Методы и приемы обучения бурятскому языку
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Молохоева ( Ринчинова) Димчигма Дабасамбуевна

Основной целью обучения бурятскому языку  по УМК "Амар мэндэ"-э!" а так же других методов, является формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне. В процессе коммуникативно направленного процесса обучения ребенок должен научиться:

- понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;

- осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально- культурными особенностями бурят. 

     Приоритетными воспитательно-развивающими и образовательными целями являются:

- формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;

- воспитание потребности в использовании бурятского языка для решения задач общения,для осуществления конкретных дел,актуальных для детей этого возраста;

- развитие у учащихся интеллектуальных, познавательных способностей,: мышдения, внимания,восприятия, памяти, воображения; - расширение общеобразовательного кругозора детей.

Учебник разработан на основе принципов коммуникативности, наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого языка : обучающегося и принципа диалога культур.

Основными видами речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте являются аудирование и говорение.

Для обучения бурятскому языку использую в своей работе разные педагогические технологии: Интерактивные ( игровые технологии,здоровьеоберегающие технологии.

Игровая технология, технология проектного обучения, информационные технологии, арт терапия, ( музыка терапия, сказкотерапия), нейросеть ) .

По выявлению знаний, умений, навыков и развитию способностей учащихся применяю следующие подходы:

- создание и обогащение предметно-пространственной среды в группах - центры народных традиций;

- игры( театрализованные, интеллектуальные, дидактические, спортивные), совместная , индивидуальная,деятельность с детьми, проектная деятельность , мониторинг, анализ,продуктов детской деятельности;

Методы обучения бурятскому языку дошкольников  включают методы организации ознакомления( показ , обьяснение), организации тренировки, и организации применения. :

1. Игровые дидактические игры.

2. Наглядные наблюдения.демонстрация наглядных пособий, дидактических картин, Изображений на ИТ .

3. Беседы, рассказы, чтение художественной литературы и тд.

4. Исследовательская познавательная деятельность..

5. Проблемные: вопросы,,ситуации.

  Так же  одним из основных  методов и приемов  обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Игры по виду деятельности- двигательные, интеллектуальные, подвижные,тренировочные,развивающие.диагностические. По характеру педагогического процесса - обучающие. По характеру игровой методики : игры с правилами. По содержанию: музыкальные,логические. По оборудованию: настольные. компьютерные. интерактивные, сюжетно-ролевые, творческие. По созданию игровых ситуаций: игротерапия,сказкотерапия, артикулляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Мнемотехника, речевые ситуации, виртуальные экскурсии, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

Реализация этих методов осуществляется посредством упражнений и заданий, которые являются СРЕДСТВОм обучения.

Первой ступенью овладения материалом УМК является восприятие, осмысление,и запоминание информации( рецепция).Она реализуется при помощи задания ШАГНАГтЫ. Следующая ступеньформирования коммуникативной компетенции _ тренировка.С помощьюзадания -ДАБТАГТЫ. Высшей ступенью деятельности является твоорчество.Формой ее реализации являются задания на воспроизведящую и творческую деятельность.ХЭЛЭГТЫ или НААДАГТЫ.

Общая структура урока: 

1 этап . Задание 1 . Шагнагты.

2 этап. Задание 2 .Дабтагты.

3 этап. Задание 3.  Хэлэгты или Наадагты. После этапа тренировки следует воспроизведения.Учащиеся должны по возможности сами воспроизвести речевой материал.

В конце каждого блока предусмотрен урок повторение пройденного материала. Этот урок нацелен исключительно на речетворчество. В рамках этого воспитанники должны сами составлять и воспроизвести либо монологическое , либо диалогическое высказывание ( в зависимости от заданной ситуации и темы. 

- Коммуникативный метод. Способствует формированию и развитию элементарных навыков и умений устного общения на родном языке, способности к общению на межкультурном уровне. 

-Наглядный метод.  Предполагает визуальное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, использование наглядно-демонстрационных средств обучения с целью оптимизации образовательного процесса, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности. 

-Проектный метод.  Способствует реализации межпредметных связей, достижению метапредметных результатов в процессе обучения, расширению спектра познавательных возможностей и интересов детей этнокультурологической и языковой направленности. 

Формы обучения: индивидуальная. коллективная, групповая, подгрупповая, парная. 

 Формы организации занятий по бурятскому языку с дошкольниками:

-игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения; Логоритмические игры.Пальчиковые игры.

-создание игровых, сюрпризных и проблемных ситуаций;

-использование мнемотаблиц и стикеров;

-музыкальное сопровождение занятий; 

 -использование ТСО, ИКТ; 

-дидактические игры по формированию языковых навыков; 

-выполнение творческих заданий; 

-физкультурные минутки с применением бурятских рифмовок по текущей теме; 

-открытые занятия; 

-развлечения;

-праздники; 

-презентации; 

 

При обучении  бурятскому языку и разработке программы "Оюун тулхюур" ( программа МаДОУ № 86 ЦРР  " Оюна"- детский сад)  были определены следующие подходы:

  1. Личностно- ориентированный подход. Который предусматривает создание условий для развития личности на основе изучения способностей и интересов ребенка.
  2.  Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в образовательном процессе .
  3. Системный подход, где обьект рассматривается , как множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.
  4.  Коммуникативно- игровой подход к формированию фонетических навыков у воспитанников в сочетании развитием речевых умений.

 

Контроль качества усвоения языкового и речевого материала:

 - текущий и итоговый  контроль в игровой форме;

 

Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия : выставки творческих работ , проведение тестовых наглядных заданий , проведение праздников , конкурсов , посвященных ко Дню Месячника , бурятского языка , ко Дню матери к Сагаалгану, ко Дню 8 марта;

Проведение открытых занятий , развлечений, утренников с воспитанниками   для педагогов  и родителей.

 

Система оценивания образовательных достижений: Наличие карт наблюдений на речевое развитие ребенка по бурятскому языку, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Структура системы оценки:Показатели уровня эффективнрсти" Речевое развитие" по изученным темам.

2. подбор методов и материалов .

3. проведение и соотнесение данных наблюдений с показателямиуровней,фиксирование результатов,

4. анализ результатов.

5.определение индивидуального профиля эффективности педагогческих воздействий для каждого ребенка.

По итогам мониторинга наблюдается хороший уровень усвоения материалов при 2 часовом занятии  в неделю. Значительно отмечается понижение усвояемости при  занятии на 1 час в неделю . 

  Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательной программы по бурятскому языку по итогам мониторингов , проводимых в ДОУ. см.в  приложении. 

 Прмечание: Конспекты занятий " Шэдитэ тоонууд". " Тоонууд. 12 жэл" для старших и подготовительных групп  находятся в разделе " Речевое развитие" 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы обучения бурятскому языку дошкольников:

Методом и приемом обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

- Коммуникативный метод. Способствует формированию и развитию элементарных навыков и умений устного общения на родном языке, способности к общению на межкультурном уровне.

-Наглядный метод. Предполагает визуальное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, использование наглядно-демонстрационных средств обучения с целью оптимизации образовательного процесса, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности.

-Проектный метод. Способствует реализации межпредметных связей, достижению метапредметных результатов в процессе обучения, расширению спектра познавательных возможностей и интересов детей этнокультурологической и языковой направленности.

Формы обучения: индивидуальная. коллективная, групповая, подгрупповая, парная.

Формы организации занятий по бурятскому языку с дошкольниками:

-игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения;

-создание игровых, сюрпризных и проблемных ситуаций;

-использование мнемотаблиц и стикеров;

-музыкальное сопровождение занятий;

-использование ТСО, ИКТ;

-дидактические игры по формированию языковых навыков;

-выполнение творческих заданий;

-физкультурные минутки с применением бурятских рифмовок по текущей теме;

-открытые занятия;

-развлечения;

-праздники;

-презентации;

При обучении бурятскому языку и разработке программы были определены следующие подходы:

  1. Личностно- ориентированный подход. Который предусматривает создание условий для развития личности на основе изучения способностей и интересов ребенка.
  2. Деятельностный подход , связанный с организацией целенаправленной деятельности в образовательном процессе .
  3. Системный подход , где обьект рассматривается , как множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.
  4. Коммуникативно- игровой подход к формированию фонетических навыков у воспитанников в сочетании развитием речевых умений.

Контроль качества усвоения языкового и речевого материала:

- текущий и итоговый контроль в игровой форме;

Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: выставки творческих работ, проведение тестовых наглядных заданий, проведение праздников, конкурсов, посвященных ко Дню Месячника, бурятского языка, ко Дню матери к Сагаалгану, ко Дню 8 марта;

Проведение открытых занятий , развлечений, утренников с воспитанниками для педагогов и родителей.



Предварительный просмотр:

Наглядным методом обучения бурятскому языку является показ и демонстрация картинок, различных изображений, предметов, различных схем, таблиц, мемотаблиц  Структура занятий по обучению бурятскому языку по усвоению нового материала состоит из  нескольких этапов: 1. Презентация материала, то есть иллюстрация лексической единицы или речевого образца. Ученики рассматривают картину, слушают аудиоприложение. Выполняется задание 1-Шагнагты. (Послушайте).

2. Тренировка на базе картинки, звуковой опоры под непосредственным контролем учитея. Учащиеся выполняют задание 2 -Дабтагты.(Повторите).

3. Воспроизведение. Учащиеся должны по возможности сами воспроизвести речевой материал. Выполняется задание 3- Хэлэгты. Говорите. (Проговаривание).

После каждого постановочного задания следует занятие по отработке пройденного материала, нацеленное на речетворчество.  В рамках  занятия   учащиеся сами составляют и воспроизводят либо монологические, либо диалогические высказывания( в зависимости от данной ситуации и темы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

Семенар - практикум: Эфективные методы и приемы обучения двум государственным языкам

Использование нестандартных методических приеиов способствует развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка....

Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»

Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом....

Методы и приемы обучения бурятскому языку

laquo;Метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя. Организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающих содержание образования и, тем самым...

Методы и приемы обучения детей бурятскому языку.

Методы и приемы обучения детей бурятскому языку.Наиболее эффективным на   раннем   этапе   обучения   детей  бурятскому языку является естественный путь создания образа языка ...

Методы и приемы обучения детей иностранному языку

Изучение иностранного языка – это часть общего гуманитарного развития личности. Обучение иностранному языку способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, овладению умением работать как ...

«Методы и приемы обучения башкирскому языку»

Методы и приемы воспитания у воспитанников чувство уважения к традициям, языку, истории башкирского народа, обладающих высокой нравственностью, эстетической культурой....