Конспект досуга по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие» 2023г
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программные задачи:
Образовательные:
1.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2.Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3.Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
4.Повторение и закрепление звука Р.
5.Закрепление правильного звукопроизношения в словах, стихах.
Развивающие:
1.Развитие диалогической речи.
2.Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1.Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма
2.Воспитание культуры речевого общения;
Предварительная работа:
1.Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2.Беседа с детьми на тему: «Космос» (кто был первым космонавтом, космические планеты).
3.Разучивание с детьми стихов.
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос».
5.Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко.
6.Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
Материал: проектор, презентация «День космонавтики», аудиозапись космической музыки, пазл «Планета Фентези», лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба».
Используемая литература:
1.Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2.Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г.ОРЛА
Конспект досуга по развитию речи
в старшей группе
«Космическое путешествие»
Подготовила: воспитатель
Ремизонцева Ю.Н.
г. Орел 2023г.
Программные задачи:
Образовательные:
1.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2.Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3.Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
4.Повторение и закрепление звука Р.
5.Закрепление правильного звукопроизношения в словах, стихах.
Развивающие:
1.Развитие диалогической речи.
2.Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1.Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма
2.Воспитание культуры речевого общения;
Предварительная работа:
1.Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2.Беседа с детьми на тему: «Космос» (кто был первым космонавтом, космические планеты).
3.Разучивание с детьми стихов.
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос».
5.Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко.
6.Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
Материал: проектор, презентация «День космонавтики», аудиозапись космической музыки, пазл «Планета Фентези», лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба».
Используемая литература:
1.Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2.Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
- Дети, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День Космонавтики) Да,12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики.
- А вы знаете, кто первый полетел в космос? (Белка и Стрелка )
Первой полетела в космос собака Лайка. Она провела на борту искусственного спутника несколько суток, но ее не смогли вернуть на Землю. В августе 1960 года в космическое путешествие отправились собаки Белка и Стрелка. На корабле были также мыши, насекомые и семена. После полета животные вернулись на родную планету и чувствовали себя прекрасно. Собаки-космонавты: Звездочка, Чернушка, Стрелка и Белка (фото 1961 г.)
После этого, 12 апреля в космос отправился корабль «Восток» с человеком на борту. Вот почему 12 апреля считается Днем космонавтики. Юрий Гагарин был первым космонавтом и полёт его начался со знаменитой фразы: «Поехали!», он облетел земной шар и успешно совершил посадку.
2. Мотивационно - ориентировочный этап
1. Сюрпризный момент
Появляется инопланетянка.
Инопланетянка: Прием! Прием! Я попала на неизведанную планету, здесь полно живых существ, начинаю обследовать эти неопознанные объекты. (Рассматривает детей). Они шевелятся. У объектов есть устройство обработки (показывает на голову). По бокам две антенны (показывает на уши). Исследую дальше…имеют много отростков (обследует руки, ноги, волосы).
- Дети, кто это к нам пришел? (ответы детей)
Инопланетянка: Объекты выходят на контакт, включаю переводчики. Здравствуйте. Меня зовут Айсун. Я прилетела издалека. Когда мой космический корабль пролетал над вашей планетой, я увидела, какая она красивая, и решила приземлиться, пока я любовалась вашей планетой, мой навигатор потерял направление и я заблудилась. Помогите мне вернуться домой.
- Дети поможем инопланетянке?
- Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? (на ракете)
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? (скафандр).
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем,
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
- Внимание! Внимание!
- Отправляемся в полет!
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
2.Стихотворение «Планеты»
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах. По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)
Рассказ инопланетянки о своей планете.
В этой солнечной системе и моя планета, но она ни такая как все- необычная, в виде старинного города. Я могу вам ее показать, но для этого необходимо посетить все планеты солнечной системы и на каждой планете выполнить задания, мы выполним правильно все задания и соберем фрагменты изображения моей планеты.
- Первая планета Меркурий (показываю изображение планеты).
- А есть звук «Р» в слове МЕРКУРИЙ?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
- Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты
На каждой планете дети выполняют задания, получив часть изображения планеты инопланетянина.
3.Задание: «Доскажи словечко».
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
(Гагарин)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
( Луна)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
(Ракете)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
- Вторая планета, на которую мы прилетели, называется Венера (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его (дети произносят слово Венера и находят звук «р»)
4. Задание: «Скажи наоборот»
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
Далеко – …близко Высоко -… низко
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание и нашли ещё один фрагмент изображения планеты. А нам пора отправляться дальше.
(Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку).
- Мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
(дети произносят слово МАРС и находят звук «р»)
5.Физминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)
Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку.
- Мы приближаемся к планете Юпитер. Давайте произнесем ее название и запомним его (дети произносят слово ЮПИТЕР и находят звук «р»)
6.Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.
- Мы приближаемся к планете Сатурн (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
(дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»).
7.Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты, ссозвездие-… созвездия.
8.Задание: «Посчитайка».
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1звезда, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
9.Дети рассказывают стихотворения
- Сейчас нам дети расскажут стихотворения
1. Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин-
Простой Российский парень!
2.«Юрий Гагарин» Владимир Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
3. « Звезды» Людмила Громова
В небе чёрном, бархатистом
Звёзды яркие блестят.
Ночь мерцаньем серебристым
Украшает свой наряд.
Свет таинственный, далёкий,
Призывая и маня,
К устремлениям высоким
В небеса зовёт меня.
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.
- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы
– это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть, нужно выполнить еще задания и найти оставшиеся фрагменты изображения планеты инопланетянина.
- Мы прилетели на планету Нептун.
10.Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- А мы отправляемся на последнюю планету, которая называется Плутон
11. Задание: Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы говорите «летает», а что не летает –вы говорите «не летает». Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
Мы собрали все фрагменты изображения твой планеты.
12. Задание: «Собирают пазл»
Инопланетянин: Спасибо вам, дети, за приятное путешествие. Вы настоящие друзья. С вами весело, но мне пора домой на мою планету. Обязательно расскажу о вас моим друзьям какие вы умные, дружные. До свидания!
- А нам пора возвращаться домой. Послушайте внимательно загадку и отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
- Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем. Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!(Земля)
- Мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
13. Игра-викторина «Угадай-ка».
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль, ракета).
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (собака Лайка, собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (солнце).
- Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Юрий Гагарин»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов)
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Дети, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3 ноября 1957 года первый полет в космос совершила собака Лайка, которой было уже не суждено вернуться на Землю… Она погибла уже на 5–7 часу полета от перегрева летательного аппарата
Белка и Стрелка - это советские собаки-космонавты, совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5» - 19 августа 1960 года Основной целью полёта было исследование влияния на организм факторов космического полёта. Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю
12 апреля 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Гагарин Юрий Алексеевич
Солнечная система
МЕРКУРИЙ
ВЕНЕРА
Марс
Космос. Один, два, три, четыре, пять(Ходьба на месте) В космос мы летим опять(Соединить руки над головой) Отрываясь от земли(подпрыгнуть) Долетаю до луны(руки в стороны, покружиться) На орбите повисим( покачать руками вперед-назад) И опять домой спешим( Ходьба)
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Плутон
Земля
Луна спутник планеты Земля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "В стране Мультфильмия"
Формирование представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях, профессиях людей, которые участвуют в их создании. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Спос...
Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "История мультипликации"
В рамках объявленного в 2016 году "Года кино" в России предлагаю конспект досуга для детей старшей группы "История мультипликации". И дети и взрослые любят мультфильмы, а как они появились и когда зна...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...
Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему: «Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа».
Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему: «Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа»....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Космическое путешествие»
Цель: Формировать у дошкольников первичные представления о Вселенной, звездах, космосе.Программные задачи:- формировать интерес к изучению космоса;- расширить знания детей о профессии к...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»...