Долгосрочный проект "Моя семья"
проект (подготовительная группа)

Желнова Мария Леонидовна

Проект реализован  с июня по декабрь с детьми старшей-подготовительной группой. В проекте реализованы все образовательные области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Долгосрочный проект Моя семья184.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Сказка»

с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

Долгосрочный проект

«Моя семья»

Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 35 «Сказка»

Желнова Мария Леонидовна

Короткий текст сочинение моя семья …» — картинка создана в ...

ГО Верхняя Тура

2024 год

Долгосрочный проект «Моя семья»

Продолжительность проекта: долгосрочный  (июнь-декабрь)

Вид проекта: информационно-творческий. 

Участники проекта: воспитатель, родители и дети старшей - подготовительной группы.

Возраст детей: 6 лет.

Актуальность:

Семья - в успехе любого человека играет огромную роль и занимает центральное место в воспитании детей, а так же играет основную роль в формировании нравственных норм поведения в обществе, . Какую бы сторону развития ребёнка на разных возрастных этапах развития, мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности, как ребенка играет семья. От того, как строятся отношения в семье, зависит, какими вырастут наши дети, поэтому воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.

Проблема:

Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности выяснила, что дети имеют элементарные представления о своей семье, но не все знают, кем работают их родители, большинство детей не знают о семейных традициях и праздниках в своей семьи, не могут объяснить значимость семья для человека, почти ни чего не знают о своих бабушка и дедушках, а так же не знают историю своего рода.

В связи с этим появилась идея создать и реализовать проект «Моя семья». Считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к семье и семейным традициям.

Цель: формирование у детей понятие «семья», представление детей о семье и семейных традициях и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей о себе, своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи;

- обобщить представление: семья – это все, кто живет вместе с ребенком;

- закреплять знания ФИО, места работы и рода деятельности родных;

- формировать умение составлять рассказ о своей семье;

- формировать у детей интерес к сохранению семейных традиций и обычаев;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, укреплению детско–родительских отношений.

Развивающие:

- развивать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- обогащать активный словарь детей (семья, семейные ценности, члены семьи);

- развитие связной, грамматически правильной монологической речи;

Воспитательные: 

- Воспитывать уважительное отношение и любовь ко всем членам своей семьи и близким;

- воспитывать интерес к истории своей семьи.

Предполагаемый результат:

За время реализации проекта «Моя семья» планирую: повысить знания о своей семье: членах семьи, семейных традициях и праздниках, родословной; воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам. Понимать значимость семьи в жизни каждого человека, проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей; установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.

Этапы реализации:

1 этап: подготовительный:

- определение темы и знакомство родителей с темой проекта;

- поставка целей, задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы над проектом «Моя семья»;

- составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

- подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования;

- определение методов и приемов.

2 этап: основной:

Реализация проекта через различные виды деятельности:

Мероприятия по работе с детьми: 

- Провести с детьми беседы на темы: «Моя семья», «Любимый отдых членов семьи», «Традиции нашей семьи», «Как я помогаю дома», «Моя бабушка и дедушка», «Выходной день с мамой и папой», «Профессии моих родителей», «Наш домашний праздник» (Приложение 1).

- Составление рассказов на тему: «Моя семья», «Как мы отдыхаем всей семьей», «За что я люблю свою семью» (Приложение 1).

- Художественно-эстетическое развитие: рисование - «Наша дружная семья», «Портрет мамы и папы» (Цель: закрепление умения изображать группу людей — семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи); конструирование из бросового материала - «Ромашка – символ моей семьи»; аппликация – изготовление открыток и стенгазет к праздникам «День семьи, любви и верности», «День матери», «День бабушек и дедушек» (Цель: формирование семейных ценностей, систематизирование и расширение знаний о семье).

- Пословицы и поговорки о семье, отгадывание загадок на тему «Семья» (Приложение 2)

- Сюжетно-ролевые игры:  «Семья». «День рождение», (Цель: закрепление полученных знаний в игровой форме); «Профессии моих родителей» (Цель: расширение представления о профессиональных действиях людей и познакомить детей с инструментами и предметами необходимыми в работе той или иной профессии). «Семья на пикнике» (Цель: закрепление правил поведения на природе и бережного отношения к ней). Задачи с/р игр: учить согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий; развивать воображение использовать в игре предметы-заместители.

- Пальчиковые гимнастики: «Семья», «Дом» (Приложение 3).

- Словесные игры: «Назови ласково», «Доскажи словечко» (Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме «Семья»).

- Чтение художественной литературы по теме: С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья»,  А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа», Р. Н. С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Как Вовка бабушек выручал», В. Драгунский «Тайное становится явным».

- Просмотр мультфильмов по теме «Мама для мамонтенка», «Осторожно обезьянки», «Самый маленький гном», «Маша больше не лентяйка», «Непослушный медвежонок».

- Подвижные игры «Карусель», «Затейники», «Пустое место», «Кольцебросы» (Приложение 4).

Взаимодействие с родителями:

Консультация родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка»; «Семья глазами ребенка»; «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Семейные традиции: культура общения» (Приложение 5).

3 этап: заключительный:

- анализ и обобщение результатов проекта;

- оформление фотовыставок: «Как я дома помогаю», «Семья – это…»;

- изготовление поздравительных открыток, стенгазет и видео поздравлений к праздникам: «День семьи, любви и верности», «День бабушек и дедушек», «День отца», «День матери»;

- фотоотчет (Приложение 6).

Итоги проекта:

С детьми:

За время реализации проекта «Моя семья» у детей расширились знания о семье: членах семьи, семейных традициях и праздниках; понимают значимость семьи в жизни каждого человека, проявляют заботу, уважительное отношение и любовь ко всем членам семьи.

С родителями:

- Повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания;

- повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;

- произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций;

- установились с родителями доверительные и партнёрские отношения.

Приложение 1

С детьми проведены  беседы на темы: «Моя семья», «Любимый отдых членов семьи», «Традиции нашей семьи», «Как я помогаю дома», «Моя бабушка и дедушка», «Выходной день с мамой и папой», «Профессии моих родителей», «Наш домашний праздник» и составлены рассказы на темы: «Моя семья», «Как мы отдыхаем всей семьей», «За что я люблю свою семью».

Целью мероприятий было: формирование позитивного представления о семье и своих близких.

Задачи:

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

- систематизировать и уточнить знания детей о семье;

-закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;

- развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;

Приложение 2

Пословицы и поговорки о семье

Цель: расширение литературного багажа пословицами и поговорками.

• Семья крепка ладом.

• В недружной семье добра не бывает.

• В семье дружат — живут не тужат.

• В семье разлад, так и дому не рад.

• Семейное согласие всего дороже.

• Семейный горшок всегда кипит.

• Семья сильна, когда над ней крыша одна.

• Добрая семья прибавит ума.

• Когда семья вместе, и сердце на месте.

• Семья воюет, а один горюет.

• Семью разорить — счастливому не быть.

• Не велика семья, а все едоки.

• Вся семья своя, да всяк любит себя.

• Большое горе, когда семья в раздоре.

• Без согласия в семье — несчастье.

Загадки на тему «Семья»

Цель: расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…

(мама)

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне…

(дядя)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша…

(бабушка)

Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал?

(тетя)

Кто любимей всех на свете? И за всю семью в ответе? От зарплаты до зарплаты Что б мы делали без… (Папы)

Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш... (Дед)

Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой… (Братишка)

Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая… (Сестренка)

Кто загадки отгадает, тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу, кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой — вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете, даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья, вместе вы — одна …(семья)

Приложение 3

Цель: развитие мелкой моторики рук.

«СЕМЬЯ»

Мы - большущая семья,

Самый младший - это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть, Юра, Шура, Клаша, Даша,  и Наташа тоже наша.

Мы по улице идем –

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

«СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья

«КАК У НАС СЕМЬЯ»

Как у нас семья

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

«МОЯ СЕМЬЯ»


Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Приложение 4

Подвижные игры

 «Карусель»

Цель: закрепление умений у  детей ходить и бегать с ускорением замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом. Развивать умение двигаться по кругу по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Ход игры.

Дети образуют круг, держась за шнур, правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее т переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым текстом.

«Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели,

А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом!»

После того как дети пробегут 2 – 3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Игроки поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. 

Затем воспитатель вместе с детьми произносит:

«Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра!»

«Затейники»

Цель: закрепление умений ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество.

Ход игры.

Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе! Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое – либо движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.

«Кольцебросы»

Цель: закрепление умений набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. Развивать глазомер, ловкость, выдержку.

Ход игры.

Дети договариваются, по сколько колец будет бросать каждый, становятся в порядке очередности за первую линию, набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание, подсчитывают, кто больше колец забросил на колышки.

«Колечко»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности.

Ход игры.

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет – это может быть колечко, фантик из фольги. Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

Вот по кругу я иду, всем колечко вам кладу,

Руки крепче зажимайте, да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит:

«Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустив из круга.

«Пустое место»

Цель: закрепление умений быстро бегать наперегонки в противоположные стороны. Развивать быстроту реакции, внимание.

Ход игры.

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит по кругу и говорит:

«Вокруг домика хожу, и в окошечко гляжу,

К одному я подойду, и тихонько постучу»

После слов постучу, водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: «Тук, тук, тук!». 

Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?», водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает«Зачем пришел?»Водящий отвечает«Бежим наперегонки» - оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший, становится водящим, и игра продолжается.

Приложение 5

Консультация для родителей

«ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

          Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда, где он растёт и развивается. Она определяет в жизни ребенка очень многое. Недаром говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает", "Родители трудолюбивы и дети не ленивы". Одна из наиболее сильных человеческих связей - это связь между родителями и детьми.

Ребёнок будет благополучен, если в семье доброжелательная атмосфера и такие семейные отношения, которые дают чувство защищенности, любви и принятия. Это стимулирует и направляет его развитие.

         Незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе и позитивного восприятия мира - родительская любовь. Народная мудрость гласит: "У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло", "Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать". Не забывайте говорить своим детям, что вы их любите, им важно слышать это. Не бросайтесь словами: "Всё - я тебя не люблю. Если ты не сделаешь то, что я тебя прошу - я тебя любить не буду". Эти слова заставляют ребёнка сомневаться в вашем отношении к нему и зарождают в нем страх потерять вашу любовь, что ведет к невротизации, неуверенности в себе, возникновению различных страхов.

          Семья должна обеспечивать чувство безопасности - это одно из основных условий нормального развития ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

          Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Поощряя или осуждая определенные поступки, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка, родители формируют и влияют на его поведение.

          Общение в семье формирует мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.

          В настоящее время всё больше внимания, в том числе и на государственном уровне, стали уделять семье. 2008г. был объявлен годом семьи, появился своеобразный праздник семьи -  День Петра и Февронии. На телевидении всё больше становится социальной рекламы, программ и передач, направленных на то, чтобы люди задумались о семейных ценностях. Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является  взаимодействие с семьёй.

Консультация для родителей

«СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА»

С того момента, как ребёнок родился и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому себе.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Особую роль в жизни человека, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности сначала ребёнка, потом молодого человека. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится значительную часть своей жизни. В семье закладываются основы личности. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сёстрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребёнка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребёнка, но и его родителей.

            Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные процессы. Родители, как первые воспитатели, имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надёжности. Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребёнок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

В нашем обществе всё заметнее становится кризис семьи, который выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей, отсюда — появление «трудных детей».

Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей отражаются как на ребёнке, так и на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребёнка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Некоторые родители, впрочем, об этом забывают.

Уже в дошкольном возрасте взрослые должны различать потребности ребёнка и его капризы, которые должны пресекаться, Если действия ребёнка выходят за границы дозволенного, надо приучать ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову «нельзя». В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Дети предпочитают строительные и бытовые игры. Ситуации для игр ребёнок также берёт из жизни. Таким образом, дошкольники

получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

В этом возрасте закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками — отношения товарищества. Взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявление нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким — к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим. Семья — это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу.

Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

           Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами.

Известная педагогическая мудрость: «Всё хорошее и всё плохое человек получает из семьи!» Воспитательный процесс в семье происходит не только тогда, когда родитель разговаривает с ребёнком, объясняет что-либо, поучает его. Этот процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребёнком совместного времяпровождения. Ребёнок — это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребёнок смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даёте своим поведением. Дети, словно губка — воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведения. Любое ваше недостойное поведение отразится на воспитании ребёнка.

Вся жизнь в семье — это образовательный процесс для ребёнка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Семья первая, кто приобщает ребёнка к разным видам деятельности — познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает ребёнка, стимулирует и развивает в нём то, что находится в зачаточном состоянии.

Самое главное в этом — не забывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за какое-либо действие, поступок. Старайтесь как можно меньше ругать его, тем более не делайте это публично.

            Никогда нельзя забывать о том, что семья — первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже — человека.

Консультация для родителей

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

          Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?

          Семья – это  первая  школа  общения  ребёнка. В  семье ребёнок  учится  уважать  старших, заботиться  о  престарелых  и  больных, оказывать  посильную  помощь  друг  другу.

В  общении  с  близкими  ребёнку людьми, в  совместном  бытовом  труде  у  него  формируется  чувство  долга, взаимопомощи.Лучшим  средством  воспитания  правильных  отношений  является  личный пример  отца  и  матери, их  взаимное  уважение, помощь  и  забота, проявления  нежности  и  ласки. Если  дети  видят  хорошие  отношения  в семье, то, став  взрослыми, и  сами  будут  стремиться  к  таким  же красивым  отношениям. В  детском  возрасте  важно  воспитать  чувство  любви к  своим  близким – к  родителям, к  братьям  и  сёстрам, чтобы  дети  чувствовали  привязанность  к  кому-либо  из сверстников, привязанность  и  нежность  к  младшим.

Дошкольники  получают  в  семье  первый  нравственный опыт, учатся  уважать  старших, считаться  с  ними, учатся  делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные  начала  у  ребёнка  формируются  на  основе  и  в  связи  с интенсивным  умственным  развитием  ребёнка, показателем  которого  являются его  действия  и  речь. Поэтому  важно  обогащать  словарь  детей, в разговоре  с  ними  подавать  образец  хорошего  произношения  звуков  и  в целом  слов  и предложений.

 С  целью  развития  речи  родители  должны  учить детей  наблюдать  явления  природы, выделять  в  них  сходное  и  различное, слушать  сказки  и  рассказы  и  передавать  их  содержание, отвечать  на вопросы  и  задавать  свои. Развитие  речи  является  показателем  повышения общей  культуры  ребёнка, условием  его  умственного, нравственного  и эстетического  развития.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Благополучие в  семье и успешное воспитание в семье зависят и от формирования правильного (оптимального) режима дня с учетом  жизненных ситуаций каждой семьи и его соблюдения каждым членом семьи. Режим  дня семьи включает  весь  распорядок  дня    в течение  суток – время  на  полноценный  сон, закаливающие  процедуры, на упорядоченный  приём  пищи, на  все  виды  труда  и  отдыха. При  этом учитываются  возраст  и  состояние   здоровья  детей. Режим  дня  семьи должен иметь  воспитательное  значение, что  возможно  лишь  при  обязательном привыкании  детей к  его  выполнению  без  напоминания  взрослых. Со  стороны старших  должен  осуществляться  контроль  за  качественным  выполнением режимных  моментов и  трудовых  поручений, оценка  их, помощь  при  возникших затруднениях.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАЗДНИКИ

Семейные  праздники  по случаю  дня  рождения  взрослых  и  детей, а также других знаменательных дат, как День свадьбы родителей, День памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.) имеют значительный воспитательный потенциал. К  семейным праздникам также относятся  проведения в доме   общественных  праздников как  День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых.   Подготовка  детьми  и  взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение  подарков  при  особом  эмоциональном  подъёме  создают  ту атмосферу  торжественности, радости  и  счастья, которая  формирует  духовную культуру, сплачивает  семью  как  коллектив.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЧТЕНИЕ

Чтение занимает особое  место  в  воспитании  ребёнка  в  семье. В  дошкольном  возрасте  ребёнок  особенно  любит  слушать  сказки, которые ему  читают  взрослые, рассказы  из  жизни  людей  и  животных. Из  книг  он узнаёт  о  хороших  людях, об  их  делах,   о  животных, растениях. В сказке  побеждает  всегда  сильный, ловкий, справедливый, честный  и трудолюбивый  человек, а  злой, недобрый  карается  людьми  и  обществом. Слушая  сказку, ребёнок  не  остаётся  равнодушным  к  судьбе  героя: он переживает, волнуется, радуется  и  огорчается, то  есть  у  него  формируются чувства, постепенно  зарождается  интерес  к  книге. В дальнейшем, когда  ребёнок сам  научится  читать, важно  закрепить  интерес  и выработать  навык  самостоятельного  и  систематического  чтения. Этот  навык не  появляется  сам  по  себе, нужна  согласованная  и  умелая  работа семьи.

Только  это  приобщит  ребёнка  к  чтению,  и  он  начнёт  считать книги  своими  спутниками  в  приобретении  новых  знаний.  Зародившийся интерес  к  чтению  приведёт  ребёнка  в  библиотеку, в  книжный  магазин. У него  будут  свои  герои, которым  он  будет  подражать.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЕ ПОХОДЫ

Экскурсии  и  походы  всей  семьёй  в  лес, на  речку, за  грибами  и ягодами, на  рыбалку  оставляют  неизгладимые  впечатления, которые  пронесёт ребёнок  через  всё  жизнь. При  общении  с  природой  ребёнок  удивляется, радуется, гордится  тем, что  он  видел, слышал  пение  птиц, - в  это  время и  происходит  воспитание  чувств.

Чувство  «прекрасного»  помогает  воспитать  потребность - беречь  окружающую среду. Экскурсии  и  походы  всей  семьёй  являются также хорошим  средством  патриотического воспитания  детей. Приобщение  к истории родного края, в том числе к истории рода и семьи   как её составной части, способствует  формированию  гражданина, учит детей к ответственности перед прошлым и будущим.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЙ ТРУД

Совместный труд является основой организации  жизни  и  быта  семьи, в  основе  которой  лежит равенство  всех  членов, привлечение  детей  к  решению  хозяйственных вопросов  жизни  семьи, ведению  хозяйства, к  посильному  труду. Дети непосредственно  вовлекаются  в  бытовой  труд, учатся  обслуживать  себя, выполнять  посильные  трудовые  обязанности  в  помощь  отцу, матери. От того, как  будет  поставлено  трудовое  воспитание  детей  до  школы, зависит  их  успех и  в  учении, а  также  в  общем  трудовом  воспитании.

В  дошкольном  возрасте  дети  очень  подвижны, не  могут  продолжительное время  сосредоточиваться  на  одном  деле, быстро  переключаться    с  одного вида  занятий  на  другое. Школьное  обучение  потребует  от  ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому  важно  ещё  в дошкольном  возрасте  приучать  ребёнка  к  тщательности  выполняемых поручений, учить  его  доводить  начатое  дело   до  конца, проявлять  при  этом  упорство  и  настойчивость. Вырабатывать  эти  качества необходимо (кроме игры) и в процессе  бытового  труда, включая  ребёнка  в  коллективный труд  по  уборке  помещения, на  огороде.

Наличие  у  детей  такого  важного  качества  личности, как  трудолюбие, есть хороший  показатель  их  нравственного  воспитания. По  тому, как  ребёнок  будет  относиться  к  труду, какими трудовыми  умениями  он  будет  обладать, окружающие  будут  судить  о  его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.

Кроме того, трудно переоценить значение труда в жизнедеятельности человека. Физический труд обеспечивает  высокий  жизненный  тонус  мышц  и  всех  органов человека: улучшает  все  физиологические  процессы  в  организме – правильное дыхание, кровообращение,   обмен  веществ, рост всего тела и отдельных органов.

Физический  труд  является    средством  борьбы  с  утомлением,  особенно  для  лиц занимающимся  умственным  трудом. Формирование культуры труда, смена  видов  труда, разумное  их сочетание  в  режиме  дня  ребёнка  обеспечивают  его  успешную  умственную деятельность  и  сохраняют  работоспособность.

Консультация для родителей

«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно впервые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром.

Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступлении в школьную жизнь.

И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто по чаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.

Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложно становится доступным.

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот.

Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.) особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15 – 20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении звуков.

Картавость, шепелявость становятся привычными. Что не допустимо!

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Предлагаю поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков. Отбирая материал, я учитывала и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость.

Вот некоторые рекомендации:

«Игры на кухне»

игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

• «Помогаю маме» Малыш крутится возле вас, предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

• "Волшебные палочки" Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

• "Давайте искать на кухне слова"

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

• "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие2, "кислые", "соленые", "горькие" слова.

Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.

• "Приготовим сок" Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д. "

"По дороге из детского сада (в детский сад)"

• "Я заметил" Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

• "Волшебные очки". Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. "

"В свободную минутку"

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

• "Перепутаница" "Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр. "

Игра на обогащение словаря ребенка.

• "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

• "Упрямые слова" Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. ". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.

"Подвижные игры".

• "Игры с мячом" "Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда, а в слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга. "

• "Лягушка" Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. "Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Главное! Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

Взаимодействие с родителями в рамках долгосрочного проекта «СЕМЬЯ ГОДА»

в статье представлен опыт работы по инновационному взаимодействию с родителями в рамках проекта «Семья года» в соответствии с ФГОС...

Долгосрочный проект «Семья глазами ребенка»

Долгосрочный проект «Семья глазами ребенка»...

Долгосрочный проект "Семья. Семейные традиции"

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Долгосрочный проект «Семья глазами детей»

Долгосрочный проект «Семья глазами детей»https://nsportal.ru/albom/2023/06/04/rabota-s-detmi-po-voprosam-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-tg-na-baze-doo...