Проект "Яблочный спас"
проект (младшая группа)

Бондарева Лидия Сергеевна

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Тейково

Проект в первой младшей группе на тему:

 «Яблочный спас».

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 12 августа по 19 августа)

Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель. 

Актуальность:

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю семьи, страны.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно на этом этапе детства складывается первое мироощущение. Поэтому педагог должен сформировать активную деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев. Взрослые, воспитывающие ребенка, должны сами обладать патриотической культурой.

Если не знакомить ребенка в дошкольном возрасте с традициями и обычаями русского народа, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Формировать положительные дружеские эмоции во время совместных игр.

Задачи: 

Образовательные: познакомить детей с праздником: «Яблочный спас». Расширить знания детей об овощах и фруктах.

Воспитательные: воспитывать дружелюбие, взаимопонимание, уважение друг к другу и взрослым; воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать ловкость, моторику, координацию движения, внимание, память, мышление.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформированы представления о фруктах, как витаминах, полезных для здоровья; дети умеют играть в народные игры.
  2. Сформировано представление о русских традициях.
  3. Пополнение словарного запаса детей.
  4. Сформирован интерес к художественному слову (стихи, песни, сказки).

Оборудование: Иллюстрации яблоня с яблоками, иллюстрации к сказке В. Сутеева «Яблоко». Пластилин, салфетки, краски, на каждого ребенка. Игрушка «Заяц», шары для сухого бассейна красного и зеленого цвета, две корзины.

 

Формы и методы:

  1. Наблюдения;
  2. Развивающие игры;
  3. Продуктивная деятельность (рисование, лепка);
  4. Чтение художественной литературы;
  5. Рассматривание иллюстраций деревьев, плодов, цветов;
  6. Слушание музыкальных произведений, звуков природы;
  7. Игры во время прогулок;
  8. Беседы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: Определение проблемы, цели и задач. Составление перспективного плана по теме проекта. Подбор художественной и методической литературы, иллюстраций; подбор подвижных, пальчиковых, дидактических игр и физкультминуток. Разработка консультации для родителей. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Основной этап:

Вид деятельности

Сроки

Задачи

Результат

Речевое развитие. Беседа: «Праздник «Яблочный спас».          

12 августа

Формирование знаний о признаках лета; знакомство с народными традициями.

Дети знают, что в конце лета отмечается праздник «Яблочный спас»; в это время созревают яблоки и груши. Они очень полезны, в них много витамин.

Речевое развитие. Знакомство со сказкой Владимира Григорьевича Сутеева  «Яблоко»  Познавательное развитие. Дидактические игры: «Разложи по корзинам» и «Чего не стало»

13 августа

Воспитание нравственных чувств. Развитие внимания, памяти.         Закрепление знания основных цветов: красный, желтый, зеленый.

Дети знают героев сказки, понимают, что нужно делить поровну и быть дружными и не ссориться с друзьями.   Дети умеют группировать предметы по цвету; знают, что яблоки бывают разного цвета; запоминают предмет, который пропал.

Художественно-эстетическое развитие.             Рисование «Яблоки на яблоньке»

14 августа

Формировать навыки в технике нетрадиционного рисования с помощью пальчиков; закреплять знание детей о том, что яблоки растут на яблоне.

Дети умеют рисовать пальчиком яблоки на яблоне методом тычка;  

Художественно-эстетическое развитие.             Лепка «Яблочки для зайчика»

15 августа

Учить детей скатыванию пластилина в шар круговыми движениями; формировать умение сравнивать предметы по форме и по значению

Дети умеют скатывать шар из пластилина круговыми движениями рук; различают красный и желтый цвета; понимают, что мяч и яблоко похожи по форме, но разные по применению: яблоки – едят, а в мяч играют.

Физическое и  социально-коммуникативное развитие       Народные игры: «Собери урожай», «Передай яблоко»  

16 августа

Развивать у детей интерес к игровой деятельности;    Создать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении; Формирование умений у детей передавать и брать шар двумя руками, стоя на месте; формирование умения у детей играть дружно, бегать аккуратно, не сталкиваясь с другими детьми.

Детям нравиться играть в подвижные игры;                дети умеют передавать и брать мяч двумя руками стоя на месте; играют дружно, бегают аккуратно.

Выставка детских работ. Оформление уголка «Яблочный спас»

19 августа

Формирование умения ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими; приобретение и закрепление навыков в художественно-эстетической деятельности.

Дети знают о том, что «Яблочный спас» – это праздник, который отмечается в конце лета, в это время созревают плоды, которые очень полезны для здоровья. Главный плод на этом празднике – яблоко!

   

Заключительный этап: Выставка детских работ. Оформление уголка «Яблочный спас».

Работа с родителями:

Консультация в родительском уголке на тему «Нравственно – патриотическое

воспитание детей».

Памятка для родителей на тему: «Основы нравственных отношений в семье».

Рекомендации для домашнего чтения:

В. Стрельцов «Это Спас»

Н. Невская «Яблочный Спас»

Л. Бесчастная «Август. Яблочный Спас»

Ю. Левитанский «Сказка про яблоню»

В. Сутеев «Яблоко»

К. Ушинский «История одной яблоньки»

Е. Сергейчук «Сказка про яблоко»

В. Сутеев «Мешок яблок»



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Тейково

Беседа в 1 младшей группе на тему: «Яблочный спас.»

Цель: формировать представление о православном празднике» Яблочный спас».

Яблочный Спас -летний православный праздник в честь Спасителя Христа, его Преображения. К этому времени созревали яблоки груши. Ребята у кого есть огород? Растут у вас яблоки? А груши?

 В день Яблочного Спаса все угощали друг друга тем, что выросло в саду.

Яблоки очень полезные, в них содержится много витамин. Поэтому их надо есть. Кто любит яблоки? Какие яблоки любишь сладкие или кислые? Какого цвета бывают яблоки? А вы какого цвета любите?

 В этот праздник люди приносят Природе благодарение за труды, которые они благополучно завершили летом. О нем говорили: "Второй Спас - срывает спелые яблоки", "Пришёл Спас - яблочко припас".

 Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать, после чего разрешалось кушать "спасовские" яблоки.

 Прислушайтесь к слову "Спас". Что в нем слышится? — Спасти, припасти, спасибо... Так и было в старину: собирали урожай, чтобы ПРИПАСТИ его на весь год, СПАСТИ свою семью от голода, жить в достатке. Кланялись земле, молились, освящали новый урожай и говорили: "СПАСИБО".

В Яблочный Спас принято делиться яблоками, фруктами с нищими, соседями, больными людьми, родственниками, друзьями. Богатые люди раньше закупали целые возы с яблоками и раздавали их нуждающимся и болеющим. Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся волшебными и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется.

К Спасскому празднику приурочивались и народные гулянья. А что можно приготовить из яблок?

Пеклись пироги с яблоками, варилось яблочное варенье, которым угощали друг друга. Пир заканчивался всеобщим весельем.

На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, считалось, что оно именно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью. Становится холодно.

Как называется праздник, когда созревают плоды в огородах?

Когда он празднуется?

Какой главный фрукт на этом празднике?



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Тейково

Конспект занятия в первой младшей группе по лепке на тему: «Яблочки для Зайчика.»

Цель: формировать у детей представления о фруктах, как витаминах, полезных для здоровья; пробудить интерес к лепке из пластилина.

Задачи: 

Образовательные: развивать умение детей лепить яблочки, раскатывая пластилин между рук круговыми движениями; закреплять знание цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Развивающие: развивать мелкую моторику.

Материалы и оборудование: пластилин, доска для лепки, салфетки, веточки, корзина с фруктами, мяч, игрушка заяц.

Ход занятия.

Дети заходят в группу и садятся на стульчики. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: - Ой, ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. (Заносит игрушку «зайчик»). Кто это? (ответы детей). (Зайчик плачет) Что-то он очень грустный? Что с тобой случилось зайчик?

-Ребята, зайчик мне на ушко рассказал, что его дома ждут зайчата, а он устал, не может быстро бегать и высоко прыгать (погладить, пожалеть).

-Ты, Зайчик, посиди, а мы с ребятами придумаем, как тебе помочь.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что надо есть, чтобы быстро бегать и высоко прыгать? (ответы детей)

А вы любите витамины? А кто вам их дает? (Ответы детей).

- Ребята, витамины не только продаются в аптеке, но и находятся в продуктах, которые вы кушаете. Вы знаете, в чем содержится много витаминов? (Ответы детей).

- Посмотрите, что я вам принесла (Достаем корзинку с фруктами)

Рассматривают, что лежит в корзинке:

Яблоко

Груша

Апельсин

Лимон

Банан

Называют, какого цвета.

Пальчиковая гимнастика «Яблонька»

- Ребята, давайте поиграем с Зайчиком.

Нашу яблоню трясу,

(имитация тряски дерева)

Яблочко достать хочу.

(тянемся вверх, делаем хватательные движения пальцами)

Круглое, гладкое

(имитируем движения)

И, конечно, сладкое…

(подносим ладошку ко рту, как будто откусываем яблоко)

 

Воспитатель: А, давайте, слепим много яблок, чтобы хватило и зайчику, и его зайчатам.

(Раскладываем на столе яблоки и мячик). Посмотрите на яблоко. Оно круглое и похоже на мячик. (Предлагаем детям нарисовать круг пальчиком по воздуху). Покажите, как будем лепить яблочко (Круговыми движениями между ладонями). Какого цвета бывают яблоки? (Ответы детей). Прикрепляю к доске фигурки яблок разного цвета (жёлтого, красного, зелёного). Какие яблоки нравятся вам? (Ответы детей). А что делают с яблоками? А с мячиком?

Показываем приёмы лепки, предлагаем выбрать пластилин по цвету и в процессе лепки контролируем приёмы работы, помогаем детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Затем делаем в яблоке пальчиком ямку и прикрепляем «веточку».

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы, много получилось яблочек, хватит для всех зайчат.

Зайчик благодарит детей и прощается с ними: «Спасибо, ребята! Теперь витаминов хватит всем зайчатам.  Запомните, что во всех фруктах находится много витаминов. Если вы будете их кушать, то будете сильными и здоровыми».



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Тейково

Конспект занятия в первой младшей группе по рисованию пальчиками на тему: «Яблочки на яблоньке.»

Цель: пробудить интерес к изобразительной деятельности. Учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве.

Задачи: 

Образовательные: формировать навыки рисования пальчиками. Закреплять знание красного цвета; закреплять знание того, что «яблоки растут на яблоне».    

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Развивающие: развивать мелкую моторику.

Материалы и оборудование: листок с изображением яблони (крона зеленого цвета), гуашь, салфетки. Игрушка заяц.

Предварительная работа: ознакомление со сказкой В.Г. Сутеева «Яблоко»

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, помните в сказке «Яблоко» на яблоне осталось одно яблоко. Звери из-за него дрались, а потом мудрый мишка помог им разделить яблоко поровну, и они его дружно все съели. И яблок у них больше не осталось. К нам сегодня пришел Зайчик из этой сказки, он такой грустный, он сказал, что они с Ёжиком Вороной и Мишкой хотят еще яблок.

У нас с вами есть яблоньки, давайте нарисуем много яблонь с яблоками, у нас получиться целый сад. Звери обрадуются. У них будет много яблок.

А сначала давайте разомнемся:

«Диалог с детьми в саду» (физкультминутка)

Воспитатель: Вы бывали в саду?

Дети. Бывали!

Воспитатель: Спелые яблоки срывали?

Дети. Срывали!

Воспитатель: вверх ручками тянулись?

Дети. Тянулись! (Тянутся)

Воспитатель: А яблоки под дерево упали.

Достаньте яблочки с земли! (Имитация движений).

Воспитатель: садитесь за столы. Давайте вспомним, как мы рисуем пальчикамиПальчик опускаем в мисочку с краской, затем прижимаем к листу бумаги (показ вместе с детьми без краски на ладошке).

Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот –

Фруктов много нужно. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим-варим мы компот,

Угостим честной народ!

(Левую ладошку держим «ковшиком», правой рукой «мешаем». Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого, затем опять «варим» и «мешаем»)

 

Воспитатель: какие вы молодцы и умницы! Давайте, посмотрим, какие красивые яблоньки у вас получились, яблочки на них красные румяные. Вот звери обрадуются!



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Тейково

Игры на «Яблочный спас»

Игра «Передай яблоко»

Описание игры: Дети стоят по кругу. Под музыку начинают передавать яблоко друг другу. С окончанием музыки у кого из детей осталось яблоко, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают.

Ребята делятся на две команды. Передают яблоко от одного игрока другому. Чья команда быстрее?

Игра «Яблочная горка»

Описание игры: Дети по очереди скатывают с горки яблоко. У кого дальше укатится?

Игра «Собираем урожай»

Описание игры: По полу разбросаны шарики для бассейна трех или двух цветов (красный, желтый, зеленый). Дети под музыку собирают их в разные корзины соответствующего цвета.

Игра «Пронеси яблоко»

Описание игры: Надо пронести яблоко в ложке, дойти до стульчика, обойти его и вернуться обратно. Отдать ложку другому игроку, встать в конец колонны.

Игра «Поймай яблоко»

Описание игры: В таз с водой опускаем яблоки. Дети ложкой должны достать их из воды и положить на тарелку.

Игра «Найди яблоко»

Описание игры: В мешочках находятся яблоки и различные другие предметы.  Дети наощупь должны найти яблоки, отнести их на тарелку и вернуться обратно.



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Тейково

Пальчиковые гимнастики на «Яблочный спас»

 «Яблонька»

Нашу яблоню трясу,

(имитация тряски дерева)

Яблочко достать хочу.

(тянемся вверх, делаем хватательные движения пальцами)

Круглое, гладкое

(имитируем движения)

И, конечно, сладкое…

(подносим ладошку ко рту, как будто откусываем яблоко)

 

 «Компот»

Будем мы варить компот –

Фруктов много нужно. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим-варим мы компот,

Угостим честной народ!

(Левую ладошку держим «ковшиком», правой рукой «мешаем». Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого, затем опять «варим» и «мешаем»)

«Яблочко» (русская народная потешка).

Катилось яблочко по огороду (сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.)

И упало прямо в воду –

Бульк! (уроните руку вниз)

"Ёжик"

Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)

На клубочек он похож, (перед собой)

У ежа иголка иголки очень - очень колки (дети сжимают и разжимают

кулачки)

Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)

Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)

«Яблочко»

Та-та-та - яблоко - моя мечта! (дети сжимают и разжимают пальцы)

Ато-ато-ато - витаминами богато! (хлопают в ладоши)

Ти-ти-ти - где же яблоко найти! (поднимают и опускают плечи)

Ать-ать-ать - надо яблоко искать! (приставляют к глазам то одну ладонь,

то другую)



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Тейково

Физкультминутки на «Яблочный спас»

«Диалог с детьми в саду»

Воспитатель: Вы бывали в саду?

Дети. Бывали!

Воспитатель: Спелые яблоки срывали?

Дети. Срывали!

Воспитатель: вверх ручками тянулись?

Дети. Тянулись! (Тянутся)

Воспитатель: А яблоки под дерево упали.

Достаньте яблочки с земли! (Имитация движений).

«Яблонька»

У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат

яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус!

«Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке.

Зайцы – серые клубочки.

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек.

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в сторону)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните (вытянули руки вперед)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули), (хлопок в ладоши над головой)

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко! (показываем круг руками)

Оно (руки в сторону)

Соку сладкого полно! (руки на пояс)



Предварительный просмотр:

        

Нравственно-патриотическое воспитание детей

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

• Обрашайте внимание ребенка на красоту родного города.

• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

 • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

• Расширяйте собственный кругозор.

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. 


Памятка для родителей

«Основы нравственных отношений в семье»

- Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребёнка, будьте искренним - подражая, малыш очень скоро вернёт это вам.

- Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учиться лжи и лицемерию.

- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребёнка уроком  доброты и человечности.

- Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребёнок вырастит и станет отзываться так же о вас.

- Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка. 



Предварительный просмотр:

Яблочный Спас!

Рекомендации для домашнего чтения:

В. Стрельцов «Это Спас»

Н. Невская «Яблочный Спас»

Л. Бесчастная «Август. Яблочный Спас»

Ю. Левитанский «Сказка про яблоню»

В. Сутеев «Яблоко»

К. Ушинский «История одной яблоньки»

Е. Сергейчук «Сказка про яблоко»

В. Сутеев «Мешок яблок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 2 мл.группы "Кто как спасается от дождя"

презентация предназначена для детей 3-4 лет. Можно использовать на занятиях по природному миру или ОБЖ....

Фото отчет об участии в акции «Спасем птиц – спасем лес!»

В представленном материале рассказывается о педагогической деятельности с детьми в рамках проведения акции "Спасем птиц - спасем лес"...

Социальная экологическая акция « Чудо – дерево книгами ты пополняй, берёзку и ёлочку этим спасай!» (Развивая, движение Буккроссинга в детском саду, спасаем природу)

Дети приносят прочитанные книги, и оставляет её  на полках «Чудо – дерева», тем самым помогают развивать движение БУККРОССИНГа в детском саду.  Каждый ребенок понимает, что...

Статья "Первый Спас- Медовый Спас!"

Статья "Первый спас- Медовый Спас!"...

Консультация для родителей "Медовый спас, яблочный спас , ореховый спас."

В древности Спасов было много - хлебный, ягодный, маковый, грибной, яблочный, полотняный, ореховый, капустный, медовый и др. В результате праздника Спаса снискали еще один смысл: Иисус Христос даровал...