Педагогический проект: «Национальные костюмы народов России»
методическая разработка (подготовительная группа)

Киреева Ольга Ивановна

Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Педагогический проект:

«Национальные костюмы народов России»

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»

                         Выполнила: воспитатели: Киреева О.И.

 

                                               

                                             Санкт-Петербург

                                                                  2024г.

 

                            Актуальность данного проекта состоит:

Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего

возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других

народов, доступное их возрасту.  Всю одежду испокон веков

простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на неё, как на произведение искусства.

Не менее важным является знакомство с народными играми, которые в полной мере отражают культурные особенности и традиции каждого народа. Изучение народных игр также вошло в наш проект.

Цель:

  • познакомить детей  с национальными костюмами русский, татарский, бурятский, чеченский и чукотский разных народов России, их традициями и культурой.

Задачи:

  • Расширять представления с народами России, Русскими, Татарами, Бурятами, Чеченцами и Чукчами через разные виды детской деятельности.
  • Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям этих народов.
  • взаимодействия детей и родителей по  теме  проекта.
  • Создание предметно-пространственной среды для плодотворной работы по  теме проекта.

Коррекционные задачи:

  • совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать существительные множественного числа, образовывать качественные прилагательные, согласовывать существительные в роде, числе.
  • учить отгадывать загадки по теме.
  • формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям.
  • уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его. развивать умение классифицировать.
  • развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы об одежде по плану.
  • развивать фонематическое восприятие и речевой слух.
  • закреплять навыки звукового анализа слогов, умение дифференцировать звуки в речи.
  • развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
  • развивать зрительное внимание и восприятие.

Участники проекта: дети подготовительной  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители, воспитатели, учитель - логопед, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.

Тип проекта: Информационный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя 25-29 ноября)

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

*Расширять представлений у детей о национальных  костюмов  народов России русских, татаров, бурятов, чеченцев и чукчи.

*Познакомятся с особенностями  национальных костюмов.

* Приобретут умение ладить друг, с другом участвуя в совместных играх, песнях, хороводах.

*Проявят эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения. Приобретут  умение наблюдать  и анализировать с помощью взрослого результаты своего труда, радоваться  результату

На уровне педагогов:

*Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.

*Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей элементарного представления о ценности предмета и его истории.

*Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.

*Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, интереса к миру продуктов.

* На уровне родителей воспитанников:

Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей приобщение к культуре народов России.

На уровне предметно-развивающей среды:

*Создание предметно-пространственной среды для плодотворной работы по данной теме.

Этапы реализации проект: «Национальные костюмы народов России»

Этапы

Цель

Содержание

Формы сотрудничества

1 этап - подготовительный

Проблема

Выбор темы проекта.

Изучение знаний родителей и детей по данной теме;                                                                                                                                            пополнение знаний воспитателя об истории и способах выполнение дымковской игрушки,   планирование работы выбор форм и методов.                                                              

Выявление проблемы, формировка цели, задач. Анкетирование

родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

   Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.

2 этап проектировочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию

предметно- развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме.

Подбор методической литературы, иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми.

Сфотографировать детей во время проекта в разных видах деятельности. Подобрать: художественную литературу по теме проекта. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях.

3 этап практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов.

Продукт педагогического проекта совместно с родителями изготовление Фото-журнала: «Национальные костюмы народов России».

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы

Консультация для

родителей на тему «Значение ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами народов России».

5 этап заключительный

Презентация проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

Итоги и презентация работы Дискуссия.

План мероприятий по реализации проекта:

 «Национальные костюмы народов России»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Презентация: «Национальные костюмы  народов России Русский, Татарский, Бурятский, Чеченский, Чукотский »

Рассматривание: Рассматривание иллюстраций и фотографий «Национальный костюм русский», «Национальный костюм Татарский», «Национальный костюм Бурятский», «Национальный костюм Чеченский», «Национальный костюм Чукотский», 

Познавательные беседы: «Россия - многонациональная страна», «Русский национальный костюм».

Беседы «Знакомство с традициями народа Татарской Республики», «Знакомство с традициями народа Бурятской Республики», «Знакомство с традициями народа Чеченской Республики», «Знакомство с традициями народа Чукотской Республики», «Россия - многонациональная страна».

Д\И: «Одень куклу», «Составь национальный костюм», «Чей костюм?»; «Народы России»;

Социально-коммуникативное развитие

Настольно – печатные игры «Сложи картинку», «Лото».

Сюжетно-ролевая игра «Русская изба»

Речевое развитие

 «Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям». "Сивка Бурка», «Сестра Аленушка и братец Иванушка»

Составление описательного  рассказа по картине: «Иван царевич и серый волк».

Чтение и обсуждение: Детская энциклопедия «Народы России»,  К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

 Г. Тукай «Ребенок и бабочка»,З.Мингазова «Сказки деда Гаты» Чеченские народные сказки».

 Разучивание стихотворения: С. Степанов. «Что мы Родиной зовем»

Отгадывание загадок: костюмов народов России.

Физическое развитие

 Подвижные народные игры: русскую - «Наш платочек голубой», татарскую - «Тюбетейка», Бурятскую- «Иголка, нитка, узелок», Удмуртскую -«Серебряная монетка»

Физкультурный досуг: «Народные игры-радость общения».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: по мотивам Дымковской росписи «Барышня».

Свободное Рисование: «Русский народный сарафан»

Свободная аппликация: «Укрась кокошник».

Лепка: «Девочка в зимней одежде на прогулке»

Раскрашивание карандашами по предложенному образцу: костюмы татарок, чечен, бурят, русских.

Музыкальный досуг: «Мой дом-Россия».

Музыка: Прослушивание произведений: татарского композиторов: А. Ключарев «Родной мой край Татарстан» Прослушивание произведений  «Чукотские и эскимосские песни» Прослушивание произведений  чеченского композитора: «Чечня, звезда моя»

Драматизация сказки: «Сарафан в гостях у Рубахи»

Коррекционная работа

Дидактические игры: «Мой, моя, моё», «Что у кого?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Скажи наоборот», «Назови, какой, какая, какие?».

Работа с родителями

 Анкетирование родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Рекомендации для родителей: Экскурсия выходного дня в  Энтографический музей

Участие родителей в создании продукта проекта: Фото-журнал: «Национальные костюмы народов России ( русский, чеченский, татарский, бурятский и чукотский».

Просмотр развивающих мультфильмов: «Морозко»; «Сестра Аленушка и братец Иванушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные костюмы народов России

В презентации представлены фото материалы национальных кастюмов народов России. Дети в яркой и доступной форме познкомятся с миром народных традиций и костюмов. Материал может использоваться как вспом...

Альбом "Национальные костюмы народов России"

Альбом "Национальные костюмы народов России"...

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...

Педагогический творческий проект «Национальные костюмы народов России»

Педагогический творческий проект «Национальные костюмы народов России»...

Проект "Карусель дружбы. Национальные костюмы народов России"

Россия всегда являлась многонациональным государством. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культ...

Проект Мини-музей “Куклы в национальных костюмах народов России” как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса ккультуре разных народов через знакомство с национальнымикостюмами, традициями разных народов. Создать экспериментальный мини-музей в ...