СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Проектная деятельность в ДОУ».
материал

Терехина Валентина Викторовна

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

«Проектная деятельность в ДОУ».

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми.

Задачи:

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;

- повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;

- способствовать творческому поиску.

Участники: воспитатели

Форма проведения: морское путешествие.

Предварительная работа:

- подготовка информационного стенда о планируемом семинаре-практикуме;

- отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду;

- изготовление раздаточного материала.

Дидактический материал и оборудование: билеты для каждого участника, карточки с заданиями, шаблоны «Алгоритм проектной деятельности» для каждой команды, магнитофон, аудиозапись шума моря.

Ход семинара – практикума:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада Вас видеть. Тема нашей встречи: «Проектная деятельность в детском саду».

Перед нами стоят такие задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство;

- повышать методический уровень в овладении технологии проектирования,

- способствовать творческому поиску.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Затрагивая эту тему, я предлагаю отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов. Чтобы освежить и использовать свои знания проектного метода в своей творческой деятельности.

У Вас уже куплены билеты, поэтому прошу занять места в своих «каютах» (педагоги рассаживаются за столы, каждый стол имеет свое название, на нем приготовлены все задания, которые понадобятся для последующей работы).

Итак, отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Открывайте глаза, мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект. Для плодотворной работы, я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков. Возьмите билет № 1 и обсудите задание. Одному из каюты необходимо ответить на заданный вопрос.

1 Задание: Подберите определение, что такое проект? Проект - это………

1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);

2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);
3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);
4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);

5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество).

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими интегративными качествами он должен обладать. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В переводе с греческого - проект – это путь исследования.

Было выявлено, что понятие "проект" – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов" в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо ребёнку помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, родители, педагоги ДОУ.

Планирование проектной деятельности должно начинаться с вопросов: "Для чего нужен проект?", "Ради чего он осуществляется?", "Что станет продуктом проектной деятельности?", "В какой форме будет представлен результат проекта?". Обобщение: Таким образом, в проектной деятельности роль взрослого велика: друг, наставник, наблюдатель, первооткрыватель и т.д. Чтобы осуществить такую работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, педагог должен уметь договариваться, распределять обязанности, развивать личность каждого ребенка, никого не обижая и не ущемляя, уметь слышать и слушать. А это очень сложно.

Сейчас Вам предлагаю попробовать выполнить такую работу. Возьмите билет № 2 и выполните задание.

2 Задание: Психогимнастика «Будь внимателен…».

Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого. После минутного приготовления, команды приступают к выполнению задания.

Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.

3 Задание: Подбери определение.

Исследовательские проекты — это ...

Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое.

Творческие проекты — это...

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Информационные проекты — это…

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее).

Игровые проекты — это…

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Таким образом, мы видим, что проекты классифицируются:

а). по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые, смешанные);

б). по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный);

в). по продолжительности (краткосрочный-(от 1дня до недели), средней продолжительности-(свыше 1 недели и до 1 месяца), долгосрочный-(свыше 1 месяца));

г). по характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями… (открытый проект). (Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М. 2006 г.)

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действия, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из которых, взаимодействие педагога с детьми носит личностно – ориентированный характер.

Для определения этапов проектной деятельности откройте билет № 4.

4 Задание: Определи этапы проектной деятельности.

Участникам необходимо подумать и определить этапы работы над проектом. Представить свои обобщения.

Таким образом, первый этап разработки проектаопределение проблемы, целеполагание. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель может фиксировать ответы детей на большом листе ватмана. Для этого лучше использовать условные символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?».

На втором этапе дети высказывают предположения на вопрос: «Как нам найти ответы на вопросы?» Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия:

  • чтение книг, энциклопедий;
  • обращение за помощью в интернет источники;
  • обращение за помощью к родителям;
  • просмотр телепередач;
  • специалистам детского сада;
  •  сходить на экскурсию;
  • провести эксперимент и так далее.

Педагог помогает детям спланировать свою деятельность в решении поставленных задач, распределить роли.

Третий этаппрактический – дети исследуют, творят, ищут. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки. Необходимо, чтобы педагог мог создать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребенка должна быть как-бы незаконченной, незавершенной.

Четвертый этаппрезентация проекта. В зависимости от возраста детей, результатом проекта могут быть:

  • итоговые игры – занятия;
  • игры – викторины;
  • мини – музеи;
  • творческие газеты;
  • оформление альбомов;
  • выставок и другое.

5 Задание: Ответь на вопрос.

Вставьте в определение пропущенную фразу:

- Интегрированный метод обучения является для дошкольников... (информационным; экспериментальным; опытно-исследовательским, инновационным).

- Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают... (первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач; знания о мире опосредованным путем, через книги, коммуникацию, телевидение, другие источники; знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; способность адаптироваться в новом коллективе).

Таким образом, работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных.

Вот так незаметно мы с Вами оказались у берегов острова проектов. Предлагаю всем размяться и прогуляться по жаркому песку.

Игра «Кто быстрее».

Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Вот также слаженно и дружно действуют ребята в старшей группе на занятии по физической культуре.

А теперь предлагаю ответить на шуточные вопросы.

— Что у Бориса впереди, а у Глеба – сзади? (Буква «Б»).

—Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились).

— Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком).

— Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? (На березе не растут шишки).

Ну, какие же вы молодцы, такие же как и ребята из средней группы. Они легко справляются с развивающими заданиями, ведут поисковую деятельность вместе со своими педагогами.

А теперь я предлагаю занять свои места в каютах, настало время возвращаться в детский сад (шум моря).

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю обменяться полученными впечатлениями и продолжить фразу: «Я сегодня…»

«Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них, но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Познавательное развитие дошкольников

через организацию проектной деятельности»

На современном этапе развития российского общества главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

Один из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, — метод проектной деятельности. В дошкольном образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая инновация, занимающая особое место в педагогической практике. Работа над проектом предполагает комплексное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной программы и получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.

Важно заметить, что проектная деятельность для дошкольника с точки зрения психологии не что-то искусственно привнесенное, а носящая вполне естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно любознательны. Значительная часть активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п.

Метод проектов позволяет ребенку войти в более широкий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется возможность шире реализовать свои возможности в познании.

Использование учебного проекта дает возможность интегрировать различные образовательные области и направления деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.

Чаще всего используются смешанные типы проектов:

  • исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;
  • информационно-практико-ориентированные, где дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
  • творчески-ориентированные с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей   сказок и решают поставленные проблемы;

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.    развитие познавательных способностей;

3.    развитие творческого воображения;

4.    развитие творческого мышления;

5.    развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:

• умение работать в коллективе,

• умение брать ответственность за решение,

• умение разделять ответственность,

• умение анализировать результаты своей деятельности.

При использовании метода проектов необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
  4. Структурирование проекта (поэтапные результаты).
  5. Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);

- сбор, систематизация, анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем.

        Можно использовать следующие формы детских проектов.

  1. Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».
  2. Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Домашние животные».
  3. Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».
  4. Игровые: «Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые.

Работу над проектом необходимо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

  1. Постановка цели;
  2. Поиск формы реализации проекта;
  3. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
  4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
  7. Работа над проектом, его коррекция;
  8. Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.

            К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.

           Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей.  Форма защиты проекта должна проходить ярко и интересно, так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:

• работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;

• по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;

• процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;

• дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;

• работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;

Работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей.  Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума в г. Нижнекамск "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"

В статье раскрыватся опыт работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста" ...

Статья в сборнике регионального семинара-практикума в г.Нижнекамск "Проектная деятельность в детском саду"

Статья из опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста"...

Выступление к семинару-практикуму по теме: "Технологии проектной деятельности в ДОУ"

Предлагается выступление к семинару-практикуму по проектной деятельности в ДОУ...

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной деятельности в ДОУ»

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной деятельности в ДОУ»...

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной деятельности в ДОУ»

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной  деятельности в ДОУ»...

Семинар-практикум для воспитателей по проектной деятельности

Семинар-практикум – эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателейЦелями предлагаемого материала являются повышение профессиональной компетентности воспитателей через о...