«Планирование подвижных игр в педагогическом процессе»
материал

Горская Елена Ивановна

 

Подвижная игра  –  незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_podvizhnaya_igra.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

 «Планирование подвижных игр в педагогическом процессе»

Развивающий эффект подвижных игр

 заключается в том, что

увлекательное содержание,

эмоциональная насыщенность игры

побуждают ребенка к определенным

 умственным и физическим усилиям.

Петр Францевич Лесгафта

Подвижная игра  –  незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений.

В подвижных играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

 Подвижные игры используются в разных частях планирования воспитательной - образовательной деятельности.

В каждом раздел образовательной деятельности используются подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности.

Подвижные игры - ленивого могут сделать трудолюбивым, незнайку  знающим, неумелого умельцем.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка.

Планируя игры, воспитателю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или проводить простые игры. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.

Если в режиме первой или второй половины дня планируется  НОД по ФИЗО, то подвижная игра проводится во второй части прогулки или проводится игра средней или малой подвижности.

При подборе игр для НОД, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры - степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы.

Выбор игры для НОД зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части НОД, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано».

Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую - основную часть занятия (обязательно), другая -- в заключительную.

Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества, и навыки он может развить и закрепить с её помощью. В одной игре преобладает бег, а в другой  - метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д. Для создания у детей интереса к игре целесообразно вносить в игры маски, включать музыку. В играх-эстафетах использовать различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

- по возрасту

В существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью)

В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность, там где участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки»)

Средней подвижности – активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов)

Малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»)

- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);

- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.

Ресурсы:

MAAM. RU  Международный образовательный портал

i-gnom.ru – Познавательное развитие дошкольников.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование педагогического процесса в ДОУ.

Необходимость планирования педагогической работы определяется тем, что воспитание и обучение детей дошкольного возраста является целенаправленным процессом, задачи, содержание и методы которого разраб...

«Подвижная игры в педагогическом процессе»

Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности активности, сознательности. Для каждой во...

Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса)

Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса) поможет воспитателю правильно и граммотно организовать работу с детьми. Данное планирование позволяет...

Планирование работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками коррекционно-педагогического процесса

Данное планирование работы по взаимодействию всех участников коррекционно-педагогического процесса позволяет обеспечить всестороннее гармоничное развитие детей, посещающих логопедическую группу ДОУ....

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Педагогический проект: «Система планирования педагогического процесса воспитателем дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе»

Педагогический проект:«Система планирования педагогического процесса воспитателем дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе» ...