Формирование учебно – интеллектуальных умений у старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Современная система образования предъявляет к дошкольникам особые усложняющие требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, уже в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире, выработан ряд школьнозначимых навыков. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – деятельность, представляющая особые требования к личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebno_intellekt.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебно – интеллектуальных умений

у старших дошкольников.

Современная система образования предъявляет к дошкольникам особые усложняющие требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, уже в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире, выработан ряд школьнозначимых навыков. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – деятельность, представляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, дошкольнику важно обладать учебно – интеллектуальными умениями.

Развитие у старших дошкольников учебно – интеллектуальных умений и навыков, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Формирование этих умений – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста.

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок не научившийся мыслить, в начальных классах, обычно приходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Работа по умственной подготовке детей к школе должна обеспечить не только усвоение детьми обобщенных систематизированных знаний, но и овладение простейшими формами мыслительной деятельности (понятия, суждения, умозаключения); мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение); формирование навыков и умений учебной деятельности: умение выделять учебную задачу, выбирать действия для достижения результата, планировать свою деятельность, наблюдать, понимать простейшие причинно – следственные связи воспринимаемых предметов и явлений. В решении этих задач значение имеет правильный отбор образовательного материала. Он должен быть точным, подлинно научным и дан в системе.

Наиболее благоприятные условия для формирования интеллектуальных умений у дошкольников создаются в образовательной деятельности. Здесь педагог организует познавательную деятельность детей при ознакомлении их с новым материалом, последовательно усложняет предполагаемые задания, формирует способы их решения.

Для формирования учебно – интеллектуальных умений у дошкольников используются такие приемы как проблемная ситуация, вопросы, противоречие, сравнения, опыты, игры.

Использование проблемных ситуаций и проблемных вопросов. В проблемной ситуации педагог ставит детей перед практическим поиском решения задачи, ответа на вопрос. Проблемные ситуации встречаются повседневно, и задача воспитателя использовать их для упражнения детей в самостоятельных умственных операциях. (Например, по теме «Транспорт». Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться.) или Тема: «Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет», Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Проведение опытов. При помощи несложных опытов детям можно объяснить суть сложных явлений и процессов, как в живой, так и в неживой природе (смену дня и ночи, замерзание воды, влияние солнца, воды и тепла на рост растений).

Важным приемом побуждения к мыслительной деятельности является вопрос, который используется не только в беседе, но и во многих других случаях, когда нужно пробудить интерес, мышление, направить действие, поиск и т.д. Для эффективного использования вопросов необходима четкая их формулировка. Они должны быть посильными для ребенка по своему содержанию.

Формирование учебно – интеллектуальных умений осуществляется с помощьюспециально подобранных игр, заданий, упражнений. Одним из средств формирования интеллектуальных умений у дошкольников является дидактическая игра.Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети в играх осваивают признаки предметов, учатся квалифицировать, обобщать, сравнивать. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности.

Для примера приведу несколько дидактических игр,например, игры на формирование у детей умение сравнивать. Это «На что похоже», «Давай сравним» (по цвету, по форме, сравнить два предмета, времена года, сравнить картинки, найти два одинаковых предмета, найди пару и т.д.) Игра «Разложи по группам». В этой игре дети учатся классифицировать предметы по группам и объединять их одним общим понятием. Для развития самоконтроля используются игры с правилами «Сделай также» (сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки», «Сохрани слово в секрете». В играх «Где звенит?», «Закончи историю» и т.д. у детей развивается умение слушать и слышать. На обобщение – игры «Что общего», «Назови правильно». Наблюдение- «Что изменилось», «Как звучит мир», «Колечко».

Таким образом, для того чтобы ребенок хорошо учился в школе необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определенного уровня развития.

Список литературы

Л.Г. Нисканен «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» М.: Академия,2002

Н. Н. Поддьяков «Содержание и методы умственного воспитания дошкольников» М.: Педагогика 1989

О. А. Степанова «Игровая школа мышления» М.;Творческий центр 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Работа над звуками и формирование фонетических умений у старших дошкольников

В работе представлено пошаговое обучение грамоте дошкольников....

Работа над звуками и формирование фонетических умений у старших дошкольников

Пошаговая разроботка материалов по обучению детей грамоте...

Технологии формирования здоровьесберегающих умений у старших дошкольников

  Здоровье  детей старшего дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность...

Особенности совместной (партнерской) взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьм...

Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе.

В статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и дл...