Семинар-практикум для воспитателей по проектной деятельности
учебно-методический материал

Семинар-практикум – эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей

Целями предлагаемого материала являются повышение профессиональной компетентности воспитателей через обучение проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс технологии проекта; стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; обеспечение контроля и коррекции внедрения метода проектов в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proektnaya_deyatelnost.docx79.41 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Проектная деятельность в ДОО

Тема: «Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»

Цели:

  • Познакомить воспитателей с содержанием и структурой метода проектов;
  • Определить рамки возможного использования данного метода в условиях ДОУ

План занятия:

  • Лекция История вопроса
  • Положительные моменты технологии метода проектов
  • Условия для достижения эффективности метода проектов
  • Общая классификация, структура и содержание проекта
  • Типы, виды проектов в ДОУ
  • Тематический спектр направлений деятельности
  • Определение оптимальных критериев анализа проекта
  • Дискуссия «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»
  • Обзор литературы по проблеме

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информация ото всюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из более эффективных в наши дни стал метод проектов.

История вопроса

Зарождение этого метода произошло во второй половине ХIХ века, на базе концепций «прагматической педагогики».

Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип интеллектуальной свободы детей – способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения.

Дж.Дьюи разработал метод проектов – новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:

  1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников
  2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения – план работы, а затем проект как последовательность действий.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Идеи Дж.Дьюи реализовались в 1884-1916 гг. его учеником – американским педагогом У.Х.Кильпатриком.

Подробное освещение метод проектов получил в работах американского педага Э.Коллингса, который пытался организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.

Уже тогда М.В.Крупенина разделяла проект на следующие этапы:

  • Постановка задачи
  • Разработка самого проекта принятого задания
  • Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии
  • Непосредственная трудовая деятельность
  • Учет проделанной работы

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен , т.к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). С тех пор в России не предпринимались серьёзные попытки возродить этот метод.

За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В частности метод проектной деятельности является основой программы «Сообщество», которая была разработана коллективом ученых Центра развития ребенка Джорджтаунского университета США, адаптирована к социокультурной ситуации в России национальным координатором, кандидатом педагогических наук Г.П.Козловой,  утверждена Министерством образования РФ.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием  образования, демократизацией отношений между педагогом и детьми, поиском активных форм познавательной деятельности ребенка.

Положительные моменты технологии метода проектов:

  • Увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
  • Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов.  Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.
  • Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;
  • Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
  • Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Условия для достижения эффективности метода проектов:

  1. Глубоко изучить тематику проекта (происходит во время заполнения паутинки)
  2. Введение проблемной ситуации
  3. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу и самостоятельность (Модель трех вопросов)
  4. Структурированность опыта (содержание образования дошкольника  должно «строиться вокруг человека», т.е. темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка)
  5. Необходимость взаимодействия ребенка и среды (развивающая среда должна быть максимально натуральной, не увлекаться картинками)
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход
  9. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
  10. Заключительный этап проекта следует тщательно продумать, готовить и проводить в виде презентации, шоу, викторины, совместной деятельности, театрализованного действия и т.п.
  11. Самоанализ успешности и результативности решения проблемы внутри проекта.

Общая классификация, структура и содержание проекта

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Существует классификация проектов:

  • По составу участников
  • По целевой установке
  • По тематике
  • По срокам реализации

Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей. Таким образом структура проекта, адаптированная к ДОУ. Будет выглядеть так:

  • Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени
  • Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • К кому обратиться за помощью (взрослый, педагог);
  • В каких источниках можно найти информацию;
  • Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • С какими предметами научиться работать для достижения цели
  • Выполнение проекта – практическая часть
  • Подведение итогов – определение задач для новых проектов

Типы, виды проектов в ДОУ

В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов.

Типы проектов в ДОУ

(по Л.В.Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

1

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Старший дошкольный возраст

2

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, ко                               гда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Со второй младшей группы

3

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Со средней группы

4

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.

Со второй младшей группы

Продолжительность проектов в ДОУ

Вид проекта

Продолжительность

1

Краткосрочный проект

1-2 недели – месяц

2

Проект средней продолжительности

2-4 месяца

3

Долгосрочный проект

Учебный год

Виды и примерная тематика проектов в ДОУ

(по Л.В.Киселевой)

Вид проекта

Примерная тематика

1

Комплексный  

Мир театра

Здравствуй, Пушкин!

Эхо столетий

Книжкина неделя

2

Межгрупповой

Математические коллажи

Мир животных и птиц

Времена года

3

Творческий

Мои друзья

У нас в Нескучном саду

Любим сказки

Мир природы

Рябины России

4

Групповой

Сказки о любви

Познай себя

Уральские самоцветы

Подводный мир

Веселая астрономия

5

Индивидуальный

Я и моя семья

Генеалогическое древо

Секреты бабушкиного сундука

Сказочная птица

6

Исследовательский

Мир воды

Дыхание и здоровье

Питание и здоровье

Дерево группы

Примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках данной технологии может быть таким:

  • Сезонные проекты
  • Психолого-социальные
  • Исследовательские экологические проекты
  • Подуктивно-творческие проекты
  • Ретроспективные проекты

Оптимальные критерии анализа:

  1. Название проекта
  2. Вид, тип проекта
  3. Направление деятельности
  4. Актуальность (целесообразность)
  5. Доступность реализации (характер затрат)
  6. Оптимизация развевающей среды
  7. Спектр участвующих специалистов
  8. Степень взаимодействия с родителями
  9. «плюсы» и «минусы» проекта
  10. Эффективность результатов

Дискуссия «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»

Вопросы для обсуждения

  1. Считаете ли Вы приемлемым использование технологии проекта в современной российской педагогике? Почему?
  2. Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях нашего ДОУ? Почему? В чем Вы видите для коллектива? Для детей? Для себя?
  3. Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании? Нужно ли ее поощрять? Контролировать? В какой степени?
  4. Считаете ли Вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным?
  5. Использовали ли Вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то где именно? Каковы результаты?

На протяжении последних нескольких лет журнал «Обруч» регулярно печатает на своих страницах обобщенный опыт дошкольных учреждений России по освоению данной технологии. А также имеется большой спектр методических пособий по экспериментированию и исследовательской работе.

Домашнее задание:

Проанализировать периодику (журнал Обруч) на предмет наличия в нем проектов, проанализировать сам проект, адаптировать к своей группе.

Анализ проектов из периодики является необходимым условием процесса обучения технологии проекта, т.к. анализ чужого опыта обеспечивает базу для строительства своего собственного.

Результаты позволяют определить единое тематическое пространство проектирования.

Связь темы/проекта с задачами воспитания

ЗАНЯТИЕ №2

Тема: «Обучение технологии проектирования»

Цели:

  • Научить воспитателей построению модели проекта;
  • Научить воспитателей оформлению необходимой документации
  • Научить воспитателей построению плана реализации модели проекта

План занятия:

  • Анализ проектов, представленных в периодике
  • Связь темы/проекта с задачами воспитания
  • Практические этапы работы над проектом
  • Модель информационной карты проекта
  • Обзор деятельности в зонах активности

Анализ проектов, представленных в периодике

  • Теоретические основы проектной деятельности, рассмотренные на первом занятии семинара, имеют логическое продолжение в современной практике дошкольного образования. На протяжении последних нескольких лет журнал «Обруч» регулярно печатает на своих страницах обобщенный опыт дошкольных учреждений России по освоению данной технологии. А также имеется большой спектр методических пособий по экспериментированию и исследовательской работе.
  • Анализ рассмотренных проектов в соответствии  с выбранными критериями показывает, что каждый обобщенный опыт имеет равные возможности реализации в ДОУ при наличии необходимых объективных условий.
  • Анализ проектов из периодики является необходимым условием процесса обучения технологии проекта, т.к. анализ чужого опыта обеспечивает базу для строительства своего собственного.
  • Результаты обсуждения позволяют определить единое тематическое пространство проектирования.

Связь темы/проекта с задачами воспитания

Работа над проектом.

Распределение деятельности педагога и детей.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

Формулирует задачи (не жестко)

Вхождение в проблему

Вживание в игровую ситуацию

Принятие задачи

Дополнение задач проекта

2 этап

Помогает в решение задачи

Помогает спланировать деятельность

Организует деятельность

Объединение детей в рабочие группы

Распределение ролей

3 этап

Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей)

Направляет и контролирует осуществление проекта

Формирование специфических ЗУН

4 этап

Подготовка к презентации проекта

Презентация

Продукт деятельности готовят к презентации

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Особенности работы с детьми в условиях проекта:

  1. Глубоко изучить тематику проекта
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
  12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.

Практические этапы работы над проектом

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ. МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ.

Что вы знаете?

Что вы хотите узнать?

Что надо сделать, для того, чтобы узнать?

http://festival.1september.ru/articles/505189/img2.jpg

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3,5-5 лет - Активная роль принадлежит взрослому. ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Важно поощрять попытки детей самостоятельно решать проблему.

5-6 лет - Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.

6-7 лет - Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
  • Объявление для родителей о проекте
  • Алгоритм действий (при необходимости)
  • Домашние задания
  • Помощь родителей при работе в группе
  • Степень участия в презентации

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА ПРОЕКТА (дата мероприятия, место для музея, презентация, изготовление книжки-малышки и т.п.)

  1. НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ

При работе над проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

  • Памятка воспитателю при проведении эмпирических исследований
  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций
  2. Не сдерживайте инициативы детей
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • Прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями
  • Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования
  • Учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Методические рекомендации по подготовке презентации проекта

  1. При подготовке к презентации авторского проекта выступление необходимо построить следующим образом:
  2. Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта
  3. Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения
  4. Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта
  5. Продемонстрировать найденное решение
  6. Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом
  7. Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы  тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение
  8. Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала

  1. ВЫПУСК МЕТОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА, ДОКУМЕНТАЦИИ

Модель информационной карты проекта

Информационная карта проекта

ГДОУ № ____

  1. Полное название проекта ____________________________ _______________________________________________________________
  2. Автор проекта (Ф. И. О.) ______________________________________
  3. Руководитель проекта (Ф.И.О.) _________________________________
  4. Адрес организации __________________________________________
  5. Вид, тип проекта ____________________________________________
  6. Цель, направление деятельности проекта ________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Краткое содержание проекта:__________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Сроки проведения:___________________________________________
  9. Количество участников проекта (взрослые и дети) ________ _______________________________________________________________
  10. Возраст детей ______________________________________________
  11. Форма проведения ___________________________________________
  12. Ожидаемые результаты _____________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обзор деятельности в зонах активности

изодеятельность

С-р игра / музыка

Экспериментирование/песок,вода

Деятельность на прогулке

Математика, дид. игры

Природа/экология/наука

театрализация

конструирование

Социальный мир

Развитие речи/работа с книгой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум"Кто хочет стать знатоком проектной деятельности"

История возникновения проектного метода, цели и этапы проектногот обучения, составные компоненты метода проектов....

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

Семинар-практикум для педагогов «Освоение организации проектной деятельности детьми»

Практический материал для педагогов ДОУ по ознакомлению с проектной деятельностью....

Семинар-практикум для родителей по организации проектной деятельности с детьми

Условия организации проектной     деятельности с детьми дошкольного возраста « Уважаемые родители!     Сегодня мы пригласили вас принять участие в семинаре...