Консультация для родителей «Развитие речи детей в старшей группе»
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей в старшей группе»
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. К сожалению, у многих детей имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов.
Проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
#1041;едный словарный запас
#1053;едостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня); Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
Чтобы речь детей развивалась в норме нужно:
1. В первую очередь большое внимание уделять рассказыванию: по картинке, составлению творческих рассказов.
2. Очень важно с детьми разучивать стихи, потешки, пословицы - это способствует развитию выразительности, тренирует память.
3. Для улучшения звукопроизношения необходимо уделять внимание скороговоркам и чистоговоркам. А так же артикуляционной гимнастике.
4. Отгадываем и загадываем загадки - это помогает детям делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
Родителям на заметку:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу).
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Ты делаешь большие успехи! У тебя все получится! Это делает детей уверений в себе.
Игры по развитию речи
«Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Что бывает?»: К исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.
«Узнавание»: Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово.
«Добавь слово» Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя и т.
Игры на развитие фонематического восприятия
«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
«Сложи звук» : Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.
«Скажи наоборот»: Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Зоркий глаз»: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»: Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Какой звук есть во всех словах?»: Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-747378-1619014701.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»
Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1035933-1525569740.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы".
Консультация для родителей«Развитие речи детей второй младшей группы» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-399609-1391699342.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»
Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»...
Консультация для родителей "Развитие речи детей в средней группе"
в консультации говориться как важно развивать речь детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949224-1505750170.jpg)
Консультация для родителей:"Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте"
Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте....
Консультация для родителей «Развитие речи детей в старшей группе»
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1310973-1665735820.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи детей в старшей группе»
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со ...