Конспект досуга по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие» 2023г
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Программные задачи:

 Образовательные:

1.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

2.Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;

3.Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

4.Повторение и закрепление звука Р.

5.Закрепление правильного звукопроизношения в словах, стихах.

Развивающие:

1.Развитие диалогической речи.

2.Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

1.Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма

2.Воспитание культуры речевого общения;

 

Предварительная работа:

1.Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;

2.Беседа с детьми на тему: «Космос» (кто был первым космонавтом, космические планеты).

3.Разучивание с детьми стихов.

4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на  тему «космос».

5.Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко.

6.Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

 

Материал: проектор, презентация «День космонавтики», аудиозапись космической музыки,  пазл «Планета Фентези», лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба».

 

Используемая литература:

1.Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

2.Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г.ОРЛА

Конспект досуга по развитию речи

в старшей группе

«Космическое путешествие»

Picture background

 

               

                                                                             Подготовила: воспитатель

 Ремизонцева Ю.Н.

 

г. Орел 2023г.

Программные задачи:

 Образовательные:

1.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

2.Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;

3.Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

4.Повторение и закрепление звука Р.

5.Закрепление правильного звукопроизношения в словах, стихах.

Развивающие:

1.Развитие диалогической речи.

2.Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

1.Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма

2.Воспитание культуры речевого общения;

Предварительная работа:

1.Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;

2.Беседа с детьми на тему: «Космос» (кто был первым космонавтом, космические планеты).

3.Разучивание с детьми стихов.

4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на  тему «космос».

5.Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко.

6.Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

Материал: проектор, презентация «День космонавтики», аудиозапись космической музыки,  пазл «Планета Фентези», лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба».

Используемая литература:

1.Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

2.Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

- Дети, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День Космонавтики) Да,12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики.

- А вы знаете, кто первый полетел  в космос? (Белка и Стрелка )

 Первой полетела в космос собака Лайка. Она провела на борту искусственного спутника несколько суток, но ее не смогли вернуть на Землю. В августе 1960 года в космическое путешествие отправились собаки Белка и Стрелка. На корабле были также мыши, насекомые и семена. После полета животные вернулись на родную планету и чувствовали себя прекрасно. Собаки-космонавты: Звездочка, Чернушка, Стрелка и Белка (фото 1961 г.)

После этого, 12 апреля в космос отправился корабль «Восток» с человеком на борту. Вот почему 12 апреля считается Днем космонавтики. Юрий Гагарин был первым космонавтом и полёт его начался со знаменитой фразы: «Поехали!», он облетел земной шар и успешно совершил посадку.

2. Мотивационно - ориентировочный этап

1. Сюрпризный момент

Появляется инопланетянка.

Инопланетянка: Прием! Прием! Я попала на неизведанную планету, здесь полно живых существ, начинаю обследовать эти неопознанные объекты. (Рассматривает детей). Они шевелятся. У объектов есть устройство обработки (показывает на голову). По бокам две антенны (показывает на уши). Исследую дальше…имеют много отростков (обследует руки, ноги, волосы).

- Дети, кто это к нам пришел? (ответы детей)

Инопланетянка: Объекты выходят на контакт, включаю переводчики. Здравствуйте. Меня зовут Айсун. Я прилетела издалека. Когда мой космический корабль пролетал над вашей планетой, я увидела, какая она красивая, и решила приземлиться, пока я любовалась вашей планетой, мой навигатор потерял направление и я заблудилась. Помогите мне вернуться домой.

- Дети поможем инопланетянке?

- Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие!

-        А на чем мы полетим в космос? (на ракете)

-        Какой первый звук в слове РАКЕТА?

-        А что мы с вами обязательно наденем? (скафандр).

-        А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?

-        Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?

Мы скафандр надеваем,

Чтобы в космос полететь

                                             Много нового узнаем

Нужно только захотеть!

-        Наш экипаж к полету готов

-        Внимание! Внимание!

-        Отправляемся в полет!

-        Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

-        Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.

2.Стихотворение «Планеты»

-        Послушайте внимательно стихотворение о планетах. По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

 Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)

Рассказ инопланетянки о своей планете.

В этой солнечной системе и моя планета, но она ни такая как все- необычная, в виде старинного города. Я могу вам ее показать, но для этого необходимо посетить все планеты солнечной системы и на каждой планете выполнить задания, мы выполним правильно все задания и соберем фрагменты изображения моей планеты.

-        Первая планета Меркурий (показываю изображение планеты).

-        А есть звук «Р» в слове МЕРКУРИЙ?

-        Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?

-        Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты

На каждой планете дети выполняют задания, получив часть изображения планеты инопланетянина.

3.Задание: «Доскажи словечко».

Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт …

(Гагарин)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам …

( Луна)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на…

(Ракете)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

- Вторая планета, на которую мы прилетели, называется Венера (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его (дети произносят слово Венера и находят звук «р»)

4. Задание: «Скажи наоборот»

День -…ночь

Ярко — …темно

Солнце -…луна

Улетать — …прилетать

Прилуниться - …приземлиться

Далеко – …близко Высоко -… низко

-        Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание и нашли ещё один фрагмент изображения планеты. А нам пора отправляться дальше.

(Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку).

- Мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.

(дети произносят слово МАРС и находят звук «р»)

5.Физминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте)

Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.

Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку.

-        Мы приближаемся к планете Юпитер. Давайте произнесем ее название и запомним его (дети произносят слово ЮПИТЕР и находят звук «р»)        

6.Задание: «Составь предложение, используя картинку».

Например: «ракета» - Ракета летит в космос.

«луна» - В небе светит луна.

«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.

-        Ребята, нам пора нам отправляться дальше!

Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.

- Мы приближаемся к планете Сатурн (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.

(дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»).

7.Задание: «Образуй множественное число».

Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы;

планета-…планеты;

космонавт-…космонавты, ссозвездие-… созвездия.

8.Задание: «Посчитайка».

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...

1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...

1звезда, 2..., 3..., 4..., 5...

1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.

-        Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.

9.Дети рассказывают стихотворения

- Сейчас нам дети расскажут стихотворения

1. Летит, летит ракета

  Вокруг земного света,

 А в ней сидит Гагарин-                                

 Простой Российский парень!

2.«Юрий Гагарин» Владимир Степанов

В космической ракете

С названием «Восток»

 Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

 3. « Звезды» Людмила Громова

 В небе чёрном, бархатистом

Звёзды яркие блестят.

Ночь мерцаньем серебристым

Украшает свой наряд.

Свет таинственный, далёкий,

Призывая и маня,

К устремлениям высоким

В небеса зовёт меня.

Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.

-        Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы

это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть, нужно выполнить еще задания и найти оставшиеся фрагменты изображения планеты инопланетянина.

- Мы прилетели на планету Нептун.

10.Задание: «Назови ласково».

Например: звезда -…звездочка;

облако-…облачко;

солнце -…солнышко;

небо -…небушко;

самолет -…самолетик;

вертолет -…вертолетик

-        Молодцы ребята, с заданием справились.

-        А мы отправляемся на последнюю планету, которая называется Плутон

11. Задание: Игра «Летает – не летает»

Если я называю слово, что летает - вы говорите «летает», а что не летает –вы говорите «не летает». Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

-        Самолет летает? … Летает.

-        Луноход летает? … Не летает

-        Космонавт летает? … Летает.

-        Спутник летает? … Летает.

-        Звезда летает? … Не летает.

-        Вертолет летает? … Летает.

-        Ракета летает? … Летает.

Мы собрали все фрагменты изображения твой планеты.

12. Задание: «Собирают пазл»

Инопланетянин: Спасибо вам, дети, за приятное путешествие. Вы настоящие друзья. С вами весело, но мне пора домой на мою планету. Обязательно расскажу о вас моим друзьям какие вы умные, дружные. До свидания!

-        А нам пора возвращаться домой. Послушайте внимательно загадку и отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?

-                     Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем. Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!(Земля)

-  Мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

-        Ребята у планеты Земля есть свой спутник.

-        Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.

Только лучше звезд видна

В небе полная … (луна).

13. Игра-викторина «Угадай-ка».

-        Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).

-        Человек, который летает в космос (космонавт).

-        Как называется, летательный аппарат, в  котором летят в космос? (космический корабль, ракета).

-        Кто        был        первым        космонавтом,        полетевшим        в        космос?        (Юрий Гагарин).

-        Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)

-        Кто еще побывал в космосе кроме людей? (собака Лайка, собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).

-        Самая большая и горячая звезда во вселенной (солнце).

-        Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)

-        Ребята,        послушайте        стихотворение,        которое        называется        «Юрий Гагарин»

Летит в космической дали

Стальной корабль

 Вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

 Всё видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть и нас с тобой!

(автор стихотворения - В.Орлов)

3. Рефлексивно-оценочный этап.

- Дети, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День космонавтики – 12 апреля Презентация для дошкольников старшей группы Подготовила :воспитатель Ремизонцева Ю.Н.

Слайд 2

3 ноября 1957 года первый полет в космос совершила собака Лайка, которой было уже не суждено вернуться на Землю… Она погибла уже на 5–7 часу полета от перегрева летательного аппарата

Слайд 3

Белка и Стрелка - это советские собаки-космонавты, совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5» - 19 августа 1960 года Основной целью полёта было исследование влияния на организм факторов космического полёта. Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю

Слайд 4

12 апреля 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Гагарин Юрий Алексеевич

Слайд 7

Солнечная система

Слайд 8

МЕРКУРИЙ

Слайд 9

ВЕНЕРА

Слайд 10

Марс

Слайд 11

Космос. Один, два, три, четыре, пять(Ходьба на месте) В космос мы летим опять(Соединить руки над головой) Отрываясь от земли(подпрыгнуть) Долетаю до луны(руки в стороны, покружиться) На орбите повисим( покачать руками вперед-назад) И опять домой спешим( Ходьба)

Слайд 12

Юпитер

Слайд 17

Сатурн

Слайд 18

Уран

Слайд 22

Нептун

Слайд 23

Плутон

Слайд 25

Земля

Слайд 26

Луна спутник планеты Земля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "В стране Мультфильмия"

Формирование представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях, профессиях людей, которые участвуют в их создании. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Спос...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "История мультипликации"

В рамках объявленного в 2016 году "Года кино" в России предлагаю конспект досуга для детей старшей группы "История мультипликации". И дети и взрослые любят мультфильмы, а как они появились и когда зна...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему: «Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа».

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему: «Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа»....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Космическое путешествие»

Цель: Формировать у дошкольников первичные представления о Вселенной, звездах, космосе.Программные задачи:- формировать интерес к изучению космоса;- расширить знания детей о профессии к...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»...