Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"
материал
Особенности использования метода проектов в детском саду, основные требования к использованию метода проектов, способы разработки проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_metod_proektov_2024.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении».
Теоретическая часть
Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, уровня их компетентности в технологии проектирования как формы организации образовательного пространства в ДОУ.
В соответствии с законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строится образовательный процесс) обязано:
- обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
- помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. И тут ему на помощь приходят родители, а далее – педагоги. Как правило, взрослые дают детям уже готовые знания из своего богатого жизненного опыта. Принятая ребенком на веру информация обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. Задача взрослого состоит в том, чтобы создать для ребенка среду, в которой он сможет осваивать новые знания, помогать ему добывать эти знания, а не предлагать готовые ответы и решения. Как это сделать?
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Итак, я предлагаю сегодня нам отправиться на прогулку в чудесный, золотой осенний лес и поговорить подробнее о методе проектной деятельности.
Для начала нам нужно научиться отличать проектную деятельность от другой деятельности с детьми (игровой, познавательной, трудовой и т.п.).
Одна из основных черт проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием. Если ребенок решил построить из кубиков гараж для машины, то очевидно, что перед ним проблемная ситуация – гараж должен быть устойчивым, машина должна свободно помещаться внутри гаража. Однако решение такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью, так как ребенок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его. Но как такового исследования пространства возможностей не происходит.
Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Но простого интереса недостаточно. Нужно чтобы и педагог, и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы. Приведем пример. Подготовка к празднику – это привычное мероприятие, технология организации и проведения которого подробно описана во многих программах. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается открыть для себя смысл праздника. Ведь что такое праздник? Это особый день в жизни человека или страны, напоминающий о каком-то важном событии. Поэтому нужно понять, что этот день или это событие означает для каждого ребенка или для педагога. Как мы к нему относимся? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем свое отношение к празднику? И так далее. Очевидно, что такие вопросы заставляют задуматься о смысле, который несет праздник для каждого участника проектной деятельности. А как только определен смысл, можно искать способы его предъявления.
Третьей важной особенностью проектной деятельности является ее адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Что же такое метод проектов? (ответы)
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:
- проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка);
- здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность);
- технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы);
- обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе);
- исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения);
- информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования);
- система инновационной оценки – «портфолио» (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)
Какие же бывают проекты? (ответы)
Задание: Подбери определение.
Исследовательские проекты – это ... | Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое. |
Творческие проекты – это... | После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. |
Информационные проекты – это… | Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее). |
Игровые проекты – это… | Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. |
Итак, мы с вами выяснили, что проекты бывают следующих типов:
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско - творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна | 5-8 лет |
Ролево - игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | 3-4 года |
Информационно – практико -ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | 4-5 лет |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | 3-5 лет |
Также проекты классифицируются:
По количеству участников | индивидуальные групповые |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
Основные требования к использованию метода проектов
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы.
- Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект.
- Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Кто знает способы разработки проектов? (ответы)
Способы разработки проектов:
- «Модель трёх вопросов»
- Образ «Семь мы» (по Е.С. Заир-Бек)
- Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
«Модель трёх вопросов»
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
Содержание, то, что дети уже знают (вода прозрачная, ей можно мыться, ее можно пить) | План (тема проекта) (почему не всю воду можно пить) | Источники новых знаний, т. е. средства (спросить у родителей, почитать книгу, посмотреть фильм, посмотреть в интернете) |
Образ «Семь мы» (по Е.С. Заир-Бек)
Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Метод «Мыслительных карт» Мастер-класс
Работа над проектом
Распределение деятельности педагога и детей
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1-й этап |
|
|
2-й этап |
|
|
3-й этап |
| Приобретение специфических ЗУН, опыта творчества и ценного отношения к изучаемому, к деятельности, ее участникам и к себе. |
4-й этап |
|
|
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
Для детей
Самые главные участники проектной деятельности в ДОУ – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.
Для родителей
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Для профессионального роста педагогов
Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов.
Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.
Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня.
Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта.
Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.
Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому все более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
А теперь я предлагаю закончить нашу прогулку по осеннему лесу, вернуться в детский сад и обменяться полученными впечатлениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
опыт работы преднозначен для старших воспитателей и воспитателей работающих по проектной технологииИнформация об опытеУсловия...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Семинар - практикум на тему "Актуальность дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях"
Конспект семинара - практикума...
Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности...
Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Представляю Вашему вниманию семинар-практикум по организации проектной деятельности в ДОУ...
Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС...