Педагогический проект_Колокола России
проект (старшая, подготовительная группа)

Селиванова Елена Владимировна

Знакомство с культурным и духовным наследием русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Картинка 14 из 733

Педагогический проект

«Колокола России»

для детей 5-7 лет групп

общеразвивающей направленности

                                    Подготовила музыкальный руководитель

                                          Селиванова Елена Владимировна

Тип проекта: информационно-познавательный с элементами исследования.

Участники проекта: дети  старшей (подготовительной) группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: месяц.

По времени:  краткосрочный.

Проблема:  поверхностные знания детей о колоколах в частности и духовном наследии русской культуры русского народа.

        Цель: познакомить детей с колоколами, как историческим и культурным наследием русского народа.

Актуальность проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства причастности к жизни своего народа, желания быть продолжателями русских традиций.

Задачи: 

  1. Познакомить со старинными архитектурными сооружениями (храмами и церквями).
  2. Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов.  
  3. Познакомить с видами колокольного звона, развивать умение их различать.
  4. Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

Формы работы: беседы, игровая деятельность, художественное творчество и музыкальное исполнительство, исследование, просмотр презентации

Предварительная работа:

1. Сбор информации о колоколах, их разновидностях и назначении в жизни русского народа.

 2.Организация выставки сувенирных колокольчиков.

Предполагаемый результат:

  1. В рамках реализации проекта дети узнали, какие  бывают колокола.
  2. Изучили строение колокола.
  3. Научились различать колокольные звоны.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: В рамках знакомства с историей колоколов представлен иллюстративный материал о достопримечательностях. Дети познакомились со старинной архитектурой Московского кремля, Спасской башни,  храмов, церквей. Возникли  вопросы: «Что такое куранты? Как они устроены? Где висят колокола? Какие они?» Отсюда и возникла проблема.

Основной этап:

1. Проведение проекта  в соответствии с календарно- тематическим планированием.

2. Знакомство с колокольчиком, как музыкальным инструментом.

3. Слушание колокольного звона.

4. Разучивание игр.

5. Проведение  подвижных игр: «Гори, гори ясно!»; «Жмурки с колокольчиком».

6. Художественное творчество (лепка и рисование колокольчиков).

7. Разучивание стихов, загадок, пословиц о колоколах.

8. Показ презентации:  «Колокола и колокольчики».

Заключительный этап:

  1. Проведение НОД «Песня колоколов и колокольчиков» (открытое мероприятие в форме развлечения).

           

Библиография:

1. Пухначёв Ю, Колокол, ж. Наше наследие, № 5, 1991г.

2. Сараджев К.К., Колокол//Музыка колоколов, - СПб, 1999г.

3. Цветаева А.И. Моя Сибирь: Повести, - М.: Советский писатель, 1988г.

4. Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»»


Конспект

развлечения с элементами экспериментальной деятельности

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 6 до 7 лет

Тема: «Песня колоколов и колокольчиков».

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие), познавательное развитие, речевое развитие.

 музыкальный руководитель:

Селиванова Елена Владимировна

2024 г.

Цель: заинтересовать детей через знакомство с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси, познакомить с их устройством и особенностями звучания.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для формирования знаний о колоколах и колокольных звонах на Руси;
  • познакомить с историей колоколов;
  • познакомить с устройством колокола и особенностями звучания в зависимости от материала и размера.
  • учить определять на слух тембровое звучание колокольчиков разного вида, играть на них.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие, тембровый слух и исполнительские навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с культурой России.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

  • демонстрационное: колокольчики разных размеров из нескольких видов материала; предметы посуды (бокалы) из стекла, пластмассы, металла, глины, дерева для экспериментирования со звуками
  • наглядное: презентация и медиа-оборудование;
  • раздаточный материал: карточки с изображением бокалов из разных материалов для музыкально-дидактической игры; диатонические колокольчики (ручные и настольные); колокольчики-пиктограммы из бумаги с выражением эмоций.

Ход развлечения:

  1. Организационный момент

Музыкальный руководитель входит, держа в руках шкатулку с колокольчиками и карточками. На экране 1 слайд.

Приветствие

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, гости. Я рада видеть вас всех  в хорошем настроении! Пусть наша встреча принесет всем радость и много новых интересных впечатлений.

Музыкальный руководитель: Ребята, я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Будет слышен перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».

Дети: колокольчик.

Музыкальный руководитель: Правильно! Это колокольчик.

Достать колокольчик из шкатулки.

Ребёнок: А я знаю стихотворение 

                 про колокольчик

Музыкальный руководитель: Расскажи нам, пожалуйста!

Ребёнок:

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.

  1. Основная часть

Музыкальный руководитель: Спасибо, Саша! Присаживайся. (Музыкальный руководитель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.)  Слышите, как он звенит? Прислушайтесь! Какой у него звук? Рассмотрите его внимательно.

Дети рассматривают колокольчик, слушают звон, отвечают на вопрос.

Музыкальный руководитель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете, из какого материала?

Дети: из металла.

Музыкальный руководитель: Правильно,  из металла. Значит, он какой? (металлический). У него есть язычок, который ударяется о стенки колокольчика и раздаётся необычный нежный звук.

А вам интересно узнать, откуда вообще появился колокольчик?  Хочу рассказать вам одну легенду. Слушайте внимательно!

Рассказ музыкального руководителя:

Музыкальный руководитель: (2 слайд) Случилось это когда-то давным-давно на Руси: (3 слайд) служителю церкви  приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, (показать изображение колокольчиков на 4 слайде) От  ветра они издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. Проснувшись, служитель велел создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.

А вы поняли, что это за поющий цветок? (колокол) Сегодня я хочу вам немного рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и силы духа русского человека. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Дети: нет.

Музыкальный руководитель:  Давайте попробуем узнать вместе. (5 слайд) Посмотрите на этот слайд. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, (6, 7, 8 слайды) а также они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?

Дети: на музыкальном занятии, в храмах.

Музыкальный руководитель: Верно. (9 слайд) В храме есть место под самым куполом, где и находятся колокола. Это место называется звонница. В колокола звонит специальный человек, который так и  называется – звонарь. (рассмотреть 10 слайд со звонницей, обратить внимание на разный размер колоколов) Каждый колокол звонит своим особым голосом. Колокола большие звук имели мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звучали нежно да звонко. Послушайте (слайд с праздничными перезвонами) 

Музыкальный руководитель: Я предлагаю поиграть с этим маленьким колокольчиком, позвонить в него. Игра называется

«Музыкальные жмурки с колокольчиком» (Способствует развитию слухового внимания и координации движений).

Все играющие образуют круг.

Считалочка: Раз-два-три-четыре-пять, будем в жмурки мы играть!

Колокольчик, звонче пой! Не угнаться за тобой!

Двое детей выходят в центр круга. Одному из них завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Жмурка ловит ребенка с колокольчиком. Тот увертывается, время от времени позванивая в колокольчик.

Музыкальный руководитель: отдохнули? А сейчас присаживаемся на стулья. Есть колокола и колокольчики действующие, как, например, тот, с которым мы сейчас играли, а бывают колокола, которые не играют.

Ребята, посмотрите (11 слайд), в столице нашего государства (а вы знаете столицу нашей страны?), в самом её центре, на территории Московского Кремля, там, где располагается рабочий кабинет президента (вы его знаете?), на Красной площади, есть самый  большой  колокол. Его называют Царь-колокол. Он никогда не звонил. Хотите узнать, почему? (рассказать о пожаре 1737г.)  Это памятник России (12 слайд). А есть колокола и колокольчики, которые звонят и сегодня.

У меня в моей волшебной шкатулке есть ещё колокольчик (достать фото, 13 слайд). Посмотрите на него внимательно, послушайте, как он звучит. Как вы думаете, из какого материала он сделан?

Дети: из стекла

Музыкальный руководитель: верно. Значит, он какой? (дети отвечают) Как вы думаете, как его нужно хранить и обращаться с ним?

Дети: Осторожно, потому что он хрупкий. Может сломаться, разбиться

Музыкальный руководитель: Верно.

 Посмотрите на него (рассмотреть). У него форма цветка-колокольчика, есть язычок с шариком на конце. Хотите узнать, как он звонит (14слайд). Глухо или как?.. Звонко?

Дети: да, звонко

Музыкальный руководитель: Я хочу предложить вам сегодня немножко поэкспериментировать со звуком (достать из-за ширмы стеклянную, пластмассовую, глиняную и деревянную посуду (бокалы)

Что это? (посуда) Какая? (бокалы) Из чего они сделаны?

Дети: из дерева, глины, металла…

Музыкальный руководитель: правильно. Этот стакан деревянный (глиняный или керамический, металлический…). Попробуем ударить по нему молоточком от металлофона. Этот звук похож на стеклянный, хрустальный, металлический?

Дети: нет

Музыкальный руководитель: Почему? Чем он отличается? Он звонкий? (постучать)

Дети: нет

Музыкальный руководитель: А какой? (глухой) Предлагаю вам поиграть с этими звуками.

Музыкально-дидактическая игра “Узнай звук”

( раздать детям карточки с изображением бокалов из разных материалов. Убрать бокалы за настольную ширму: ударять молоточком  по очереди. Дети угадывают, поднимая нужные карточки).

Музыкальный руководитель: Ой, ребята, в моей шкатулке волшебной остался последний колокольчик! (15 слайд) Посмотрите! Он не один, их тут целый звукоряд из восьми звуков разной высоты: от ноты «до» I октавы, до  ноты «до» II октавы, и у каждой ноты свой цвет, чтобы музыкантам было легче запомнить свою партию. Вы знаете, как они называются? Это – диатонические колокольчики. Повторите. Они бывают ручными и настольными. А сейчас я  приглашаю вас на концерт инструментальной музыки, где главными инструментами, конечно же, будут наши диатонические колокольчики. 

(Дети-исполнители  проходят за инструментами)

Музыкальный руководитель: Садитесь поудобнее . Приготовьте уши и души для наслаждения музыкой:

Динь-дон, динь-дон! –

Колокольный перезвон.

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит

Инструментальный ансамбль исполняет «Мелодию» М.Леграна из к/ф «Шербурские зонтики»

А хотите тоже поиграть? экспромтом? Это когда взяли инструмент и сразу, без репетиции, заиграли. Подходите по порядку и берите по одному колокольчику. А чтобы играть на настольных, возьмите свой стул и пройдите за столики. Необходимо внимательно смотреть на руководителя оркестра (кстати, как он называется? (дирижёр) ), то есть, на меня. Я буду дирижировать и покажу, каждому, когда ему нужно начать игру.

Музыкальный экспромт под Мелодию А.Петрова

  1. Заключительная часть

Музыкальный руководитель:  Итак, что же нового вы сегодня узнали? Что вам особенно запомнилось? Мы с вами обязательно встретимся ещё с диатоническими колокольчиами на занятиях и не только. Подойдите к столику и выберете себе колокльчик, у которого настроение такое же, как и у вас после нашей встречи.

  ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Песенка колокольчиков»,

Дети: выходят из зала

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Колокола и колокольчики"

познавательно-игровой, исследовательский....

Исследовательский проект "Колокола и колокольчики в нашей жизни"

В этом проекте проведено исследование о колоколах и колокольчиках, о том где и для чего они применяются....

Становление и развитие педагогической мысли в России

Статья посвященная теме становления и развития педагогической мысли в России...

детско-родительский проект "Колокола и колокольчики"

Детско-родительский проект нацелен разобраться в терапевтических возможностях колоколов и колокольчиков для детей и взрослых, изучить историю из возникновения и развития....

Проект "Колокола"

Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательной  активности. Актуальность проекта заключается в приобщении дошкол...

Педагогический проект "Берегите Россию-нет России другой"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию ""Берегите Россию-нет России другой"...

Национальный конкурс педагогического профессионального мастерства «Педагогическая лига: многонациональная Россия» в номинации «Дошкольное образование», 2024 год

Национальный конкурс педагогического профессионального мастерства «Педагогическая лига: многонациональная  Россия» в номинации «Дошкольное образование», 2024 год...