Треннинг для родителей по теме:"Готовим детей к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей «Подготовка к школе в игре».
Воспитатель:
Долгополова Е.Н
Тренинг для родителей «Подготовка к школе в игре».
Цель: Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка в школе
Задачи:
1. познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе, дать рекомендации по данной теме
2. создавать условия для непринужденного общения
3 . развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности
Уважаемые родители …
Начало школьной жизни знаменует собой важный поворотный момент для большинства детей и родителей.
Примерно тогда на флаг выходит смена основного вида деятельности, от игровой к учебной.
Каждый ребенок должен сделать переход от «живу играя», к этапу жизни «читать, чтобы узнать» Это гигантский скачок!
И для детей это может быть трудное время. Благодаря ниже представленной подборке полезных и развивающих игр, вы поможете ребенку с легкостью в игровую деятельность интегрировать учебные навыки, и тем самым помочь ребенку адаптироваться к школьному этапу.
Сегодня мы с вами собрались не просто так на родительское собрание ..
Сегодня я научу вас тем играм ,которые помогут подготовить вашего ребенка к школе.
Игра «Обезьянка в магазине зеркал»
Взрослый, а затем ребенок, показывает движения, которые за ним в точности должны повторять игроки.
На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог исполнить эту роль.
Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре)
Цель игры — развитие внимания и управление своим состоянием
Игра: «Угадай, какой предмет я рисую по воздуху».
Дети представляют, что у ведущего кусочек мела, который как бы по воздуху рисует, например, апельсин. Задача детей повторить это движение и придумать что-нибудь свое.
Цель игры — развитие внимания и главного навыка учебной деятельности — следить и повторять
Игра «Игровой стрейчинг».
Игра, в которой используется в качестве материала лист с напечатанным текстом.
Задача ребенка игры найти букву «А» и обвести ее карандашом или букву «О» и подчеркнуть ее. Кто больше найдет, тот победил (взрослый тоже может соревноваться)
Цель игры — развитие внимания, навыка концентрации внимания, умения слышать, слушать и точно выполнять поставленную задачу
Упражнения, облегчающие написание букв.
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму (методика, разработанная Т.В. Фадеевой).
Упражнение 1
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3
Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4
На столе лежат 10 – 15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собирать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5
Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Психотерапевтические игры.
Упражнение «Школьник и дошкольник»
Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Взрослый: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник».
- На уроке.
- Дома.
- С друзьями и т.п.
Упражнение «Школьные знаки»
Цель: помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.
А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Игра « Связующие нити».
Цель игры: Развивать коммуникативные способности ребенка, научить внимательно, относиться к своим личностным качествам и личностным качествам сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить.
Оборудование: Клубок ниток.
Описание: Участники садятся в круг, ведущий, держа в руках клубок, обматывает нитку вокруг указательного пальца, а затем кидает клубок сидящему слева участнику, задавая ему вопрос о его пристрастиях. Вопросы могут быть разными, например:
Что ты больше всего любишь делать?
Какие люди тебе нравятся? – и т.п.
Участник должен поймать клубок, в свою очередь намотать нитку себе на палец, ответить на вопрос и бросить клубок сопровождая своим вопросом, следующему по часовой стрелке игроку.
«За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Психокоррекционные игры:
Игра: «Кинолента» (М. Сигимова)
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: группа (6-7 человек).
Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребёнок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно своё слово, третий – повторить первые два слова и сказать своё, третий – повторить первые три слова и сказать четвёртое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.
Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.
Игра: Змейка.
Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность.
Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.
Количество играющих: 10 и более.
Описание игры: выбирают водящего, он становиться во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше продержится в «змейке».
Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.
Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.
Игра: Две игрушки – поменяемся местами
(О. Хухлаева, О. Хухлаев)
Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 5-6 лет.
Количество игрушек: 5 и более.
Необходимые приспособления: две игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить её интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста ещё достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре – поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).
Познавательная сфера.
Игра: «Слова – накладки».
Цель: развитие речевой активности
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого.
Комар + Марка = Комарка
Зебра + Ракушка = Зебракушка
Дерево + Ворона = Деревоворона
Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть
Дети по очереди придумывают слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают.
Комментарий: термин «слово-накладка» образован В. Мининой. При образовании слова-накладки образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребёнку нарисовать какое-нибудь понравившееся слово-накладку. Наверняка такие слова вызовут самые необычные ассоциации.
Игра: Вывод.
Цель: развитие элементов логического мышления
Нарушение: ЗПР.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: один и более.
Описание игры: взрослый загадывает загадку, а ребёнок должен отгадать.
Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший?
Сержа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий?
Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой?
Лена читает лучше Кати, а Катя – лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто – хуже всех?
Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше всех? А кто считает хуже всех?
Комментарий: в качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков.
Также игра может использоваться в процессе закрепления знаний из различных областей (например, знания времён года: зимой холоднее, чем осенью, а осенью холоднее, чем летом. Когда жарче всего?).
На этом наше родительское собрание в виде тренинга подошло к концу.Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Готовим детей к школе. Что это значит?"
Родительское собрание в подготовительной группе, проведенного в форме "Круглый стол"...
Готовим детей к школе
На протяжении всего дошкольного детства педагоги ДОУ (воспитатели, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители, воспитатели родного языка) прикладывают массу усилий, профмаст...
Деловая игра для детей и родителей "Готовим детей к школе. Что это значит?"
Деловая игра для родителей совместно с детьми, проводимая в рамках реализации педагогического проекта для детей подготовтельной к школе группы и их родителей "Готовим будущего школьника"...
«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».
Рекомендации для педагогов ДОУ и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....
Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»
Статья будет интересна молодым педагогам, работающим с подготовишками и родителям будущих первоклассников. Данный материал хорошо изучен, но остается достаточно злободневным. Прочтение данной статьи п...
Статья для родителей подготовительной к школе группы по теме: « Готовим детей к школе. Что это значит?»
Как подготовить дошколенка к новому этапу его жизни? Какими знаниями и умениями должен обладать завтрашний школьник?...
Консультация для родителей «Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6–7 лет»
умение определять временные пространственные представления...