Методическая разработка. "Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ"
методическая разработка
Музыкальное творчество – очень важная часть музыкальной деятельности дошкольников в детском саду. В каждом из разделов музыкального занятия – в слушании, пении, играх, танцах, игре на музыкальных инструментах ребенок может проявить свое творческое начало.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ
Музыкальное творчество – очень важная часть музыкальной деятельности дошкольников в детском саду. В каждом из разделов музыкального занятия – в слушании, пении, играх, танцах, игре на музыкальных инструментах ребенок может проявить свое творческое начало. Что может стать продуктом детского музыкального творчества? Это короткие песенки, танцевальная композиция или отдельное придуманное движение, игровой персонаж в музыкальной игре, шумовое сопровождение в спонтанном оркестре.
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
1.Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея создания чего-то нового. Малышам эту идею предлагает взрослый, дети постарше чаще действуют самостоятельно. Чтобы создать что-то новое, нужна фантазия, воображение, которое строится на элементах опыта. Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше узнал, тем продуктивнее будет его творческая деятельность.
2.Реализация замысла. Она во многом зависит от приобретённых ранее ребёнком умений и навыков музыкальной деятельности: необходимо владеть определенными певческими навыками, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями, уметь понимать характер музыки.
Используя воображение, опыт и различные музыкальные средства, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Детям необходимо сделать музыку своим личным опытом, надо “побыть внутри нее” - петь, играть на инструментах, танцевать, самому что-то придумывать и изменять. При этом для ребенка редко важен качественный результат его сочинительства, гораздо важнее для него сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радость, удовольствие, искренность. Это именно тот случай, к которому применима поговорка: «Я художник, я так вижу!»
3.Анализ творческой работы. Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Вам понравилось? », «А у меня красиво получилось?», «А у меня похоже было?», «А кто Вам больше понравился?». Это позволяет ребёнку почувствовать себя не только маленьким композитором, танцором, артистом, но и творческой личностью, индивидуальностью.
С чего же начинается путь маленького сочинителя? В младшем дошкольном возрасте еще рано говорить об осознанном музыкальном творчестве, поскольку жизненный и музыкальный опыт ребенка крайне мал. Почти каждое музыкальное произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. Начальные и самые яркие творческие проявления у детей 2-3 лет в первую очередь наблюдаются не в пении или танцах, а в подвижных играх под музыку, в которой героями являются знакомые детям образы животных или природных явлений. В таких играх, как «Кошки-мышки», «Барбос и птички», «Зайцы и лиса», «Мишки-зайки», «Жуки», «Бабочки и цветы», «Солнышко и дождик», дети действуют вначале по показу взрослого, а чуть позже пытаются придумать движения в соответствии со своими умениями и представлениями. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица - хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для каждого конкретного образа.
Эти игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений. Чем младше ребёнок, тем большее значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. В среднем и старшем дошкольном возрасте любимыми музыкальными играми, в которых ребенку предоставляется большая свобода игровых действий, являются игры «Совушка», «Роботы и феи», «Снеговики и снежинки», «Садовник и цветы», «Медведи и пчелы», «Летчики, на аэродром!» и другие. Обычно дети с огромным удовольствием участвуют в играх, потому что игровая ситуация помогает ему, действуя от имени игрового персонажа, более свободно выражать свои чувства и эмоции.
Немного о творчестве в других видах музыкальной деятельности.
Формирование песенного творчества происходит поэтапно. На первом этапе (в младшем дошкольном возрасте) это попытки подражать звукам, которые дети слышали много раз (спой, как Киска, как Собачка, поздоровайся, как Петушок, позови цыпляток, как мама Курочка и т.д.). Второй этап творчества – поздоровайся с игрушкой разными интонациями или с разной высотой голоса, спой свое имя, придумай и спой свое приветствие ребятам(это уже средняя группа). Более сложное задание – спой музыкальный ответ на музыкальный вопрос (например, «Что ты хочешь, кошечка? – Молочка немножечко!»). Следующий этап - подведение детей к импровизации на заданный текст. Далее - сочинение мелодии не только на заданный текст, но и пение её в определённом жанре. Хочу заметить, что песенное творчество – это, прежде всего, деятельность одного ребенка, многие дети при этом стесняются, смущаются. Причем, чем старше ребенок, тем сильнее его боязнь сделать что-то не так, оказаться смешными в глазах других детей. Поэтому нужно стараться всячески подбодрять ребенка, поддерживать его, даже если его сочинение примитивно (можно использовать такие методы поощрения: дети поют в детский микрофон, передавая его друг другу, всем детям хлопают после каждой песенной придумки, самые смелые объявляются «народными артистами детского сада «Радуга» и т.д.) Дети очень отзывчивы на похвалу и внимание к ним, они становятся увереннее и смелее.
Детское танцевальное творчество развивается на основе знакомых элементов танцевальных движений, пантомимы, драматизации. Имея в багаже определенный запас движений, дети по-своему их варьируют в свободных плясках без фиксированных движений, в танцевальных играх: «Покажи и повтори», «Плетень», «Танцуй-замри», «Ку-чи-чи». Обычно, поначалу танцевальное творчество имеет коллективный характер. Дети действуют, копируя движения друг друга (особенно это касается младшего возраста). Спустя время появляются первые примеры собственного сочинения. У одних детей это получается достаточно грациозно, изобретательно, у других – несколько неуклюже и однообразно. Конечно, в этом проявляются врожденные данные – координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству. В подготовительной группе музыкальный руководитель может попросить помощи в составлении танцевальной композиции (подобрать то или иное движение, подходящее к характеру и содержанию танца), некоторые дети вполне могут предложить взять в танец то или иное движение, которое они придумали или считают наиболее походящим.
Игра на детских музыкальных инструментах – это тоже коллективная деятельность, которая всегда вызывает у детей стойкий интерес и дает эмоциональный всплеск. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна. В раннем возрасте ребенок просто подыгрывает на шумовых инструментах в характере звучащей музыки, может изобразить на металлофоне капли дождика или бег ручейка, в среднем и старшем возрасте при игре на металлофоне и ксилофоне ребёнок уже может импровизировать своё имя, приветствие, марш, плясовую. Он может «украшать» звучащую музыку инструментами, которые подходят к ее характеру, озвучивать стихи и сказки,самостоятельно подбирая подходящий инструмент, сочинять небольшие музыкальные диалоги в форме «Вопрос-ответ».
Делая вывод, можно обозначить 4 условия успешного развития музыкально-творческих способностей.
Первое условие - раннее начало.Зачатки творчества ребёнка проявляются в различной музыкальной деятельности с самого раннего возраста
Второе условие - создание для ребенка таких условий, которые пробуждали бы его творческие способности и ненавязчиво развивали именно то, что способно наиболее эффективно развиваться в данный момент.
Третье условие - постепенное повышение возможностей ребенка и ориентация на зону его ближайшего развития.
Четвертое важное условие - предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание благоприятных условий для адаптации детей в дошкольном учреждении"
Методическая разработка «Создание благоприятных условий для адаптации детей в дошкольном учреждении»ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургВоспитатель: Казакова И...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества
Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...
Методическая разработка «Создание безопасных условий при организации образовательного процесса»
Методическая разработка «Создание безопасных условий при организации образовательного процесса»...
Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"
Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...
Методическая разработка "Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ"
Методическая разработка "Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ"...
Методическая разработка «Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»
Методическая разработка«Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»...
Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему: «Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ».
Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему: «Создание условий для развития детского музыкального творчества в ДОУ»....