кОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль семьи в ранней профориентации детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

 Профориентация дошкольников – это ознакомление дошкольников с трудом взрослых и с окружающим миром через сказки, общение взрослыми и средства массовой информации.Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsultatsiya_dlya_rpoditeley.docx16.43 КБ
Файл kontsultatsiya_dlya_rpoditeley.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Роль семьи в ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация дошкольников – это ознакомление дошкольников с трудом взрослых и с окружающим миром через сказки, общение взрослыми и средства массовой информации.Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Как родители могут рассказать детям о профессиях.

В первую очередь, детям необходимо рассказать о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть Вашего труда, его важность для других людей. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с Вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Покажите грамоты и награды, которые Вы получили.

После того, как Вы рассказали ребенку о своей профессии и о профессиях своих коллег, уточните, что в мире существует множество других. Каждый человек выбирает себе ту, которая ему больше всего нравится. Во время совместных прогулок обратите внимание дошкольника на представителей различных профессий, которых увидите на улице (водитель, дворник, строитель, полицейский). Если Вы зашли в магазин, то в двух словах можно рассказать о профессии продавца, грузчика, кассира. После такой познавательной прогулки можно побеседовать с ребенком об увиденном, спросить, на что он обратил внимание, когда Вы рассказывали ему, например, о работе полицейского.

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает то, из чего они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.

Можно провести дома фотовыставку профессий: попросите своих родственников и знакомых сфотографироваться на своих рабочих местах. Фотографии можно распечатать или просмотреть на компьютере. Как вариант: можно просто скачать из интернета изображения людей различных профессий.

Рассказывая ребенку о профессиях, не стоит давать негативную оценку тому или иному виду труда, вызывая у ребенка неприятие. Чем больше ребенок будет знать о каждой специальности, тем объективнее сможет сам оценить ее плюсы и минусы.

Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) подойдут наблюдения за трудом продавца (парикмахера, водителя и др.), формирующие первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и взрослых, отражающие простейшие трудовые операции. Следует обратить внимание детей, что труд взрослых направлен на заботу о людях. При чтении детской художественной литературы советуем отмечать положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.

С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) полезными будут наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и энциклопедий), беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки. Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы. Практика показала, что дети не знают где и кем работают родители. На вопрос «Где работает твой папа», некоторые дети отвечают «На работе». Дети не знают, какие предприятия находятся в городе, какую продукцию выпускают. Это говорит о том, что родители мало говорят о своих профессиях.

Читая произведения и показывая иллюстрации, можно доступно объяснить ребенку про профессии.Также пополнить свои знания о профессиях ребенок может, посмотрев познавательные мультфильмы, обучающие видеоролики, интервью с разными специалистами, репортажи с их места работы.

После того, как ребенок получит представление о нескольких профессиях, можно закрепить полученные знания в различных играх. Такие игры способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Игры могут быть сюжетными («Доктор», «Повар», «Продавец», «Парикмахер» и др.), настольными (лото «Профессии», «Кому что нужно для работы» и др.), речевыми, которые помогают расширить словарный запас, отработать правильное употребление слов («Доскажи словечко», «Угадай профессию по описанию», «Что сначала, что потом», «Кто больше знает профессий» и др.).

Закрепить представление о профессиях с ребенком можно с помощью рисунков и раскрасок, аппликации и лепки. Это помогает дошкольнику не только закрепить необходимые знания, но и тренирует мелкую моторику.

Также вместе с ребенком можно сделать книгу о профессиях (например, из фотоальбома или папки с файлами). Такая книга может включать как теоретическую, так и игровую часть: описание, «профессиональный словарик», фотографии или картинки, стихи, загадки, пословицы по теме. По мере изучения темы книгу можно дорабатывать вместе с ребенком. Для детей такая совместная работа всегда полезна.

Помочь ребенку сделать правильный выбор в профессии – непростая задача для родителей. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии. Чем больше представлений ребенок получит о разных профессиях в дошкольном возрасте, тем меньше проблем с профессиональным выбором возникнет, когда он будет старшим школьником.

Семья и детский сад –два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.



Предварительный просмотр:

Консультация: «Роль семьи в ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация дошкольников – это ознакомление дошкольников с трудом взрослых и с окружающим миром через сказки, общение взрослыми и средства массовой информации.Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Как родители могут рассказать детям о профессиях.

В первую очередь, детям необходимо рассказать о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть Вашего труда, его важность для других людей. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с Вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Покажите грамоты и награды, которые Вы получили.

После того, как Вы рассказали ребенку о своей профессии и о профессиях своих коллег, уточните, что в мире существует множество других. Каждый человек выбирает себе ту, которая ему больше всего нравится. Во время совместных прогулок обратите внимание дошкольника на представителей различных профессий, которых увидите на улице (водитель, дворник, строитель, полицейский). Если Вы зашли в магазин, то в двух словах можно рассказать о профессии продавца, грузчика, кассира. После такой познавательной прогулки можно побеседовать с ребенком об увиденном, спросить, на что он обратил внимание, когда Вы рассказывали ему, например, о работе полицейского.

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает то, из чего они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.

Можно провести дома фотовыставку профессий: попросите своих родственников и знакомых сфотографироваться на своих рабочих местах. Фотографии можно распечатать или просмотреть на компьютере. Как вариант: можно просто скачать из интернета изображения людей различных профессий.

Рассказывая ребенку о профессиях, не стоит давать негативную оценку тому или иному виду труда, вызывая у ребенка неприятие. Чем больше ребенок будет знать о каждой специальности, тем объективнее сможет сам оценить ее плюсы и минусы.

Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) подойдут наблюдения за трудом продавца (парикмахера, водителя и др.), формирующие первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и взрослых, отражающие простейшие трудовые операции. Следует обратить внимание детей, что труд взрослых направлен на заботу о людях. При чтении детской художественной литературы советуем отмечать положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.

С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) полезными будут наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и энциклопедий), беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки. Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы. Практика показала, что дети не знают где и кем работают родители. На вопрос «Где работает твой папа», некоторые дети отвечают «На работе». Дети не знают, какие предприятия находятся в городе, какую продукцию выпускают. Это говорит о том, что родители мало говорят о своих профессиях.

Читая произведения и показывая иллюстрации, можно доступно объяснить ребенку про профессии.Также пополнить свои знания о профессиях ребенок может, посмотрев познавательные мультфильмы, обучающие видеоролики, интервью с разными специалистами, репортажи с их места работы.

После того, как ребенок получит представление о нескольких профессиях, можно закрепить полученные знания в различных играх. Такие игры способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Игры могут быть сюжетными («Доктор», «Повар», «Продавец», «Парикмахер» и др.), настольными (лото «Профессии», «Кому что нужно для работы» и др.), речевыми, которые помогают расширить словарный запас, отработать правильное употребление слов («Доскажи словечко», «Угадай профессию по описанию», «Что сначала, что потом», «Кто больше знает профессий» и др.).

Закрепить представление о профессиях с ребенком можно с помощью рисунков и раскрасок, аппликации и лепки. Это помогает дошкольнику не только закрепить необходимые знания, но и тренирует мелкую моторику.

Также вместе с ребенком можно сделать книгу о профессиях (например, из фотоальбома или папки с файлами). Такая книга может включать как теоретическую, так и игровую часть: описание, «профессиональный словарик», фотографии или картинки, стихи, загадки, пословицы по теме. По мере изучения темы книгу можно дорабатывать вместе с ребенком. Для детей такая совместная работа всегда полезна.

Помочь ребенку сделать правильный выбор в профессии – непростая задача для родителей. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии. Чем больше представлений ребенок получит о разных профессиях в дошкольном возрасте, тем меньше проблем с профессиональным выбором возникнет, когда он будет старшим школьником.

Семья и детский сад –два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

«Роль семьи в развитии речи ребенка»Физическое и психическое вос­питание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки при­обретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка...

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»...

Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Тол...

Роль родителей в ранней профориентации детей дошкольного возраста

Роль родителей в ранней профориентации детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей интерес к различным профессиям....

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»...