Психологический тренинг для педагогов «Познай себя. Будь счастлив»
материал
Вашему вниманию представлен конспект тренинга, цель которого - развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков участников, рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136» города Чебоксары Чувашской Республики
Психологический тренинг для педагогов
«Познай себя. Будь счастлив»
Подготовили:
педагог-психолог
Александрова Анна Александровна,
Чебоксары
Аннотация
Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с таким психологическим понятием, как рефлексия. Использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.
Как известно, своеобразие профессиональной деятельности педагога состоит в том, что она строится по типу общения, т.е. взаимодействия и коммуникации в системе «учитель – учащиеся», «воспитатель – воспитанник». С этой точки зрения обучение выступает как творческое общение педагога и детей, как процесс совместного поиска и действия.
Одним из условий успешного рефлексивного управления педагогом взаимодействия с детьми является высокий уровень его социально-перцептивных способностей, обеспечивающих процесс адекватного восприятия и понимания педагогом своих учеников, воспитанников, и через них - в зеркальном отражении - самого себя.
В качестве основного метода развития педагогической рефлексии нами выбрано тренинговое занятие с педагогами. Тренинг направлен на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Тренинг мотивирует к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Цель: развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков участников, рефлексии.
Задачи:
• развитие способности разбираться в своих чувствах, формирование умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей,
• осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе,
• повысить коммуникативные навыки,
• повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех,
• снятие телесных зажимов.
Материал и оборудование:
• простые, цветные карандаши, фломастеры;
• чистые листы бумаги;
• шляпа;
• заготовки к упражнениям «Черты характера», «Мой цветок счастья», «Лицензия на счастье»;
• буклет «Способы быть счастливым»;
• проектор, экран, видеофрагмент «Человек»
Ход тренинга:
Участники сидят в кругу.
- Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодняшнюю встречу хотелось бы начать с просмотра небольшого видеоролика. Внимание на экран (демонстрация ролика «Человек»).
- Каждый из нас личность, состоявшийся ЧЕЛОВЕК со своими интересами, взглядами, убеждениями и целями.
Так как мы живем в обществе, нам приходится взаимодействовать друг с другом. Каждому хочется, чтоб его понимали и принимали.
Сегодня мы поговорим о нас с вами – взрослых людях, не забывая о том, что, прежде всего мы - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А объединяет нас одно важное дело – это воспитание детей.
И от того, в каком состоянии мы пребываем, зависит настроение нашего окружения.
Упражнение «Приветствие»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
- Сейчас мы поприветствуем друг друга и вместо слов «Здравствуйте!», «Доброе утро!» просто улыбнемся. Пожалуйста, поприветствуйте соседа справа и слева.
Рефлексия: легко ли было улыбаться? Что вы чувствовали, когда получили улыбку вместо приветствия?
Упражнение «Шляпа»
- Отлично! У меня есть вот такая шляпа. Предлагаю каждому ее примерить, назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное, которое характеризует вас положительно. Я - Аня, я – аккуратная.
- Отлично! Какие мы все разные!
Упражнение «Черты характера»
- И у каждого из нас свой характер, свои индивидуальные особенности, черты. В некоторых ситуациях они нам помогают, а где-то очень мешают.
Подумайте и запишите, пожалуйста, в первый столбик свои черты характера, которые помогают в жизни, а в другой – те, которые мешают.
Помогают: Мешают:
_______________________ ____________________
_______________________ ____________________
_______________________ ____________________
_______________________ ____________________
Рефлексия: Какой столбик оказался больше?
Обратите внимание на список черт характера, которые мешают вам жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это наша с вами способность преодолевать трудности на пути к достижению цели.
- А сейчас я попрошу вас подумать и поднять руки тех, кто считает себя на самом деле счастливым человеком.
- Я очень рада, что среди нас есть счастливые люди, потому что по статистике, те, кто испытывают простое человеческое счастье, живут на 20% дольше. (Тем, кто поднял руки).
- Ну а всех остальных я прошу не расстраиваться, потому что сейчас мы познакомимся с очень простыми упражнениями, которые помогут нам стать немного счастливее или изменят наше отношение к жизни.
- Ученые уже очень давно и безуспешно бьются над созданием универсальной формулы счастья. Главная проблема заключается в том, что нет универсального определения этого понятия. Для каждого человека оно свое, и в этом мы сейчас убедимся.
Упражнение «Мой цветок счастья»
Цель: определение участниками содержания собственного счастья, осознание условий, необходимых для его осуществления.
- Посмотрите на этот цветок.
1. Представьте, что это вы. Посмотрите на лепестки и запишите на них, положительные утверждения, которые вы могли бы сказать о себе (например, я красивая, я хорошая подруга и так далее).
2. Мы прекрасно знаем, что дождь помогает цветам расти. Напишите на каплях дождя, что помогает вам чувствовать себя лучше, счастливее;
3. Корни, делают цветок сильным, нам же придают силы близкие люди. Напишите, кто вас поддерживает в трудную минуту и к кому, вы можете обратиться за помощью.
4. А теперь раскрасьте свой цветок, как пожелаете.
Теперь порошу каждого коротко ответить: «Для меня счастье – это…»
Рефлексия: Легко ли вам было выполнять это упражнение? Почему?
- Посмотрите, как много разных вариантов мы услышали. Действительно, счастье у каждого свое, оно многогранно и неповторимо.
Упражнение «Лицензия на счастье»
Послушайте, пожалуйста, притчу «Все в твоих руках».
Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый.
Тогда ученик подошел к учителю со сжатыми ладонями, в которых была живая бабочка, и спросил: «У меня в руках живое или мертвое?». Ученик решил, что если мудрец скажет, что живое, он сожмет ладони, и бабочка умрет. Если скажет, что мертвое, - он раскроет ладони, и бабочка улетит.
Ответ мудреца был такой: «Все в твоих руках».
Таким образом, только от Вас зависит, будет ли Ваше взаимодействие с другими людьми живым, ярким, плодотворным, или наоборот.
Известно, что универсального рецепта, как стать счастливым, нет, но психологи указывают на семь конкретных способов быть счастливыми:
- Любите своих близких.
- Уделяйте много сил любимому делу.
- Помогайте другим людям.
- Будьте физически активными.
- Вносите в свою жизнь элементы новизны.
- Старайтесь быть счастливыми.
- Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.
На следующих листочках напишите ваше имя и сегодняшнюю дату. И теперь попрошу вас подумать и написать то, что вы ИМЕЕТЕ ПРАВО ДЕЛАТЬ, чтобы чувствовать себя счастливыми. Это могут быть чувства, мыли, поступки. Пожалуйста, приступайте! Мы их не будем озвучивать. Это ваше личное!
После завершения работы психолог просит участников перевернуть листы, на которых они писали. Там (заранее) уже сделана надпись: «Лицензия на счастье».
- Теперь переверните листок. Видите, каждый из вас получил собственную лицензию на счастье. Помните, всё в наших руках!
Упражнение: «Аплодисменты».
Цель: поднять настроение и на позитиве завершить тренинг в эмоциональном плане.
- Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подойду к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
- На этом наш тренинг завершается.
Рефлексия: Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали во время тренинга?
- Спасибо! Чтобы оставить воспоминание о нашей встрече, для вас подготовлены буклеты с рекомендациями, как быть счастливыми. Всего вам доброго, счастья, любви, успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»
Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/31/picture-1038755-1527782184.jpg)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Я ПОЗНАЮ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР!»
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-614526-1427536522.jpg)
Тренинг для педагогов "Познай себя" профилактика эмоционального выгорания
laquo;Нет ничего увлекательнее, чем разгадывать загадки, заданные человеку его собственной природой».«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть са...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-1349319-1648380507.jpg)
Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"
Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1179891-1571985926.jpg)
Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»
Психологичесий тренинг с педагогами ДОУ проведен с целью создать условия способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелате...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/07/picture-1501453-1733574839.jpg)
Психологический тренинг для педагогов "Берегу себя и других"
эмоциональное благополучие самое важное в работе педагога!...