Организация работы по воспитанию любви и уважения к своей семье у воспитанников детского сада
статья (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по воспитанию любви и уважения к своей семье у воспитанников детского сада
В дошкольном возрасте происходит становление культуры личности. Нравственно-патриотическое воспитание - важнейшая составляющая в формировании отношения ребёнка к родителям и близким людям. К сожалению, мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как отсутствие у детей любви и уважения к своей семье. Причиной тому является отсутствие информации со стороны родителей, а так же непонимание важности и значимости знакомства ребёнка с членами семьи.
Мы стараемся воспитывать любовь к Родине, но порой нам не удаётся воспитать у ребёнка любви к самому близкому – к родному дому. А это - главнейшая ступень патриотического воспитания.
Семья является важным социальным институтом, в котором формируются ценностные ориентиры. Влияние семьи на личность необходимо и действенно в воспитании детей.
В дошкольном возрасте дети полностью отождествляют себя с семьёй, обозначая и своё собственное «Я». Они начинают воспринимать окружающий мир исходя из поступков родителей. Таким образом, в семье осуществляется преемственность поколений и социализация детей.
Дошкольник непременно должен осознавать себя членом своей семьи, значимой частью «малой родины», потом – жителем огромной планеты. Двигаться необходимо от близкого к далёкому.
В настоящее время современная семья переживает не лёгкие времена. Стараясь заработать на хлеб насущный, к большому сожалению, родители мало внимания уделяют своим детям и их воспитанию. Не все родители считают нужным рассказывать своему ребёнку о любимой стране, своих предках, думая, что маленький ребёнок ничего в этом не поймёт. Часто у самих родителей отсутствуют знания для осуществления патриотического воспитания детей разных возрастов. Детей необходимо знакомить с семейными традициями и обычаями, воспитывать интерес и любовь к семейным ценностям. Поэтому важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, т.к. именно в этом возрасте формируются нравственные качества человека.
Всё сложнее оказывается полюбить ребёнку свою семью, дом, детский сад. Необходимо создание условий для формирования у детей положительного эмоционального образа родного дома, детского сада. Ребёнок должен научиться не только брать, но и отдавать: быть внимательным, с детства проявлять заботу о близких, учиться сострадать, оказывать посильную помощь.
Изучая данную проблему, у меня возникли идеи для её решения. Были поставлены следующие задачи:
- продолжать формировать у детей устойчивый интерес к собственной семье;
- способствовать развитию добрых чувств к близким родственникам;
- активизировать влияние семейного воспитания и уважения к близким людям.
Первым этапом стало анкетирование родителей по выявлению знаний в области воспитания у ребёнка любви к родному дому, а так же – диагностика детей (см. приложение №1, №2).
Стал очевидным тот факт, что у большей части родителей оказалось недостаточно знаний в области воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому. А дети не ощущают себя членом семьи на должном уровне.
Основываясь на результатах данного анкетирования, был разработан план, включающий в себя ряд мероприятий, направленных на сближение членов семьи, узнавание друг о друге чего то нового и интересного.
Родителям было предложено поговорить с детьми о составе своей семьи и обсудить с ребёнком, сколько взрослых и детей в их семье. При этом родителям важно помнить, что семьёй мы называем только тех людей, которые живут вместе в одном доме (квартире). В группе, опираясь на рисунок – схему «Моя семья», дети рассказывали об одном из членов их семьи, активизируя словарный запас, а так же закрепляя ранее полученную информацию. Совместно с родителями и детьми был создан фотоальбом «Мои родные и близкие», в котором разместились семейные фотографии. Заглядывая в альбом, у детей пропадала тоска по дому и семье. Каждый из ребят с удовольствием рассказывал о том, кто изображён на фото, где происходило связанное с данной фотографией событие. Дети получали положительный заряд эмоций и желание рассказывать о своей семье.
Для успешного взаимодействия с родителями, были выбраны интерактивные формы общения:
- презентация для родителей «Семья – семь Я»
Цель: пополнить представление о роли семьи в жизни человека. Выработать и сформулировать практические методы сохранения истории своей семьи (например составление родословного дерева).
С большим успехом проводились совместные праздники: «День Матери», «Новый год», «День защитников Отечества», «Масленица» и т.д.
В течение всего учебного года совершались семейные экскурсии:
- пешая прогулка в пожарную часть;
- совместная поездка в Музей кукол;
- интерактивное путешествие «С семьёй на масленицу»;
- досуг выходного дня «Встреча с фрейлинами» (интерактивная игра-занятие в Фермерском дворце г. Петергофа);
Был проведён конкурс на лучшую кормушку для птиц, состоялись совместные творческие мастерские в рамках празднования «Дня Матери» («Цветы из бумаги», «» («Парад военной техники из бросового материала»).
Под влиянием общения с детьми, взаимодействия с ними, в значительной степени поменялся внутренний мир родителей, отношение к собственному ребёнку. Очень важно, что во время выполнения интересных изобразительных творческих задач, где дети могут на равных с папами и мамами использовать знакомые технические приёмы, совместно с ними освоить что то новое, взрослые открывают для себя и другую сторону возможностей собственного чада, видя в нём равного партнёра. Самые интересные работы получались у пар родитель-ребёнок, где взрослый умеел принять индивидуальность мышления своего напарника.
В группе были созданы условия для проявления творческих способностей. Театрализованные игры, игры – драматизации планировались наряду с сюжетно – ролевыми, дидактическими и подвижными играми.
Персонажи кукольного, настольного, пальчикового театра стали частыми гостями детей как во время проведения занятий, так и во время проведения других режимных моментов. В свободное от занятий время проводились игры – перевоплощения, развивающие творческие способности и воображение детей. Руководство театрализованной деятельностью дало свои положительные результаты: дети с удовольствием разыгрывали сказки, придумывали и обыгрывали сюжеты, используя диалогическую речь.
Проведённые мною мероприятия имели значимое место в приобщении детей к традиционной народной культуре и её ценностным идеалам. Внутренний духовный смысл семейных праздников глубоко затронул сердце и проник в души взрослых и детей, объединяя их.
Семейные экскурсии, творческие дела, совместный досуг оказались не только познавательными – они помогли организовать семейный досуг, наполнить его интересным содержанием. Если ребёнок держит маму и папу за руку, знакомясь с достопримечательностями своего города, то любовь к родному краю становится для него личной, он воспринимает окружающую действительность в эмоциях восхищения, радости и гордости. Впечатления от проведённых мероприятий дети отразили в своих творческих работах. Данной теме были посвящены целые тематические выставки.
Благодаря использованию в своей работе интересных форм, методов и приёмов, направленных на воспитание у детей – дошкольников нравственно – патриотического воспитания, произошли значительные изменения в поведении детей: межличностные отношения, сплочение детского коллектива, взаимодействие с родителями и вовлечение их в воспитательный процесс, а также заинтересованность в решении поставленных задач.
Я уверена, что всё это поспособствовало развитию творческих инициатив детей и родителей по изучению истории своей семьи. Это был огромный толчок для исследовательской работы, позволивший собрать интересный материал в каждой семье.
Положительный результат проведённой работы, на мой взгляд, заключается в том, что вместе с семьёй мы не только познали много нового, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатель –дети – родители», где взрослые из наблюдателей превратились в активных участников жизни детей в детском саду.
Рекомендую педагогам ДОУ использовать в своей работе представленные формы и методы, оказывающие влияние на воспитание патриотизма к своей малой родине у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей воспитанников для выражения своего мнения о работе детского сада
Анкета для родителей воспитанников для выражения своего мнения о работе детского сада...
коспект родительского собрания в старшей группе на тему: "Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"
конспект родительского собрания в старшей группе на тему: "Воспитание любви к природе в семье и в детском саду" (ОО "Познавательное развитие")....
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему : " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"...
"Своя игра по ПДД" для воспитанников детских садов
Материал предтавляет собой игру по правилам дорожного движения, адаптированную для воспитанников детских садов. Разделы игры: "Сигналы светофора", "Дорога", "Транспорт&q...
Патриотическое воспитание дошкольников через формирование у детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям
Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на...
Под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» 19 сентября 2023 г. воспитанники детского сада вышли на свои участки для проведения экологической акции «Наш чистый детский сад».
Под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» 19 сентября 2023 г. воспитанники детского сада вышли на свои участки для проведения экологической акции «Наш...
"Взаимодействие старшего поколения семьи с воспитанниками детского сада".
Обобшение опыта работы детского сада по сохранению семейных ценностей и традиций....