Семья и семейные ценности в воспитании дошкольников
проект (средняя группа)
Цель: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.
И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его социализации. Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая и др., рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностей, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных норм и эталонов, правил поведения и т.д.
Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.
Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.
Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает от близких ему людей.
Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится проблема сохранения семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором основывается вся наша жизнь – это и есть семейные ценности. По этим принципам мы судим, что правильно, а что нет.
Основываясь этими принципами, в нашей группе, прошел краткосрочный проект на тему «Моя семья».
Тип проекта: информационно-познавательный
Продолжительность проекта: (краткосрочный) октябрь-ноябрь 2024г.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому, расширит его представления о мире, разовьет фантазию и научит общаться с людьми.
Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи проекта:
Образовательные: Совершенствовать качество взаимодействия детского сада, детей и родителей воспитанников. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
Развивающие: Развивать коммуникативные навыки детей. Творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Воспитывать патриотические чувства ребенка.
Предполагаемый результат:
В совместной работе у детей будут развиваться коммуникативные, познавательные способности. Будут разучены и освоены новые сюжетно- ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения.
Детьми будут получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека.
Совместная творческая деятельность способствует укреплению детско - родительских отношений.
Активизирование словарного запаса детей по теме проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей «Чего вы ждете от детского сада?»;
- Определение цели и задач проекта;
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной этап работы:
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
- Выставка детских рисунков «Моя семья»
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
Заключительный этап:
Создание альбома совместно с родителями «Традиции нашей семьи».
Развивающая среда:
- Дидактические и настольно-печатные игры;
- Наглядно-дидактические пособия;
- Раздаточный материал;
- Трафареты для свободного рисования;
- Специальная методическая литература.
Приложения:
- ООД по познавательному развитию в средней группе «Моя семья».
- ООД по речевому развитию «Моя семья».
- Этическая беседа «Моя мама».
- Беседа «Традиции нашей семьи».
- Картотека физкультминуток по теме проекта.
- Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
- Картотека дидактических игр.
- Стихотворения и загадки о семье.
- Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка».
Используемая литература:
- Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2021-96с. (Детям о самом важном).
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016-80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"
Семья - первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни....
Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в...
«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».
laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающегомира – от этого в решающей степени зависит,каким человеком стан...
«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играе...
Статья " Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"
В данной статье рассмотрена роль и важность семьи и семейного воспитания.Ключевые слова: семья, воспитание, дошкольная организация. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встре...
«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника»
laquo;Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающегомира...
Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника
laquo;Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающегомира...