Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4-5 лет в ДОУ
методическая разработка (средняя группа)

Загороднева Екатерина Владимировна

Что такое гиперактивность? "Гипер…" - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает действенный, деятельный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4-5 лет в ДОУ  

Что такое гиперактивность? "Гипер…" - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает действенный, деятельный. Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками. Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится. Встает со своего места в группе во время занятий или обеда, в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".Гипердинамический синдром проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме.

Причины гиперактивности остаются не достаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикация, черепно-могзовой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии гиперактивности принадлежит генетическим факторам.

В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что гиперактивность может иметь внешнее сходство с целым радом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астеноневротическим синдромом при заболевании внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержка двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка.

Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками. До 4 лет у ребенка формировалось наглядно-практическое мышление, в результате которого он накапливал опыт первых обобщений, первых пониманий связей между предметами. Ребенка привлекал сам процесс взаимодействия с предметами. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.Это мышление неразрывно связано с речью и является основой для дальнейшего словесно-логического развития ребенка

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в этом детском возрасте является гиперактивность.

Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми неусидчивый ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивногоповедения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями. Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут  попадать в опасные ситуации. Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита  внимания, гиперактивностиимпульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции. Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Специалисты  должны  помочь  родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо использовать всё многообразие методик и выбрать наиболее для ребенка эффективные при данных нарушениях.

Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного поведения главная роль отводится поведенческой психотерапии. Коррекционные  методики  будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и детского сада, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и воспитателями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в детском саду: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в саду и дома – главный залог успеха.

Необходимо помнить, что негативные методы такого воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог  чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять, что бы ребенок в дальнейшем не привыкал к этому .

В разговоре с ребёнком и, особенно, при выдаче ему задания, необходимо избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи или детского сада, ему всецело доверяют, на него надеются. Родители и воспитатели могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).

Индивидуальный подход к детям четырех, пяти лет - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании необходим в двух отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющих у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогические воздействия может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогические воздействия всегда опосредуются психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только со взрослыми, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение индивидуального подхода имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходиться не только формулировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолеть уже имеющие отрицательные. Опыт показывает, что отсутствие индивидуального подхода при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.

Для осуществления индивидуального подхода в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Итак, что же нужно учитывать при работе с гиперактивными детьми, используя индивидуальный подход:

  • Во-первых, нельзя категорично запрещать что-то делать привычным для многих детей способом, т.е. говорить слова «нельзя», «не трогай», «нет» и прочее. Ребенок с диагнозом СДВГ просто не способен воспринимать всерьез сказанное в категоричной запрещающей форме.
  • Во-вторых, он нуждается в разъяснениях.  
  • В-третьих, чтобы запретить ребенку, но при этом не вызвать у него недовольство, достаточно предоставить ему альтернативу в решении вопроса.
  • В-четвертых, если ребенок начинает капризничать, плакать, даже устраивает истерику, вам нужно постараться «переключить» его внимание на новый, возможно до этих пор незнакомый объект или сказать какое-то новое слово, спеть песенку.
  • В-пятых, не стоит пытаться воспитывать ребенка, а так же наказывать его методом крика, порицаний и поруганий. Малыши не смогут понять того, что вы им доносите таким способом, но вполне вероятно, что могут испугаться, и тогда к поставленному ранее диагнозу «СДВГ», может добавиться еще и диагноз «Детский невроз».

Игровой метод широко известен в педагогической практике дошкольного образования. На занятиях с детьми обязательно применяются игры, это как правило сопровождаются высоким уровнем положительных эмоции – это залог успешного развития ребенка. Участвуя с детьми в процессе игры я могу использовать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Занятия с детьми надо начинать проводить с игр на взаимодействие между детьми и педагогам, для того что бы дети чувствовали себя комфортно и доверяли друг другу. В процессе этих игр важно организовать индивидуальный подход, для того чтобы дать возможность детям снять напряжение и получать радость от общения друг с другом.

Следующий этап следует начинать проводить с проведения игр на внимание, сначала надо научить ребенка концентрировать внимание. Педагог должен привлекать внимание детей разными способами с учетом их индивидуальных особенностей. Далее можно приступать к развитию внимания путем распределения ролей для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"

В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей....

Консультация для воспитателей "Подвижная игра, как одно из средств коррекции гиперактивных и агрессивных детей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»           КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОДВИЖ...

Мастер-класс "Игра, как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста"

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвиж...

Игры с правилами как средство коррекции гиперактивности у старших дошкольников

Актуальность данной проблемы определяется тем, что оно посвящено изучению одной из современных характеристик состояния здоровья детей. Необходимостью изучения гиперактивных детей дошкольного возраста ...

«Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования, что развивает усидчивост...