Консультация для родителей «Развитие речи детей в старшей группе»
консультация (старшая группа)
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей в старшей группе»
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. К сожалению у многих детей имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов.
Проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
1.Бедный словарный запас
2.Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня); Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
Ниже представлены игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.
Чтобы речь детей развивалась в норме нужно:
1. В первую очередь большое внимание уделять рассказыванию: по картинке, составлению творческих рассказов.
2. Очень важно с детьми разучивать стихи, потешки, пословицы - это способствует развитию выразительности, тренирует память.
3. Для улучшения звукопроизношения необходимо уделять внимание скороговоркам и чистоговоркам. А так же артикуляционной гимнастике.
4. Отгадываем и загадываем загадки - это помогает детям делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
Родителям на заметку:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу).
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Ты делаешь большие успехи! У тебя все получится! Это делает детей уверений в себе.
Ниже представлены игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.
Игры по развитию речи
«Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Что бывает?»: Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
«Узнавание»: Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
«Добавь слово» Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»
Игры на развитие фонематического восприятия
«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
«Сложи звук» : Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.
«Скажи наоборот»: Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Определи первый гласный звук»: Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Зоркий глаз»: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»: Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Какой звук есть во всех словах?»: Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук
?! o Иди ко мне! o Садись с нами! o Я помогу тебе. o Я радуюсь твоим успехам o Расскажи мне, что с тобой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-629237-1452695703.jpg)
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе».
информация для родителей о развитии связной речи детей в возрасте 4-5 лет,ее компонентах...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980386-1512054011.jpg)
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим ус...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр...
Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»
Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-991141-1540407911.jpg)
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в старшей и подготовительной к школе группе»
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в старшей и подготовительной к школе группе»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/28/picture-1259928-1595933975.jpg)
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием стано...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/05/picture-1066770-1572939701.jpg)
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр "
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр"...