Семья и семейные ценности в воспитании дошкольников
проект (средняя группа)

Цель: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект21 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».

 «От того, как прошло детство, кто

 вёл ребёнка за руку в детские годы, что

 вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

 /В.А. Сухомлинский/

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является.  Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.

И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его социализации. Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая и др., рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностей, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных норм и эталонов, правил поведения и т.д.

Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.

Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.

Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает от близких ему людей.

Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится проблема сохранения семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором основывается вся наша жизнь – это и есть семейные ценности. По этим принципам мы судим, что правильно, а что нет.

Основываясь этими принципами, в нашей группе, прошел краткосрочный проект на тему «Моя семья».

Тип проекта: информационно-познавательный

Продолжительность проекта: (краткосрочный) октябрь-ноябрь 2024г.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность темы.

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому, расширит его представления о мире, разовьет фантазию и научит общаться с людьми.

Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи проекта:

Образовательные: Совершенствовать качество взаимодействия детского сада, детей и родителей воспитанников. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки детей. Творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Воспитывать патриотические чувства ребенка.

Предполагаемый результат:

В совместной работе у детей будут развиваться коммуникативные, познавательные способности. Будут разучены и освоены новые сюжетно- ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения.

Детьми будут получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека.

Совместная творческая деятельность способствует укреплению детско - родительских отношений.

Активизирование словарного запаса детей по теме проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей «Чего вы ждете от детского сада?»;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

Основной этап работы:

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

Заключительный этап:

  • Создание альбома совместно с родителями «Традиции нашей семьи».

Развивающая среда:

  1. Дидактические и настольно-печатные игры;
  2. Наглядно-дидактические пособия;
  3. Раздаточный материал;
  4. Трафареты для свободного рисования;
  5. Специальная методическая литература.

Приложения:

  1. ООД по познавательному развитию в средней группе «Моя семья».
  2. ООД по речевому развитию «Моя семья».
  3. Этическая беседа «Моя мама».
  4. Беседа «Традиции нашей семьи».
  5. Картотека физкультминуток по теме проекта.
  6. Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
  7. Картотека дидактических игр.
  8. Стихотворения и загадки о семье.
  9. Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка».

Используемая литература:

  • Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2021-96с. (Детям о самом важном).
  • Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"

Семья - первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни....

Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в...

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающегомира – от этого в решающей степени зависит,каким человеком стан...

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является.  Центральное место  в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играе...

Статья " Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"

В данной статье рассмотрена роль и важность семьи и семейного воспитания.Ключевые слова: семья, воспитание, дошкольная организация. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встре...

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника»

laquo;Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающегомира...

Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника

laquo;Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающегомира...