Программа по театрализованной деятельности "В гостях у сказки" в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования по организации театрализованной детельности "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_gostyah_u_skazki.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Борковский детский сад
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По организации театрализованной деятельности
В старшей комбинированной группе «Солнышко»
для детей дошкольного возраста (5 –6 лет)
Составители:
Воспитатели Удоденко Ирина Петровна
Гладкова Юлия Сергеевна
ПРИНЯТА: На заседании педагогического совета Протокол №___от «__»_____2020 г. | УТВЕРЖДАЮ___________________ приказом №_ от «__» _______2020 г. Заведующий МДОУ Борковский детский сад Л.С. Некрутова |
Борок 2020
СодержаниеВведение 3
Пояснительная записка 4
Актуальность 5
Интеграция образовательных областей 7
Основные направления программы 8
Содержание работы по театрализованной
Деятельность дошкольников 9
Объем образовательной нагрузки 10
Планирование театральной деятельности в старшей группе 11
Мониторинг уровня творческого воображения дошкольников 18
Список литературы 22
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов
Введение
Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что театральные постановки для детей и с их участием, играют важную роль в их развитии. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Работа по театральной деятельности в детском саду характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям. Театральное искусство имеет незаменимые возможности развития творческого воображения детей. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира. Происходит творческое развитие личности малыша за счет изучения управления мимикой, искусства имитации, ораторского мастерства. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Большие возможности для развития творческого воображения представляет театрализованная деятельность детей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Пояснительная записка
Театр - это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Воспитать привычку к выразительной публичной речи путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией.
Программа разработана в соответствии с:
✔ Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
✔ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
✔ Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») (с изменениями и дополнениями)
✔ Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада № 20.
Программа разработана на основе авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой (Допущено Министерством образования РФ).
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности педагога с детьми.
Программа осуществляет театрализованное развитие детей 5-6 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в группе не более 10 человек.
Занятия проводит музыкальный руководитель во второй половине дня 1 раз в неделю, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-13.
Продолжительность занятий: старшая группа – 25 мин.
Учебный план состоит из 36 занятий,2 из которых отводятся на мониторинг, который проводится в сентябре и мае по1 занятию.
Актуальность
С самого раннего детства ребёнок стремится к развитию, свободе, творчеству. Одним из путей эмоционального раскрепощения, максимальной реализации способностей, творческого роста является театрализованная деятельность. Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия способствуют развитию речи детей дошкольного возраста, а также развитию психических процессов, пластики, овладению навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Позволяет формировать опыт нравственного поведения, повышает жизненный тонус детей.
Цель программы: создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей посредством приобщение к миру театра.
Основные задачи программы:
- Обогащать театральный опыт ребёнка: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных видов;
- Привлекать детей к режиссерской деятельности (подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения);
- Формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; развивать художественные способности детей.
Принципы и подходы к формированию Программы:
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных норм.
3. Наглядность:
-учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
5. Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр.
Интеграция образовательных областей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач по областям:
Образовательные области | Комплекс взаимосвязанных задач |
Познавательное развитие | - развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); - наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации); - обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; |
Социально - коммуникативное развитие | - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; - воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); - воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; - развитие эмоций; - воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. |
Речевое развитие | - содействие развитию монологической и диалогической речи; - обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.; - овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами). |
Художественно - эстетическое развитие | Изодеятельность - приобщение к высокохудожественной литературе; - развитие воображения; - приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; - создание выразительного художественного образа; -организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций; - обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов. |
Музыка, хореография -умение слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать жестами, мимикой, оценивая и понимая характер героя, его образ. - согласование действий и сопровождающей их речи; - умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; - выразительность исполнения основных видов движений. |
Основные направления программы:
1.Театрально-игровое. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевое. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
◦Что такое театр, театральное искусство;
◦Какие представления бывают в театре;
◦Кто такие актеры;
◦Какие превращения происходят на сцене;
◦Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
◦Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
◦Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.
Целевые ориентиры образования
Дети 5 - 6 лет:
- Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения.
- Передавать образ героя мимикой, жестами.
- Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения.
- Обладать умением работать в коллективе.
- Понимать содержание произведения.
- Проявлять фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям.
- Импровизировать с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности дошкольников.
Театрализованная деятельность в старшей группе
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм- подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.
Объем образовательной нагрузки
Возраст | Продолжительность занятий | Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в учебный год |
5 – 6 лет | 25 мин. | 25 мин. | 2 часа | 18 часов |
Организованные педагогические условия
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в учебный год |
1 | 4 | 36 |
Дополнительная образовательная программа реализуется с сентября по май – в течение 36 недель. Занятия организуются с детьми 5-6 лет и проводятся один раз в неделю: всего 36 занятий. Длительность занятий для детей 5-6 лет – 25 мин. На занятиях используются игровые и здоровьесберегающие приемы обучения.
Планирование театральной деятельности в старшей группе
Месяц | № п/п | Тема | Программное содержание | Содержание работы |
сентябрь | 1. | Работа с документацией | ||
2. | Мониторинг | |||
3. | В гостях у сказки | - вспоминать знакомые сказки, отвечать на вопросы по их сюжету, характеризовать героев; - сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | -Вспомнить с детьми знакомые сказки. -Дидактическая игра «Из какой сказки герой» - Игра -подражание «Изобрази животное» -Каждый ребенок пересказывает свою любимую сказку. | |
4. | Действия с воображаемыми предметами | - способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; -развивать творческое воображение детей. | -Беседа. - Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». -Упражнение на дыхание и на артикуляцию «Мыльные пузыри». - Разыгрывание этюдов на выражение эмоции: «Я получил подарок от клоуна», «Огорчение». | |
октябрь | 5. | Сказка С. Я. Маршака «Кошкин дом» | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | - Рассказывание сказки «Кошкин дом» воспитателем. - Беседа по содержанию сказки. |
6. | Сказка С. Я. Маршака «Кошкин дом» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» по ролям. - Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
7. | Сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | -Распределение ролей. - Репетиция к показу сказки | |
8. | Маски животных | - развивать умение у детей готовить для предстоящего спектакля атрибуты и костюмы; - развивать творческий потенциал детей; - воспитывать самостоятельность и аккуратность детей. | -Беседа о сказке -Рассмотреть портреты поросят, определить их характерные черты лица. -Практическая работа детей (дети расписывают шаблоны полумасок героев сказки) | |
ноябрь | 9. | Пригласительные билеты на спектакль. | - воспитывать желание детей совместно готовить спектакль, все атрибуты и декорации; - развивать творческие способности детей; - воспитывать желание трудиться во благо одного дела. | - Беседа о предстоящем спектакле. - Рассмотреть варианты пригласительных театральных билетов. - Самостоятельная творческая работа детей. |
10. | Афиша к сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом» | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. | |
11. | Сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом» | - вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | Показ спектакля по мотивам сказки С. Я. Маршака «кошкин дом». | |
12. | "Сочиняем сами". | - побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети; - развивать связную речь детей (диалогическую); - формировать умение придумывать тексты любого. | -Этюды на выразительность образа: «Ты-лев!», «Радость», «Ваське стыдно», «Жадный поросёнок». - Творческая игра «Угадай героя сказки». -Сочинение коллективной сказки. | |
декабрь | 13. | Знакомство с театральными профессиями (артист, гример, музыкант). | - формировать представления детей о театральных профессиях; - активизировать интерес к театральному искусству; - расширять словарный запас. | -Беседа о театральных профессиях (артист, гример, музыкант, режиссер). -Просмотр видеоролика «Театральное закулисье». |
14. | В мире театра. | - продолжать знакомить детей с театральными профессиями; - развивать творческое воображение детей; - воспитывать интерес к театральной деятельности. | - Беседа о театральных профессиях. - Просмотр видеоролика «Волшебный мир театральных профессий». - Предложить детям попробовать себя в роли режиссера, гримера, актера и др. -Творческая работа детей на примере сказки «Три поросенка». | |
15. | Виды театров | - познакомить детей с некоторыми видами театра (бибабо, театр теней, плоскостной театр) | - Беседа о разных видах театра. - Рассмотреть атрибуты для театра теней, бибабо, плоскостного театра. -Учить управлять куклами бибабо. | |
16. | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | - вспомнить с детьми русскую народную сказку; - расширять словарный запас детей. | -Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»» воспитателем. -Беседа по содержанию сказки. | |
январь | 17. | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | Приобщать детей к русской национальной культуре; - учить инсценировке; - учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | - Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» по ролям. - Отгадывание загадок про животных |
18. | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | -Распределение ролей, репетиция к показу сказки «Заюшкина избушка». | |
19. | Афиша к сказке «Заюшкина избушка» | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать интерес к театральной деятельности. | - Определить главных героев сказки. - Рассмотреть иллюстрации к сказке. - Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. | |
20. | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | Показ кукольного спектакля «Заюшкина избушка» | |
февраль | 21. | Сказка К. И. Чуковского Муха Цокотуха» | вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к авторским сказкам. | -Рассказывание сказки К. И. Чуковского Муха Цокотуха» -Беседа по содержанию сказки. |
22. | Сказка К. И. Чуковского Муха Цокотуха» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха» - Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
23. | Сказка К. И. Чуковского Муха Цокотуха» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.
| - Распределение ролей - Репетиция к показу сказки К. И. Чуковского Муха Цокотуха»
| |
24. | Пригласительные билеты на спектакль. | - воспитывать желание детей совместно готовить спектакль, все атрибуты и декорации; - развивать творческие способности детей; - воспитывать желание трудиться во благо одного дела. | - Беседа о предстоящем спектакле. - Рассмотреть варианты пригласительных театральных билетов. - Самостоятельная творческая работа детей. | |
март | 25. | Афиша к сказке К. И. Чуковского Муха Цокотуха» | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. |
26. | Сказка К. И. Чуковского Муха Цокотуха» | Вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | - Показ сказки | |
27. | Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть? | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; - формировать умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость; - активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | -Сюрприз от Петрушки «Шкатулка, а в ней задания»: -Творческая игра «Что это за сказка?» -Игра-загадка «Узнай, кто это?» -Разыгрывание этюда на расслабление и фантазия «Разговор с лесом». -Дидактическая игра «Придумай рифму». | |
28. | Культура поведения в театре | - обучать правильному поведению в театре; - развивать доброжелательное отношение к труду людей; - воспитывать интерес к театральной деятельности. | -Беседа о театре. -Рассмотреть фотографии различных театров. -Рассказ воспитателя о правилах поведения в театре. -Сюжетно ролевая игра «Театр» | |
апрель | 29. | Русская народная сказка «Теремок» | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | - Рассказывание сказки «Теремок» воспитателем. - Беседа по содержанию сказки. |
30. | Русская народная сказка «Теремок» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание детьми сказки «Теремок» по ролям. - Рассматривание иллюстраций к сказке. - Подготовка атрибутов теневого театра. | |
31. | Русская народная сказка «Теремок» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | - Распределение ролей. - Репетиция к показу сказки (учить детей управлять теневыми фигурками) | |
32. | Пригласительные билеты на спектакль. | - вызвать у детей позитивный настрой на предстоящий показ спектакля; - развивать творческие способности детей; - воспитывать желание трудиться во благо одного дела. | - Беседа о предстоящем спектакле. -Рассмотреть варианты пригласительных театральных билетов. -Самостоятельная творческая работа детей. | |
май | 33. | Афиша к русской народной сказке «Теремок» | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. |
34. | Русская народная сказка «Теремок» | - вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | - Показ теневого театра «Теремок» детям младшей группы. | |
35. | Выходи на зеленый лужок | Порадовать детей; вовлечь в игру; учить действовать в игре группой и по одному; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом; будить воображение детей; побуждать к | - Прогулка по «зеленому лужку». - Песня-игра «По лугу». - Песня- этюд «Ручейки». | |
36. | Мониторинг | |||
Итого | 36 |
Мониторинг уровня творческого воображения дошкольников
Методика проведения обследования по выявлению уровня творческого воображения детей
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников проводится на основе творческих заданий
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).
Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя.
Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.
Основы изобразительно – оформительских деятельности.
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности помимо наблюдений, проводится на основе творческих заданий:
Задание 1. На дорисовывание фигур.
Ход исследования.
Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 5 карточек.
Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются
Задание 2. Придумай рассказ.
Ход исследования.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Имя ребенка | Творческая актив-ность ребенка, скорость придумы-вания рассказа | Эмоци-ональ-ность образов | Оригинальность сюжета рассказа | Произволь-ность и свобода поведения ребенка | Инициатив-ность | Самостоя-тельность и ответствен-ность | Способность к самооценке |
Оценка результатов:
При низком уровне (1 бал) - дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне (2 бала) - дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне (3 бала) дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр-творчество-дети» //Москва. – 1995.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов //Ярославль: Академия развития. – 1996.
- Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики //Ярославль: Академия развития. – 1997. – Т. 2.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой //М.: Фолио. – 2000. – Т5.
- Буренина А. И. Театр всевозможного //театральные шумы–аудиокассета. – 2002.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр //Москва. – 2000.Жулина Е. В., Дадашова С. Д. Влияние сказки на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста //Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №. 60-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в детском саду (старшая группа). Презентация.
Выступление на педагогическом совете с презентацией на тему: "Театрализованная деятельность в детском саду"....
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно ...
Комплексное занятие по сказкам Чуковского «В гости в сказку» старшая группа Третьякова Светлана Николаевна воспитатель высшей категории
Комплексное занятие по сказкам Чуковского«В гости в сказку» старшая группаТретьякова Светлана Николаевнавоспитатель высшей категории...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Конспект НОД по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: «Волшебный лес».Цель: Развитие творческой самостоятель...
Программа театрального кружка "В гостях у сказки" средняя группа
Программа театрального кружка в ДОО для детей средней группы...
Образовательная программа дополнительного образования «В гостях у сказки» Возрастная группа: средняя группа
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, разв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по театрализованной деятельности «Кто сказал «мяу» (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьмипо театрализованной деятельности «Кто сказал «мяу» (старшая группа)...