ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (младшая группа)

Станилеско Ирина Васильевна

В статье представлены результаты исследования особенностей речи недоношенных детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Станилеско И. В. магистрант

Научный руководитель: к. пед. н, заведующий кафедры логопедии и коммуникативных технологий Тверская О. Н.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Пермь

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье представлены результаты исследования особенностей речи недоношенных детей раннего возраста.

Ключевые слова: речевое развитие, недоношенный ребенок, раннее развитие.

Ежегодно в мире происходит 15 млн. преждевременных родов, особенно увеличивается частота рождения в ранние сроки гестации. За 2018 год в г. Кирове и Кировской области родилось 712 недоношенных детей по данным Кировского областного клинического перинатального центра, что составляет 11% от общего числа родившихся детей в центре. Внедрение современных научных достижений в области перинатальных технологий выхаживания младенцев позволило повысить уровень их выживаемости. Однако одновременно с достижениями появились и новые вопросы, связанные с изучением состояния здоровья и развития детей, а также с исследованиями качества их жизни.

Недоношенным считается ребенок, родившийся живым в сроки до 37 недели внутриутробного развития с массой тела менее 2500г и длиной менее 45см. Жизнеспособным считают новорожденного с массой тела при рождении более 500г, сделавшего хотя бы один вдох.

Традиционно выделяют четыре степени недоношенности. Если дети рождаются с массой тела 2500-2000г, то у них первая степень недоношенности. Вторая степень у детей, рожденных массой от 2000 до 1500г. Эти дети считаются новорожденными с низкой массой тела. Дети третьей степени, рожденные с массой 1500-1000г, считаются новорожденными с очень низкой массой тела. Дети четвертой степени недоношенности с экстремально низкой массой тела при рождении имеют массу менее 1000г [2].

Данная категория детей, по мнению многих исследователей, относится к группе «высокого риска». Обследование детей, проведенные рядом специалистов (М.Ю. Васильева, А.С. Батуев, М.Э. Бернадская, С.Я. Волгина, Л.В. Грачева, А.С. Емельянова, Д.И. Чернего, Д.Н. Чернова, Л.Г. Чухутова, О.В. Лебедева), доказывает, что преждевременное рождение оказывает влияние на формирование различных способностей детей и на процесс их развития в целом [3].  

Исследователи в области дефектологии (Е.Ф. Архипова, С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Е.М. Мастюкова, и др.) констатируют факт увеличения распространенности перинатальных поражений ЦНС и, как следствие, появления на свет «физиологически незрелых» новорожденных, несомненно, имеющих риск задержки развития моторных и психических функций, в том числе и речи [1].

Поэтому темой нашего исследования стало выявление особенностей речевого развития недоношенных детей раннего возраста. Эксперимент осуществлялся на базе Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной клинический перинатальный центр». В эксперименте участвовало 11 детей в возрасте от 1,63 лет. Из них один ребенок, рожденный с экстремально низкой массой тела (четвертая степень недоношенности). Четыре ребенка, рожденные с очень низкой массой тела (третья степень недоношенности). Шесть детей, рожденных с низкой массой тела, из них четыре ребенка имели вторую степень недоношенности при рождении и два ребенка  первую степень недоношенности.

Для обследования речи недоношенных детей раннего возраста был использован Макартуровский опросник речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Сегодня Макартуровский опросник адаптирован более чем для 50 языков мира. Русская версия американского опросника разработана группой авторов (М.Б. Елисеева, Е.А. Вершинина, В.Л. Рыскина, С.Н. Цейтлин). Исследователи отмечают, что родительский опросник оказался эффективным средством ранней речевой диагностики. Оценка речевого и коммуникативного развития детей с помощью стандартизированных шкал — эффективный инструмент диагностики. Опросники для родителей детей раннего возраста имеют ряд преимуществ перед другими средствами диагностики речи и коммуникации маленького ребенка. Родители постоянно общаются с ребенком, и поэтому хорошо заполненный родительский опросник может содержать более полноценные сведения о речи ребенка, чем результаты тестирования, полученные профессионалом [4]. В своей работе мы использовали «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения», рассчитанный на детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет (включительно).

Анализ результатов исследования речевого развития недоношенных детей раннего возраста показал, что у одного ребенка, имеющего при рождении первую степень недоношенности, наблюдался низкий уровень развития речи. В 1г. 6 мес. в его словаре было всего 3 звукоподражательных слова. Другой ребенок, рожденный массой 2100г, показал средний уровень развития речи. В 2г. 10 мес. в его активном словаре насчитывалось 400 слов. В словаре имена существительные преобладали над глаголами и именами прилагательными. Также в его активном словаре начали появляться союзы, местоимения и предлоги. Он начал усваивать грамматические структуры предложений. Среднее количество слов в предложении было около 6 лексем. Он употреблял следующие грамматические категории: родительный, дательный, творительный и винительный падежи; существительные во множественном числе; глаголы в формах настоящего и прошедшего времени. Ребенок умел отвечать на вопросы.

В исследовании приняли участие 4 ребенка, имеющие при рождении вторую степень недоношенности. Из них один ребенок (25%) имел высокий уровень развития речи. На момент обследования ребенку было 2г. 3 мес. Количество слов в активном его словаре было около 499. Среднее число слов в предложениях около 6 лексем. Он употреблял существительные в разных падежах, существительные во множественном числе, глаголы разных времен, глаголы в             1 и 2-ом лице. Остальные 75% детей показали низкий уровень развития речи. Активный словарь, в основном, был представлен звукоподражанием, если они и употребляли слова, то это были имена существительные и личные местоимения. Развитие навыка фразовой речи у всех находилось на соответствовавшему возрасту этапе. То есть двое детей использовали в речи предложения, объединяя в предложение 2 – 3 аморфных слова. Грамматические категории еще не употребляли.

В процессе обследования также приняли участие 4 ребенка, рожденные с очень низкой массой тела (третья степень недоношенности). В этой группе детей также один ребенок показал высокий уровень развития речи. В свои 2г. 6 мес. он имел в активном словаре 586 слов. Свои мысли формулировал с помощью предложений, используя различные грамматические категории. У остальных детей был выявлен низкий уровень развития речи. Их речь характеризовалась небольшим объемом словаря. Навык фразовой речи еще формировался. Среднее количество слов в предложении составляло 23 лексемы. В предложении слова были не согласованы. При общении дети могли ответить не на все вопросы.

В исследовании принял участие 1 ребенок, имеющий при рождении массу 980г  четвертую степень недоношенности. В 1г. 9 мес. он имел 24 звукоподражательных слова. Фразовая речь только начинала развиваться. Он соединял несколько звукоподражаний в предложение. Например, говорил: «мяяяу амам»  кошка ест. Мог ответить на некоторые вопросы: «Ам-ам нет»  не буду есть.

Для изучения факторов влияния на речевое развитие недоношенных детей была составлена сводная таблица 1 показателей физического развития недоношенных детей на момент рождения и уровня речевого развития недоношенных детей раннего возраста на момент исследования.

Таблица 1 Показатели физического развития недоношенных детей на момент рождения и уровня речевого развития недоношенных детей раннего возраста на момент исследования

Возраст

Уровень развития речи

Посещает ли дошкольное учреждение

Серьезные заболевания

Неделя беременности (гестационный возраст)

   

Апгар

Масса

Длина

1

1 г 6 мес

низкий

нет

нет

34

8

2170

44

2

1 г 6 мес

низкий

нет

нет

34

8

1840

43

3

1 г 9мес

низкий

нет

нет

31

6

980

37

4

1г 10 мес

низкий

нет

нет

34

8/8

2000

45

5

1 г 10 мес  

низкий

нет

нет

30

7/7

1140

39

6

2 г 2 мес

низкий

нет

нет

33

1600

43

7

2 г 2 мес

низкий

д/сад

ВПС

32

6/7

1250

38

8

2 г 3 мес

высокий

нет

нет

35-36

6

1590

45

9

2г 5 мес.

низкий

д/сад

Пиелоэктазия, астигматизм, ВПС

25

7/7

1180

10

2г 6 мес.

высокий

нет

нет

32

6/7

1050

37

11

2г 10 мес

средний

д/сад

нет

31

5/7

2100

45

Таким образом, у 73% недоношенных детей раннего возраста наблюдался низкий уровень речевого развития. В данную группу попали в основном дети в возрасте от 1 года 6 мес. до 2-х лет 2 мес. В их речевом развитии были выявлены особенности, проявляющиеся в малом объеме активного словаря, в недоразвитии навыков использования способов словоизменения. Высокий уровень развития речи показали 18% недоношенных детей, средний уровень развития речи был выявлен у 9 % недоношенных детей. Их речевое развитие соответствовало возрасту. Эту группу составили дети в возрасте от 2 лет 3 мес. до 2 лет 10 мес. На основании результатов исследования можно предположить, что речевое развитие у недоношенных детей при отсутствии негативных факторов (заболеваний, органических поражений ЦНС) приближается к развитию доношенных сверстников примерно к 3 годам. Для подтверждения этих выводов требуется изучение речи недоношенных детей на большой выборке и обработка данных с помощью методов математической статистики.

Библиографический список:

  1. Агаева И.Б. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием // Агаева И.Б., Вяземская Л.В. - Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 4-7.
  2. Альбицкий В.Ю. Сбережение жизни младенца: от XVIII до XXI века // Альбицкий В.Ю., Шер С.А. - Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. Т. 22. № 2. С. 42-45.
  3. Захарова Л.И. Недоношенный ребенок – мультидисциплинарная проблема и особенности ее решения на современном этапе // Захарова Л.И., Кольцова Н.С., Тупикова С.А., Куликова Н.И. – Практическая медицина. 2016. № 8 (100). С. 19-22.
  4. Елисеева М.Б. Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев // Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. - Специальное образование. 2017. № 3 (47). С. 66-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности речевого развития у детей старшего возраста"

Презентация на родительское собрание тема "Особенности речевого развития у детей старшего возраста". Рассказать о направлениях по которым ведется работа в группе по развитию речи....

Особенности речевого развития у детей раннего возраста

Особенности речевого развития у детей раннего возраста...

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)  &laq...

Психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста

В статье рассмотрено психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста....

мини-консультация "Особенности речевого развития у детей раннего возраста"

В консультации даются советы и рекомендации по профилактике нарушения речевого развития у детей раннего возраста....

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...