"Особенности речевых игр с детьми раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2024.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области

Полысаевский дом ребенка «Родничок»

Консультация:

Тема: «Особенности речевых игр с детьми раннего возраста»

Провела:

Воспитатель

II младшей группы

Пушкина Е.А.

Полысаево, 2023

Особенности речевых игр с детьми раннего возраста

«Игра есть высшая степень детского развития... Она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности...

Дитя, которое играет самонадеянно, спокойно, настойчиво... непременно сделает также спокойным, настойчивым... Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё».

(Франц ФРЕБЕЛЬ (1782-1852) - немецкий педагог)

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, воля, развивающаяся потребность в общении.

Маленький ребенок - неутомимый исследователь окружающего мира. Каждый новый предмет он внимательно разглядывает, пробует на вкус, на ощупь, мнет, вертит, разбирает. Он совершенно неограничен в своем стремлении узнавать новое или учиться чему - то ведь пока это самое главное в его жизни. Через игру малыш легко усваивает даже сложные действия и понятия.

Однако нельзя рассчитывать на то, что развитие всех психических процессов и необходимых качеств личности произойдет у ребенка само собой. Для этого необходимо руководство игрой со стороны взрослых.

Уже в самых первых играх сказывается огромное влияние взрослых. Ребенок очень рано начинает подражать окружающим его людям. Склонность к подражанию - одна из характерных особенностей детства. Наблюдения за играми показывают, что с возрастом подражание не ослабевает, а принимает иной характер, все более сочетаясь с творчеством. В детских играх подражание и творчество не исключают, а дополняют друг друга.

Прекрасно, если воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, которое передаёт прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказы, потешки, небылицы, поговорки. Поэтому мы всегда в коррекционной работе используем игры с речевым сопровождением, в которых используются произведения народного фольклора. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится как «народная мудрость». Его особенность в том, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. При этом возникает как бы цепь слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе. Активизирующее влияние оказывает, во-первых-звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов музыкальных звуков. Во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фоном и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например: Баю-бай!, Ай-качи-качи!, Тили-тели!).

Эти повторяющиеся звукосочетания взрослый произносит специально растягивая гласный звук, что создает эффект музыкальности. Вот почему их назвали наигрышами. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, и он подходит к воспроизведению речевых звуков.

Наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмические движения руками («Фонарики»), легким прикосновением поглаживает малыша («контактное взаимодействие»), включает плясовые элементы (когда малыш на руках).

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.).

Большинство исследователей раннего возраста считают первыми играми ребенка-игры с его собственным телом. Например, он забавляет себя своими руками, подносит их к лицу, рассматривает, опускает, снова подносит к лицу. Лежа на спине, поднимает ноги, дотрагивается до них и опускает. Эти действия еще не игра, но в них имеются зародыши игры: ребенок намеренно производит движения и испытывает от этого удовольствие. Можно использовать игры «Потягушеньки», «Тушки-тутушки», «Ай, люленьки», «Зайка, зайка, попляши».

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающиеся задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т.д. (Игры: «Толкаю мой мяч», «Кто спрятался под шляпой», «Игра с машинкой».)

Уже в первые месяцы жизни, занимаясь с ребенком, взрослый проговаривает напевные двустишия или четверостишия («Ой, люли, люли,люли! Прилетели гули!» «Ай, тюшки, тюшки, тюшки! Вырастали лопушки!»). Первая строка включает, как правило, звукосочетания-наигрыши, ее повторяют несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Важно добиваться слухового сосредоточения, а затем прочтения и второй рифмующейся с наигрышем строки.

В этот ранний период жизни полезно читать напевные короткие, но интонационно выразительные произведения, состоящие из 4-8 строк. Можно использовать одно произведение, но прочитать его с различной интонацией. Сначала вопросительной, затем утвердительно, и наконец восклицательно, например: «Ой, ли-ли-ли, ли-са по ле-су ходила, ли-са лапотки плела». Вопросительно-радостная интонация хорошо передается, например, в потешке «Ладушки-ладушки».

Для занятий с младенцами полезны произведения, которые содержат звукоподражания музыкальным инструментам, например дудочке («ой, ду-ду-ду»), свирели (ай, люли, люли, люли»), колокольчику («тили-бом, тили-бом»), рожку («ту-ру-ру-ру-ру»), гуслям («трень-брень») и т.д.

Формирование речевого подражания - одна из важнейших задач в развитии речевых реакций ребенка 6-12 месяцев. Поэтому в занятиях так необходимы переклички: взрослый подбирает короткие произведения со звукосочетаниями, уже имеющимися в речевых реакциях ребенка. Скажем, если он хорошо произносит «гу», то ему предлагают четверостишие, в котором это звукосочетание повторяется, и побуждает его откликнуться:

Заинька, по сеничкам

Гу-у-уляй, по-гу-ляй.

Серенький, по новеньким

По-гу-ливай, гу-ляй.

Гу-гу-гу! (Пауза) Гу-гу-гу!

Во второй части занятия ребенку необходимо показать игрушку -персонаж, о которой рассказывалось в произведении (зайчика, петушка), обязательно выделяя голосом: «За-а-а-аинька, это за-а- айчик!»

В третьей части занятия игрушку дают ребенку в руку. Процессуально этот момент разворачивается так: держа предмет на расстоянии, взрослый побуждает ребенка протянуть руку к предмету, затем повернуть, сделать попытку перехватывания из рук взрослого. Все эти действия взрослый подкрепляет названием предмета: «За-а-айчик, гу-у-уляй, погу-у-уливай!» Когда малыш выпустит предмет из рук, отвлечется, взрослый подбирает его. Затем повторяется первая часть занятия.

Уже с 6 месяцев к ребенку приходит указательный жест, если педагог, обращаясь к малышу, спрашивает: «ГДЕ?» (зайчик, Ляля). Малые фольклорные формы - прекрасный речевой материал, на основе которого у ребенка уже во втором полугодии начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым общим содержанием произведения и конкретным действием, которое отражает его. Сочетание «бай-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено на собственном опыте. Поэтому, как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью.

С 9-12 месяцев у ребенка возникает новый тип речевого развития-умение подражать слогам, которых в его речи еще нет. Разговором или прибауткой взрослый стимулирует их появление, (подбирает потешки, где этот слог находится под ударением и хорошо улавливается слухом).

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Потешка помогает ребенку «открыть себя» (вот он оказывается кто: Боренька).

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста

•«Для укрепления тела и содействия его росту природа имеет свои средства, которым никогда не следует противодействовать. Не нужно принуждать ребенка оставаться на месте, когда ему хочется ходить. Пуст...

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Консультация для воспитателей групп раннего возраста...

Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

Особенности речевого развития у детей раннего возраста

Особенности речевого развития у детей раннего возраста...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты исследования особенностей речи недоношенных детей раннего возраста...

мини-консультация "Особенности речевого развития у детей раннего возраста"

В консультации даются советы и рекомендации по профилактике нарушения речевого развития у детей раннего возраста....

Тема: «Поможем кукле навести порядок»( ранний возраст). Сценарий НОД по образовательным областям: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие с детьми раннего возраста

Цель: Формировать у детей знания и доступные трудовые умения.Задачи:1.Образовательные Формировать у детей представление о некоторых трудовых действиях  и предметах необходимых для наведения поряд...