Инновационные технологии в дошкольном, специальном и профессиональном образовании.
методическая разработка (подготовительная группа)
Статья посвящена вопросам инновационной деятельности в образовании. Проанализированы научные исследования по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_doshkolnom.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Инновационные технологии в дошкольном, специальном и профессиональном образовании.
Аннотация. Статья посвящена вопросам инновационной деятельности в образовании. Проанализированы научные исследования по данной проблеме.
Ключевые слова: инновационные технологии, образовательный процесс.
Появление такого термина, как «инновация» обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
В образовательном процессе инновация понимается как введение нового в цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.
Необходимым условием реализации инновационного образовательного и коррекционно- развивающего процесса является готовность педагога к этим новшествам. Инновационная деятельность педагога специфична. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов.
С чего же начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Последовательность инновационного процесса идентичен педагогической деятельности:
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы).
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3. Проведение эксперимента.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта) .
Критерии внедрения педагогических инноваций:
1. Новизна
2. Оптимальность
3. Высокая результативность
4. Возможность творческого использования инноваций в массовой образовательной практике.
Инновации в работе с детьми таковы:
- организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях.
-разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми.
- организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуации .
К числу современных образовательных технологий, внедряемых в нашем ДОУ, относятся:
1. Мнемотехнология.
2. Игровая технология.
3. Личностно- ориентированная технология.
4. Технология исследовательской деятельность.
5. Технология проектной деятельности.
6. Технология «ТРИЗ».
Применяя данные технологии педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным.
Слово «мнемотехнология» обозначает – техника запоминания. Мнемотехнология использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Особенность мнемотехнологии – применение не изображения предметов, а символов. Данная технология значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц- елка. Работу по использованию мнемотехникой можно разделить на три этапа.
1 этап – знакомство с символами, объяснение значения символов.
2 этап – обучение детей «чтению» простых схем из 2-4 символов.
3 этап – работа с мнемотаблицами.
Мнемотехнология дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета.
1. Интеллектно – разминочные игры – необходимы для снятия усталости, тревожности.
2. Физические игры.
3. Психологические игры – игры на развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества.
4. Социально- ролевые – это ситуации, связанные с отражением реальной ситуации.
Личностно –ориентированная технология – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Исследовательская деятельность в нашем саду помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок, подобно ученому, проводит исследования, ставит эксперименты.
Сегодня технология проектной деятельности широко используется в работе нашего ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями (например, по лексическим темам- фрукты, овощи, грибы и т. д.)
Технология ТРИЗ не только результативна, но и увлекательна. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи. Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). От того, как будет построена работа в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимательности, воображения, речи. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, он должен учить ее находить. Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте- это привить ребенку радость творческих открытий.
Главная цель педагога- содействовать становления ребенка, как личности. Применяя данные технологии педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным.
Процесс усвоения образовательного и коррекционно-развивающего процесса становится успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества...
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Инновационные технологии в дошкольном образовании Современные образовательные технологии:здоровьесберегающие технологии;технологии проектной деятельности;технологии исследовательской деятельности...
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов род...
Консультация для воспитателей "Использование инновационных технологий в дошкольном образовании"
Консультация для воспитателей "Использование инновационных технологий в дошкольном образовании"...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.
Использование кейс - технолдогий в дошкольном образовании....