КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Волшебный мир пальчиковых игр»
методическая разработка (младшая группа)
познакомить родителей с разнообразием игр, необходимых для развития мелкой моторики рук в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_master_-_klass_v_rannem_vozraste.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район» Ульяновской области
(МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»)
КОНСПЕКТ
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему: «Волшебный мир пальчиковых игр»
Подготовила:
воспитатель 1 категории
Курамшина Р.Р.
р.п.Цильна 2022 г.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях; познакомить родителей с разнообразием игр, необходимых для развития мелкой моторики рук в работе с детьми; дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воображения, творчества, развития речи;
- заинтересовать родителей использовать разнообразные пальчиковые игры дома для развития детей.
Предварительная работа:
- презентация «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка раннего возраста»,
- консультация «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка раннего возраста».
- фото вернисаж (фотографии детей в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений).
Оборудование: презентация, карандаши, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.
Участники: воспитатель, родители.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что мы собрались все вместе.
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а М.Монтессори утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» и т.к. мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми, мы заинтересованы развивать общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.
Мизинец - сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов.
В нашем детском саду педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному.
В раннем возрасте мы проводим работу по коррекции нарушений мелкой моторики в следующих направлениях:
• Лепка и рисование пальчиковыми красками
• Работа с бумагой (складывание, обрывание, выкладывание узоров).
• Игры с мелкими предметами, бросовым материалом (бусы, камешки, пуговицы, спички, прищепки, мелкие игрушки)
• Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
• Игры с природным материалом (шишки, песок, вода… игры с крупой, фасолью).
• Шнуровка, застёгивание пуговиц, замков, мозаика, пирамидки, матрёшки, вкладыши, лабиринты, счёты, кубики, пазлы, разрезные картинки.
• Игры с нитками (наматывание клубков).
• Игры с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание).
• Конструктор, строительный материал.
Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук и речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами? (Ответы родителей.)
Конечно это пальчиковая гимнастика.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Стимулирует развитие речи.
2. Создают благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
6. В результате освоения воображения приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете.
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры с предметами;
- Активные игры со стихотворным сопровождением;
- Игры- манипуляции;
- Пальчиковые игры на основе сказок;
- Кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга»;
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
Игры с предметами.
Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом:
Карандаш в руках держу поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли и немного пошуршали
Карандашик я возьму - непременно каждый пальчик быть послушным научу.
(желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), Детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями):
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами
Активные игры со стихотворным сопровождением.
Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Они могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем.
Игры с речевым сопровождением:
Светок ягоды снимаю и в лукошко собираю ("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.
Ягод - полное лукошко! я попробую немножко (щипотку поднести ко рту)
Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь!
Я поем ещё малинки. сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики)
Снова буду собирать! 1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. (загибаем пальчики)
«В гости к кошке».
Вот кулак, а вот ладошка (показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, (по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет? кошка мышку стережет. мяу! (Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)
Игры манипуляции.
Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Этот пальчик», «пальчики», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Капуста» и т.п..
Игры на основе сказок.
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга»
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим» и т.п.
Игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д.
Игры с мячиками
Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
С гладким мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)
С мячиком- ёжиком:
маленький колючий ёж,
до чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)
покажи свои иголки,
хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).
Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.
Итак, приступим к рассмотрению следующего вида - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением:
У жирафов.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Заключительная часть.
Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем. Вы и только Вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развития мелкой моторики рук с использованием бросового материала.
(Рефлексия родительского собрания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».
Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....
мастер-класс для родителей на тему: "технология изготовления пальчикового театра"
Мастер-класс для родителей на тему: «Технология изготовления пальчикового театра» Цель: дать родителям необходимые знания, умения и навыки по изготовлению и использованию пальчикового...
Конспект Мастер-класса для родителей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик»
Мастер-класс для родителей и детей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик» с целью приобщения родителей и детей к народной к народной культуре через совместное творчест...
Мастер класс для родителей на тему "Волшебная бумага" (аппликация из обрывной бумаги "Снеговик")
Аппликация из обрывной бумаги...
Мастер класс для родителей по теме «Волшебный мир оригами»
рассказать родителям о культуре Японии, о возникновении оригами и девочке Сасаки Садаку....
Конспект мастер-класса для родителей на тему "Оздоровительные пальчиковые игры"
Данный мастер-класс посвящен таким технологиям здоровьесбережения, как пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами, игровой самомассаж кистей и пальцев рук, которые активно используются в де...
Мастер-класс для родителей на тему: «Волшебный сундучок логопеда»
Мастер-класс для родителей на тему:«Волшебный сундучок логопеда»....