередь, папки - передвижки привлекают внимание родителей, а уже после доносят нужную информацию. Они должны быть яркими, красочными, а также содержать в себе иллюстрации. Информация в папках должна быть изложена доступным языком и крупным печатным шрифтом, чтобы ее можно было прочитать и с расстояния. Меняются они примерно один раз в 2-3 недели.
Достоинства и особенности папок-передвижек
• мобильность;
• лёгкость изготовления;
• прочность;
• эстетичность.
- папка-передвижка просвещает, информирует, повышает педагогическую компетентность родителей по различным вопросам развития детей.
- папка-передвижка формируется по тематическому или возрастному принципу. Тематика может быть очень разнообразной, поэтому не сложно заменять папку на новую.
- размещают изделие чаще всего на шкафчиках в детской раздевалке, где родители могут просмотреть и изучить информацию, прежде чем заберут из садика своих детей.
- папка-передвижка достаточно легко складывается и долго хранится.
Тексты необходимо помещать в специальные кармашки. Информация дается крупным печатным шрифтом, тема выделяется цветом и размером. Подборки статей объединяются единым содержанием и носят тематический характер. Тексты подбираются недлинные, без «воды» в содержании с обязательным выделением абзаца.
Тетрадь для индивидуальных занятий ребёнка по заданию логопеда.
Одной из форм взаимодействия с родителями является тетрадь для индивидуальных занятий ребёнка по заданию логопеда. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для индивидуальных заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении задания. Данный вид работы считается наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда. Родители могут отмечать в ней успехи и неудачи при выполнении упражнений и заданий, задавать вопросы.
Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем – либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении коррекционно-образовательных задач. (Памятка о правилах организации занятий по заданию логопеда, где родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.). Памятки могут вклеиваться в тетрадь для индивидуальных занятий, помещаться на информационном стенде или в папке передвижке. Как правило, объём текста памятки не должен превышать одного печатного листа и может быть составлен как самим логопедом, так и оформлен совместно с родителями.
Буклет – это письменная консультация, отпечатанная на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Буклеты предназначены для индивидуально информирования. Как правило, буклеты выдаются после родительских собраний, устных консультаций, открытых занятий. Примерные темы буклетов: «Артикуляционная гимнастика для малышей», «Если ваш ребёнок не говорит», «Чем занять ребёнка в дороге» и др.
Газеты и журналы ДОУ – это издание детского сада, цель таких изданий - медицинское, психологическое и педагогическое просвещение родителей, привлечение их внимания к различным аспектам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Они рассказывают об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников; о жизни ребят в детском саду; дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидает своего ребёнка в приёмной или в домашней обстановке. Необходимо отметить, что рукописные издания должны содержать актуальную информацию, быть хорошо иллюстрированы, эстетично оформлены. Такие издания состоят из небольших статей, написанных учителем- логопедом или учителями логопедами, а также другими специалистами в области дошкольного воспитания. К оформлению также могут привлекаться дети и родители.
Выставки педагогической и коррекционной литературы.
Выставка – это собрание различенных материалов логопедической направленности, расположенных для обозрения взрослых. Выставки проводят, как правило, одновременно с родительскими собраниями или групповыми консультациями. Тематика выставок может быть разнообразной, но в любом случае должна давать полезные рекомендации по выбору пособий логопедической направленности. На выставках можно предложить издания популярной логопедической литературы, а также игры, направленные на развитие речевых умений и навыков.
Медиатека.
Термин «медиатека» включает в себя не только аппаратные устройства, но и носители информации (диски). Логопед может помочь родителям подобрать мультимедийные материалы к занятиям с детьми, развивающие и обучающие программы. Как правило, данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации либо тематической выставки, на которой представляются различные медиаобъекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в интернете. Самостоятельно подготовленные и записанные на электронные носители видеоконсультации по различным темам логопед может вкладывать в папки передвижки с целью более эффективного усвоения родителями определённых знаний и умений.
Создание групп в различных интернет-сообществах. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родителя в свою очередь, быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.
Родитель имеет возможность в любой момент задать интересующий вопрос специалисту и получить быстрый ответ без личной встречи с ним. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретиться с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
Многие формы сотрудничества с семьей используются комплексно, внося, свои характерные изменения, разного рода новые элементы в целях повышения интереса семьи к мероприятиям.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста, невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения.
Заключение
Формирование готовности родителей к коррекционно - логопедической работе, создание тесного сотрудничества является трудоёмким, но важным направлением в работе логопеда.
В любой из применяемых форм работы с родителями необходимо совместно стараться находить те пути взаимодействия, которые смогут способствовать большей продуктивности всего коррекционного процесса. При этом важно выбирать наиболее удобные, доступные и интересные для родителей формы работы.
Об эффективности проводимой в логопедической группе работы с родителями будет свидетельствовать:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к специалистам, касающихся успехов ребенка, его трудностях;
- стремление родителей к индивидуальным контактам со специалистом (еженедельные индивидуальные консультации – практикумы);
- приведение родителями примеров из собственного опыта, ответные электронные письма, слова благодарности, отчетные видеоролики о домашних играх и занятий с ребенком, их успехов.
В результате внедрения активных форм взаимодействия, позиция родителей заметно будет меняться. Систематическое применение в работе с родителями активных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей в целом, к получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению психолого-педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами коррекции и развития речи и ребенка в целом.
Доверительно – партнёрские отношения между всеми участниками логопедического процесса, помогут успешно преодолевать не только нарушения речи, но и нарушения психических процессов, решить многие внутри личностные конфликты и проблемы родителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Список литературы.
1.Бачина, С.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи./ С.В.Бачина, Л.И.Самородова. - Издательство: Сфера, 2010. -64 с.
2.Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н. Доронова.– Москва, 2002. – 120 с.
3.Организация взаимодействия учителя- логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред.Л.С. Вакуленко. – Издательство: Детство - Пресс, 2011.-160с.
4.Родительские собрания в детском саду. Старшая группа/ авт. сост. С.В. Чиркова Москва: ВАКО, 2016. - 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...
«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»
В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования" представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А так...
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Инновационная работа с родителями....
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.
Ни для кого не секрет что семья - это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима.
Организация предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие речи, создание единого речевого режима, развитие познавательных процессов, а также личностное развитие ребенка...