Мастер- класс на тему: «Волшебный мир пальчиковых игр»
методическая разработка
Цель и задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_palchikovyh_igr_dokument_microsoft_office_word.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс на тему:
«Волшебный мир пальчиковых игр»
Цель и задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Участники: руководители детского чтения
Форма проведения: мастер – класс
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мне очень приятно вас всех сегодня видеть.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Друзья, видеть всех сегодня рада
Я прошу ответить громко «Нет» или «да».
Слегка замерзли вы в дороге, и в пути,
А на мастер-класс вы все-таки пришли? (да)
Услышать хочу только честный ответ,
Детишек вы очень любите? Да или нет? (да)
И чтобы детям во всем помогать
Всегда новое хотите узнать? (да)
И чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Очень нам нужно активными быть? (да)
Тогда всех прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начинать.
Тема нашего сегодняшнего мастер - класса «Волшебный мир пальчиковых игр».
Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
"ЗДРАВСТВУЙ"
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Массаж пальцев «Всё умеем»
Один, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибают пальцы в кулачок.
Можем всё мы показать!
Ритмично хлопают в ладоши.
Покажи скорей, дружок,
Петушиный гребешок.
Показывают пальцы, согнутые в фалангах.
А теперь утиный нос.
Показывают пальцы, соединенные в щепоть.
А теперь гусиный хвост.
Соединяют пальцы обеих рук, большие пальцы прячут внутри ладоней.
Один, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибают пальцы в кулачок.
Можем всё мы показать!
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
Вопросы педагогам:
Для чего мы делали это упражнение?
Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай сам – и ты научишься.
Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.
Теоретическая часть
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». А Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг! »
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Давайте вспомним пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
Практическая часть
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами как карандаши.
Догонялочка
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.
Возьмите карандаш всеми пальчиками. Покрутите его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
Ладошка
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.
Интересная всех нас ждет игра «Орех»
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вокруг земли луна летает,
А вот зачем - сама не знает.
(Движения соответствуют тексту).
Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки.
А сейчас наш орешек решил побыть птичкой. Значит нужно сделать для нее гнездышко. Нужно сложить пальчики одной руки и положить на них орех, стараясь удерживать в этом положении орех несколько минут. Затем это же упражнение нужно выполнить другой рукой.
Предлагаю вашему вниманию «Игры с сыпучими материалами»
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из риса, гороха, гречки,фасоли).
1. Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость крупу. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто и говорит:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
В «сухой бассейн» помещаем горох или фасоль, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манку. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (дом, снежинку, волны, солнышко и т. д.).
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Подведение итогов мастер-класса (рефлексия) Воспитатель предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.
(Педагоги пишут на листочках и кладут в коробочку записки с пожеланиями, впечатлениями, предложениями, воспитатель зачитывает). Упражнение «Чудесная коробочка »
«Сегодня было… »; «Я пожелаю…» «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в следующий раз… » Передаём по кругу.
В заключительной части семинара педагогам раздают памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Словами Сухомлинского я хочу завершить нашу встречу :
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.
Желаю вам творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс для родителей детей дошкольного возраста в рамках работы клуба «Школа молодой семьи» по теме: «Волшебный мир пальчиковых игр»
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша,...
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей ДОУ по теме: «Волшебный мир пальчиковых игр»
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей ДОУпо теме:«Волшебный мир пальчиковых игр»...
Мастер-класс " Волшебный мир пальчиковых игр"
Презентация Мастер класс...
МАСТЕР-КЛАСС для родителей детей дошкольного возраста «Волшебный мир пальчиковых игр»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.Задачи:- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воо...
"Мастер-класс Тема «волшебный лес»
Рисование капустным листом для детей старшего дошкольного возраста.Развитие творческого воображения детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя нетрадиционные ...
Мастер -класс Тема « Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
конспект мастер класс...
КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Волшебный мир пальчиковых игр»
познакомить родителей с разнообразием игр, необходимых для развития мелкой моторики рук в работе с детьми....