Доклад «Промежуточные результаты в реализации системы работы по очищению воздуха в помещениях с помощью морской соли и древесного угля в рамках проекта «Легко дышать»
методическая разработка
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях). По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pro_sol_na_chetverg_kolmykova.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"
«Промежуточные результаты в реализации системы работы по очищению воздуха в помещениях с помощью морской соли и древесного угля в рамках проекта «Легко дышать»
Подготовила:
воспитатель Колмыкова С.С.
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях). По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Поскольку современная жизнь все больше удаляет человека от природных факторов и велико повсеместное воздействие современных технических средств, то не только возможным, но даже необходимым является использование природных материалов в работе с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения. Тем самым не только вносится элемент разнообразия в детскую деятельность, но и внедряется здоровьесозидающий компонент. Одним из таких материалов является соль, о широких возможностях использования которой в образовательном процессе и пойдет речь.
Необходимо отметить, что важным фактором, оказывающим влияние на развитие и здоровье ребенка, является воздушная среда помещений, в которых дети проводят большую часть времени. Плохой химический состав воздуха, высокая или низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной жизнедеятельности организма. Потребность детей в качественном воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Поэтому необходимо, чтобы химический и биологический состав воздуха, а также его физические свойства отвечали установленным гигиеническим требованиям.
В закрытых помещениях детских учреждений во время пребывания детей качество воздуха постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, уменьшается содержание кислорода, легких ионов, заметно повышаются температура, запыленность и бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, которые ухудшают самочувствие ребенка. Значительно увеличиваются эти негативные показатели, если в группе находится ребенок с респираторным заболеванием, болезнями кожи и т.п.
О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лор органов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний.
Соль также оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика.
Учитывая все выше изложенные факты, нами был разработан комплекс мероприятий и игр с солью как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровье сбережения в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Данный комплекс включает в себя следующие компоненты:
- процедуры закаливания с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования с солевыми наполнителями;
- пальчиковая гимнастика и игры с солью, направленные на развитие мелкой моторики;
- творческая деятельность детей с использованием соли (рисование солью, поделки из соли);
- экспериментально-исследовательская деятельность с воспитанниками (опыты с кристаллами соли).
Предлагаю ознакомиться более детально с некоторыми видами деятельности.
Помимо общего оздоровительного воздействия, основной целью применяемых нами пальчиковой гимнастики и игр с солью является развитие мелкой моторики. Комплекс таких игр и упражнений направлен на укрепление мышечного тонуса руки с помощью механического воздействия кристаллов соли, подготовку руки дошкольников к письму, профилактику заболеваний органов дыхания, развитие воображения, внимания, усидчивости.
Для этой работы мы используем следующее оборудование: сухая соль (в идеале – морская, без ароматических добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, мелкие игрушки, детали от мелкого конструктора лего и т.д.).
Основные движения, которым обучаются дети в процессе таких упражнений:
- сжимание кисти в кулак и разжимание
- вращательные движения указательными пальцами
- потирание ладони о ладонь
- соединение пальцев каждой руки в щепоть
- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша.
Предлагаю вашему вниманию примеры пальчиковых упражнений и игр.
Пальчиковые упражнения с солью:
- «Паучок» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок».
- «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».
- «Хлопки» — похлопывать ладонями о соляную: «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте».
- «Цыплята» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем» и другие.
Игры для пальцев рук:
- «Ловим рыбку»: в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
- «Построим замок»: с использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
- «Художники»: указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы (самостоятельно и по заданию педагога).
- «Угадай-ка»: найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы) и другие.
Очень увлекательными и интересными для детей являются различные виды творческой деятельности с использованием соли: рисование солью, поделки из соли – например, послоевое наполнение прозрачных баночек солью, предварительно окрашенной в разные цвета с помощью пищевых красителей. Такая работа весьма кропотлива и способствует художественно-эстетическому развитию, формированию воображения, креативности, а также развитию терпеливости, внимательности, умению видеть красоту в обычных предметах.
В ходе экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста можно проводить ряд опытов с использованием соли, таких, как:
- изучение свойств соли (вкус, цвет, сыпучесть, способность растворяться в жидкости и менять ее вкус);
- «плавающее яйцо» — изучение плотности как физического свойства соли;
- испарение соли из воды;
- растворение льда солью;
- соль как чистящее средство;
- выращивание кристаллов соли в бытовых условиях (опыт с нитками и веточками в соляном «инее»).
Данные виды исследовательской деятельности систематизируют представления детей о соли, ее свойствах и пользе, развивают наблюдательность, аналитико-синтетические способности, умение действовать по алгоритму, делать выводы и умозаключения, и, конечно, также вносят оздоровительный элемент в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Справка по результатам тематической проверки «Система работы в ДОУ в процессе развития навыков безопасного поведения в быту, природе, на улице у детей дошкольного возраста»
Методический материал по реализации образовательной области "Социально-коммуникативно развитие" в разделе "Безопасность".(Справка по тематическому контролю, справка по итогам конкурса Центр "Безопасно...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
опыт работы: Реализация системы работы по развитию книжной культуры у детей дошкольного возраста.
Реализация...
«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...