Главные вкладки
Методы и приемы обучения бурятскому языку
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Основной целью обучения бурятскому языку по УМК "Амар мэндэ"-э!" а так же других методов, является формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне. В процессе коммуникативно направленного процесса обучения ребенок должен научиться:
- понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;
- осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально- культурными особенностями бурят.
Приоритетными воспитательно-развивающими и образовательными целями являются:
- формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;
- воспитание потребности в использовании бурятского языка для решения задач общения,для осуществления конкретных дел,актуальных для детей этого возраста;
- развитие у учащихся интеллектуальных, познавательных способностей,: мышдения, внимания,восприятия, памяти, воображения; - расширение общеобразовательного кругозора детей.
Учебник разработан на основе принципов коммуникативности, наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого языка : обучающегося и принципа диалога культур.
Основными видами речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте являются аудирование и говорение.
Для обучения бурятскому языку использую в своей работе разные педагогические технологии: Интерактивные ( игровые технологии,здоровьеоберегающие технологии.
Игровая технология, технология проектного обучения, информационные технологии, арт терапия, ( музыка терапия, сказкотерапия), нейросеть ) .
По выявлению знаний, умений, навыков и развитию способностей учащихся применяю следующие подходы:
- создание и обогащение предметно-пространственной среды в группах - центры народных традиций;
- игры( театрализованные, интеллектуальные, дидактические, спортивные), совместная , индивидуальная,деятельность с детьми, проектная деятельность , мониторинг, анализ,продуктов детской деятельности;
Методы обучения бурятскому языку дошкольников включают методы организации ознакомления( показ , обьяснение), организации тренировки, и организации применения. :
1. Игровые дидактические игры.
2. Наглядные наблюдения.демонстрация наглядных пособий, дидактических картин, Изображений на ИТ .
3. Беседы, рассказы, чтение художественной литературы и тд.
4. Исследовательская познавательная деятельность..
5. Проблемные: вопросы,,ситуации.
Так же одним из основных методов и приемов обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Игры по виду деятельности- двигательные, интеллектуальные, подвижные,тренировочные,развивающие.диагностические. По характеру педагогического процесса - обучающие. По характеру игровой методики : игры с правилами. По содержанию: музыкальные,логические. По оборудованию: настольные. компьютерные. интерактивные, сюжетно-ролевые, творческие. По созданию игровых ситуаций: игротерапия,сказкотерапия, артикулляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Мнемотехника, речевые ситуации, виртуальные экскурсии, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Реализация этих методов осуществляется посредством упражнений и заданий, которые являются СРЕДСТВОм обучения.
Первой ступенью овладения материалом УМК является восприятие, осмысление,и запоминание информации( рецепция).Она реализуется при помощи задания ШАГНАГтЫ. Следующая ступеньформирования коммуникативной компетенции _ тренировка.С помощьюзадания -ДАБТАГТЫ. Высшей ступенью деятельности является твоорчество.Формой ее реализации являются задания на воспроизведящую и творческую деятельность.ХЭЛЭГТЫ или НААДАГТЫ.
Общая структура урока:
1 этап . Задание 1 . Шагнагты.
2 этап. Задание 2 .Дабтагты.
3 этап. Задание 3. Хэлэгты или Наадагты. После этапа тренировки следует воспроизведения.Учащиеся должны по возможности сами воспроизвести речевой материал.
В конце каждого блока предусмотрен урок повторение пройденного материала. Этот урок нацелен исключительно на речетворчество. В рамках этого воспитанники должны сами составлять и воспроизвести либо монологическое , либо диалогическое высказывание ( в зависимости от заданной ситуации и темы.
- Коммуникативный метод. Способствует формированию и развитию элементарных навыков и умений устного общения на родном языке, способности к общению на межкультурном уровне.
-Наглядный метод. Предполагает визуальное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, использование наглядно-демонстрационных средств обучения с целью оптимизации образовательного процесса, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности.
-Проектный метод. Способствует реализации межпредметных связей, достижению метапредметных результатов в процессе обучения, расширению спектра познавательных возможностей и интересов детей этнокультурологической и языковой направленности.
Формы обучения: индивидуальная. коллективная, групповая, подгрупповая, парная.
Формы организации занятий по бурятскому языку с дошкольниками:
-игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения; Логоритмические игры.Пальчиковые игры.
-создание игровых, сюрпризных и проблемных ситуаций;
-использование мнемотаблиц и стикеров;
-музыкальное сопровождение занятий;
-использование ТСО, ИКТ;
-дидактические игры по формированию языковых навыков;
-выполнение творческих заданий;
-физкультурные минутки с применением бурятских рифмовок по текущей теме;
-открытые занятия;
-развлечения;
-праздники;
-презентации;
При обучении бурятскому языку и разработке программы "Оюун тулхюур" ( программа МаДОУ № 86 ЦРР " Оюна"- детский сад) были определены следующие подходы:
- Личностно- ориентированный подход. Который предусматривает создание условий для развития личности на основе изучения способностей и интересов ребенка.
- Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в образовательном процессе .
- Системный подход, где обьект рассматривается , как множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.
- Коммуникативно- игровой подход к формированию фонетических навыков у воспитанников в сочетании развитием речевых умений.
Контроль качества усвоения языкового и речевого материала:
- текущий и итоговый контроль в игровой форме;
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия : выставки творческих работ , проведение тестовых наглядных заданий , проведение праздников , конкурсов , посвященных ко Дню Месячника , бурятского языка , ко Дню матери к Сагаалгану, ко Дню 8 марта;
Проведение открытых занятий , развлечений, утренников с воспитанниками для педагогов и родителей.
Система оценивания образовательных достижений: Наличие карт наблюдений на речевое развитие ребенка по бурятскому языку, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Структура системы оценки:Показатели уровня эффективнрсти" Речевое развитие" по изученным темам.
2. подбор методов и материалов .
3. проведение и соотнесение данных наблюдений с показателямиуровней,фиксирование результатов,
4. анализ результатов.
5.определение индивидуального профиля эффективности педагогческих воздействий для каждого ребенка.
По итогам мониторинга наблюдается хороший уровень усвоения материалов при 2 часовом занятии в неделю. Значительно отмечается понижение усвояемости при занятии на 1 час в неделю .
Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательной программы по бурятскому языку по итогам мониторингов , проводимых в ДОУ. см.в приложении.
Прмечание: Конспекты занятий " Шэдитэ тоонууд". " Тоонууд. 12 жэл" для старших и подготовительных групп находятся в разделе " Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.49 КБ |
![]() | 13.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы обучения бурятскому языку дошкольников:
Методом и приемом обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
- Коммуникативный метод. Способствует формированию и развитию элементарных навыков и умений устного общения на родном языке, способности к общению на межкультурном уровне.
-Наглядный метод. Предполагает визуальное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, использование наглядно-демонстрационных средств обучения с целью оптимизации образовательного процесса, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности.
-Проектный метод. Способствует реализации межпредметных связей, достижению метапредметных результатов в процессе обучения, расширению спектра познавательных возможностей и интересов детей этнокультурологической и языковой направленности.
Формы обучения: индивидуальная. коллективная, групповая, подгрупповая, парная.
Формы организации занятий по бурятскому языку с дошкольниками:
-игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения;
-создание игровых, сюрпризных и проблемных ситуаций;
-использование мнемотаблиц и стикеров;
-музыкальное сопровождение занятий;
-использование ТСО, ИКТ;
-дидактические игры по формированию языковых навыков;
-выполнение творческих заданий;
-физкультурные минутки с применением бурятских рифмовок по текущей теме;
-открытые занятия;
-развлечения;
-праздники;
-презентации;
При обучении бурятскому языку и разработке программы были определены следующие подходы:
- Личностно- ориентированный подход. Который предусматривает создание условий для развития личности на основе изучения способностей и интересов ребенка.
- Деятельностный подход , связанный с организацией целенаправленной деятельности в образовательном процессе .
- Системный подход , где обьект рассматривается , как множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.
- Коммуникативно- игровой подход к формированию фонетических навыков у воспитанников в сочетании развитием речевых умений.
Контроль качества усвоения языкового и речевого материала:
- текущий и итоговый контроль в игровой форме;
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: выставки творческих работ, проведение тестовых наглядных заданий, проведение праздников, конкурсов, посвященных ко Дню Месячника, бурятского языка, ко Дню матери к Сагаалгану, ко Дню 8 марта;
Проведение открытых занятий , развлечений, утренников с воспитанниками для педагогов и родителей.
Предварительный просмотр:
Наглядным методом обучения бурятскому языку является показ и демонстрация картинок, различных изображений, предметов, различных схем, таблиц, мемотаблиц Структура занятий по обучению бурятскому языку по усвоению нового материала состоит из нескольких этапов: 1. Презентация материала, то есть иллюстрация лексической единицы или речевого образца. Ученики рассматривают картину, слушают аудиоприложение. Выполняется задание 1-Шагнагты. (Послушайте).
2. Тренировка на базе картинки, звуковой опоры под непосредственным контролем учитея. Учащиеся выполняют задание 2 -Дабтагты.(Повторите).
3. Воспроизведение. Учащиеся должны по возможности сами воспроизвести речевой материал. Выполняется задание 3- Хэлэгты. Говорите. (Проговаривание).
После каждого постановочного задания следует занятие по отработке пройденного материала, нацеленное на речетворчество. В рамках занятия учащиеся сами составляют и воспроизводят либо монологические, либо диалогические высказывания( в зависимости от данной ситуации и темы).
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/kubiki_izobrazheniya_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/interaktivnyy_stol_i_oyunyn_nyuusa_stol_kubiki_i_igrushki.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/kover_voskobovicha_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/gerhen_repetitsiya.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/siniy_traktor_pesnya.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/v_gostyah_cheburashka_s_krolikom.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/teremok_kostyumy.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/semya_dashimy_nomto.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/misha_s_16_gr_ishra.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/uchimsya_rasskazyvat_o_seme_3_kota_mark.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/04/no_kota_na_televizore.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-159591-1381990656.jpg)
Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...
Семенар - практикум: Эфективные методы и приемы обучения двум государственным языкам
Использование нестандартных методических приеиов способствует развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-1128505-1556164896.jpg)
Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»
Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/18/picture-1329723-1618746431.jpg)
Методы и приемы обучения бурятскому языку
laquo;Метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя. Организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающих содержание образования и, тем самым...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-1451122-1675640722.jpg)
Методы и приемы обучения детей бурятскому языку.
Методы и приемы обучения детей бурятскому языку.Наиболее эффективным на раннем этапе обучения детей бурятскому языку является естественный путь создания образа языка ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1366494-1637745683.jpg)
Методы и приемы обучения детей иностранному языку
Изучение иностранного языка – это часть общего гуманитарного развития личности. Обучение иностранному языку способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, овладению умением работать как ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/29/picture-1498506-1701238733.jpg)
«Методы и приемы обучения башкирскому языку»
Методы и приемы воспитания у воспитанников чувство уважения к традициям, языку, истории башкирского народа, обладающих высокой нравственностью, эстетической культурой....