Значение мастер -классов в ДОУ
статья

Аннотация. В статье представлен  опыт использования  технологий работы по декоративно – прикладному творчеству с детьми дошкольного возраста  с общеразвивающей направленности, с детьми ОВЗ, а также с педагогами детского сада.

Ключевые слова. Коллективизм, творчество, креативность, общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_statya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Значение мастер-классов

в развитии творческих способностей детей и педагогов ДОУ.

Гаврилова Светлана Викторовна

МБДОУ « Детский сад № 130» г. Чебосары  Чувашская Республика

        Аннотация. В статье представлен  опыт использования  технологий работы по декоративно – прикладному творчеству с детьми дошкольного возраста  с общеразвивающей направленности, с детьми ОВЗ, а также с педагогами детского сада.

Ключевые слова. Коллективизм, творчество, креативность, общение.

Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня ребенок – это личность, которая стремиться к познанию, к чему-то новому и интересному, им хочется пробовать себя в самых различных направлениях и хочется достигать высот уже сейчас. В результате творческой деятельности  обогащается  внутренний мир, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому же, во время творческого процесса идет общение, командная работа, умение слушать и проявлять себя.

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на развитие таких качеств личности у детей, как любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение.

Кроме того, в последнее время запросы современных родителей направлены на художественно-эстетическое образование детей и поэтому стала необходимость включения в образовательный процесс разных форм, технологий направленных на развитие детской инициативы в продуктивной детской деятельности.

До определенной поры никто не знает, какой талант, какие именно способности проявятся у ребенка – к музыке ли, к рисованию, к литературе, или же к пению. Часто творчество начинается с желания что-либо создать своими руками, тем более, что в последнее время стало очень популярно дарить различные подарки и сувениры ручной работы. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей и начинать такую работу с ребенком нужно, как можно раньше. Большую роль в развитии творческих способностей играют мастер - классы.

В педагогической литературе существует немало определений понятия «Мастер - класс». Вот одно из них: «Мастер - класс» – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными темпами  потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить  самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить результат своего труда и  получить новые навыки.

Говоря о мастер-классах, хочется отметить все преимущества, которые касаются данного направления:

1. Все мастер-классы – это многообразие, ведь у них тематика может быть самой  разной и перечислить все просто невозможно. Выбирая тот или иной вид работы, очень важно  учесть возраст.

2. Попадая на мастер-класс, появляется шанс приобрести свое хобби, которое впоследствии он сможет даже превратить в прибыльное дело, ведь всегда есть вероятность того, что может понравятся новые приобретенные навыки.

3. Мастер-классы помогают находить друзей, ведь любая командная работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам.

Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего  возраста, а  также для педагогов детского сада, так как, работа педагога непосредственно связано с изобразительной деятельностью.

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно.

Мастер-классы в основном проводим по тематикам, к разным приуроченным праздникам. Материалы для работы каждый раз используем разный.

 Для интересного и качественного проведения мастер-класса, в начале учебного года мы подготовили план  мероприятий. Часто используем поисковые, творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, учим ребят самих определять алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения предложенного,  предлагаю свои варианты и иллюстрации. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог-  не строгий  руководитель  процесса, а доброжелательный помощник. Ребенку дается возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом. Для детей, особенно младшего школьного возраста, это очень значимо.

        В ходе мастер – классов в  процессе создания предметов декоративно – прикладного творчества у детей формируются понимание эталонов формы и цвета, четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного творчества в жизни. Ведь для ребенка вещь, сделанная собственными руками всегда живее, значимее и понятнее для его дальнейшего интереса к творчеству и собственному развитию в этом направлении.

        При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Как говорится: хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой зависимости никуда не деться.

Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется тем, что у каждого  мастера, проводящий мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Он представляет собственную систему работы, комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему.

Положительный результат  в работе мастер-класса, состоит в том, что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Таким образом, Мастер-класс это - «Знаешь сам – научи другого». Он позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, тесного взаимодействия  получать результат. Такая форма работы для педагога считается важным критерием, чтобы не стоять на месте.

Список литературы:

1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009

3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.

4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Значение интегрированного подхода к образовательному процессу в ДОУ"

"Значение интегрированного подхода к образовательному процессу  в ДОУ"          Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в с...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищ...

Мастер – класс для педагогов по теме «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют мо...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Мастер-класс на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования техноло...

Мастер-класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника"

Речевое общение  в процессе игры имеет огромное значение. Речь объединяет детей во время их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....