Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры | 49.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ 2-3 ЛЕТ
Дидактическая игра № 1
Игра: «Разноцветные бусы»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и
другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход игры:
На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для
успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый,
хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег,
белые руки и т. д.).
Дидактическая игра №2
Игра: «У кого какое платье»
Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
группировать оттенки одного цветового тона.
Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в
платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты).
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем
фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они
отличаются друг от друга.
2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я
буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье.
Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших
дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали
цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье.
Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое
название.
Дидактическая игра №3
Игра: «Курочка и цыплята»
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных
предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого
цвета и один белого.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые
цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у
нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент
мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели
воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого
белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря,
что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и
предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-
курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены
«гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Дидактическая игра №4
Игра: «Елочки и грибочки»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов
зеленого и красного цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают
зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета.
Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета
бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку,
грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.
Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.
Дидактическая игра №5
Игра: «Поставь букет в вазу»
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов,
сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре
произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить
в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в
вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и
ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее
собирать букеты предлагается детям.
Дидактическая игра №6
Игра: «Спрячь мышку»
Цель: Закреплять название цветов, способствовать накоплению.
представлений об основных разновидностях цвета, развивать у детей
координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению
качеств предметов.
Демонстрационный материал: Листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине
белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты
тех же 4 цветов - дверцы (10х10, большая картонная игрушка - кошка,
мягкая мышка.
Раздаточный материал: Цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5,
цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно,
мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети
по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От
кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем
мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь
мышку». Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики.
Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата
четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать
мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и
домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».
Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди
закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто - то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления.
Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка
уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку - «мышкиному
домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех
цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из
квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как
и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова
«идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по
рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность
детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если
ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только
некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были
допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
Дидактическая игра №7
«Покажи такую же»
Цель: Уточнить представления детей о домашних животных – курочке с цыплятами, учить внимательно рассматривать игрушку, отвечать на вопросы, доступными для малышей средствами коммуникации: словами, жестами, учить воспроизводить конкретные действия по показу воспитателя, развивать слуховое внимание, активизировать словарь.
Ход игры. Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? Правильно, курочка. Курочка большая, красивая. Рассматривает и называет части тела курочки. Повторяет вместе с детьми: голова, гребешок, глазки, клюв, шея, крылышки и т.д. Как курочка зовет своих деток-цыплят? Правильно, «Ко-ко-ко» - говорит курочка. А цыплят не видно. Где цыплята? Посмотрите, курочка принесла корзинку. А в корзинке чудесные яички. Давайте раскроем яичко и посмотрим, кто там спрятался. ( Каждому малышу предлагаю взять яйцо и раскрыть его). Ой, посмотрите, какие маленькие цыплята. Желтые, пушистые, маленькие. Какие цыплята? Как цыплята говорят? Правильно, «пи-пи-пи» - говорят цыплята.
Дидактическая игра «Покажи и назови».
Покажите, пожалуйста, клюв цыпленка. А где глазки, крылышки, хвостик? (Индивидуальная работа). Малыши показывают пальчиком и называют части тела. Цыплятам нравится играть с вами, и я хочу поиграть с вами.
Физкультминутка: игра «Курочка с цыплятами»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите.
Дети повторяют движения вслед за воспитателем.
Дидактическая игра №8
Игра: «Угостим медведя ягодой»
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов
красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми.
Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка
любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из
коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и
предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали
только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в
«корзину», медведь благодарит детей.
Дидактическая игра №9
Игра: «Разноцветные шары»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными
полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от
друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки,
чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и
прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее
задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим
оборудованием: разноцветные карточки - «книжки» с вырезанными
«окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход
будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает
детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно
показывая как это сделать.
Дидактическая игра №10
Игра: «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки
и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем
воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют
дети.
Дидактическая игра №11
«Собери пирамидку»
Цель. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки, соотносить размер прорези и вкладки.
Оборудование. Доска с прорезями для вкладывания овалов разной величины; картонные овалы, по величине соответствующие прорезям.
Ход игры.
Воспитатель с двумя детьми рассматривает образец пирамидки с прорезями, берет по одному вкладышу (овалу), находит для вкладыша нужную по размеру прорезь и вставляет овал в ячейку. Далее детям предлагается выполнить задание самостоятельно. В случае затруднения воспитатель снова показывает образец действия. Игра продолжается до полного сбора пирамидки. Затем детям предлагается выполнить задание самостоятельно от начала до конца.
Выигрывает тот игрок, который соберет пирамиду первым.
Дидактическая игра № 12
«Найди два одинаковых кубика»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинках в умении находить признаки, сходства в отборе одинаковых зонтиков. Воспитывать внимание, сосредоточенность.
Оборудование: картинки с кубиками.
Ход игры. Воспитатель раздаёт по одной картинке и себе берёт одну. Остальные картинки лежат на столе. Дети внимательно смотрят на свою картинку и находят на столе точно такую же – парную, называют цвета на кубике.
Дидактическая игра № 13
«Игра с собачкой»
Цель. Познакомить детей с собакой. Формировать представления о животном, его внешнем виде, питании, движениях (бегает, прыгает, ходит, живет в доме, будке). Учить говорить внятно, громко – тихо, навыкам звукоподражания, отвечать на вопросы. Упражнять в различении по величине. Развивать слуховое восприятие, речь, внимание, память. Воспитывать доброжелательное отношение к живому миру.
Оборудование. Большая и маленькая собаки.
Ход игры. Воспитатель: Ребята вы слышите какой-то звук за дверью? Кто там шумит? Давайте откроем дверь и посмотрим. (Воспитатель открывает дверь и берет игрушку собаки).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
К нам пришла собачка, Умная собачка. Хвостиком виляет, Очень громко лает.
Воспитатель: Поздоровайтесь с собачкой.
Дети: Здороваются.
Воспитатель: Собачку зовут Бобик. Ребята, давайте хорошо рассмотрим собачку! Посмотрите, у собаки есть голова, на голове ушки, глазки, ротик; у собачки есть лапы, спина, живот, хвост (дети показывают части тела собаки). А шерстка у собаки, какая мягкая! Погладьте ее.
Дети: гладят.
Воспитатель: Ребята, а как собачка лает?
Воспитатель: Чем любит заниматься собака? (играть, бегать, прыгать).
Воспитатель: Что любит кушать собака? (косточка, колбаска, мясо). А где живет собака? Собака большая, сторожит дом, любит грызть косточку,
Она громко лает «гав–гав».
Воспитатель открывает дверь и берет маленькую игрушку собачки.
Воспитатель: Посмотрите к нам еще пришла собачка. Какая она?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: А как маленькая собачка лает громко или тихо?
(Дети звук подражают тихим голосом)
Дидактическая игра № 14
«Кто в домике живет»
Цель: развивать умение узнавать птицу или животное по характерным действиям, совершенствовать навыки работы с символами действий, развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.
Оборудование: На карточке красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Внутри окон вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных и их детенышей.
Ход игры.В доме на первом этаже живут мамы, на втором – их дети. Однажды все перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты. Раздает каждому по карточке. Проигрывает знакомую мелодию. Ребенок с соответствующей карточкой вставляет ее в окошко напротив рисунка, изображенного на домике. Если звучит та же мелодия, но на октаву выше, то встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее на второй этаж. Так же про птичку, медведя.
Дидактическая игра № 15
«Разложи по цвету»
Цель: формирование представлений об основных цветах, развитие зрительного восприятия и внимания.
Ход игры.
1. Воспитатель предлагает ребенку разложить крышки по цвету лотков.
2. Воспитатель предлагает собрать крышки названного цвета. Все крышки перемешаны, и ребенок отбирает только нужного цвета.
3. Все крышки перемешаны. Ребенок должен отобрать крышки только названного размера (собери все маленькие крышки красного цвета).
Дидактическая игра №16
«Какой наряд у Кати?»
Цель: совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: стол, одежда для куклы по сезону.
Ход игры.Воспитатель предлагает детям рассмотреть куклу Катю, как она одета: платье, колготки, кофта, шапка, штаны, пальто, шарф, варежки. Затем побуждать детей дифференцировать одежду: у куклы Кати маленькая шапка, у Оли (имя ребенка) большая шапка, у куклы Кати на ногах сапожки, у Оли (имя ребенка) синее, у куклы Кати на ногах сапожки, у Оли(имя ребенка)-ботиночки и т.д. В конце игры можно провести имитацию одевания на прогулку.
Дидактическая игра № 17
«Подбери ленту куклам»
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).
Оборудование: куклы, ленточки соответствующего цвета.
Ход игры.Воспитатель раздает кукол детям и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как и платье куколки. Если ребенок дает подходящую ленточку, воспитатель ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как и платье куколки (при этом называется цвет)». В противном случае воспитатель прикладывает ленточку к платью куколки и говорит: «Ленточка не такого цвета, как платье, дай другую».
Дидактическая игра № 18
«Поиграем с матрешками»
Цель: учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы; совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук; научить совмещать детали игрушки по рисунку.
Оборудование: расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки.
Ход игры. Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.
Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.
Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тонким голоском).
Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.
Дидактическая игра № 19
«Угадай и расскажи»
Цель: закрепление знаний детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно прикладного искусства; обогащение представлений детей о народном искусстве; закрепление умения узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор.
Ход игры.Дети поочередно друг у друга рассматривают иллюстрации и отгадывают, игрушка какого народного промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа. У кого оказалась карточка с изображением куклы – оберега «Счастье», берет куклу и рассказывает более подробно об этой кукле, находит отличительные признаки, сходства с другими игрушками.
Дидактическая игра № 20
«Найди такой листок»
Цель: развитие зрительного восприятия; формирование сенсорных эталонов цвета и формы; уточнение понятий «один – много»; расширение представлений об окружающей действительности; активизация двигательной активности.
Ход игры. Воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому ребёнку по листу с разных деревьев (береза, осина, клен). Затем поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья клена, кружатся, а по сигналу останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.
Дидактическая игра № 21
«Покажи у куклы»
Цель: формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).
Ход игры.
Рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки: Водичка, водичка, умой кукле личико! Умой кукле глазки, умой кукле носик! И ушки и щечки помыть не забудь! При повторном проведении игры можно прочитать другую потешку: Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Дидактическая игра № 22
«Одноместная матрешка»
Цель: Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрёшки, понимать слово «матрёшка», воспитывать интерес и наблюдательность.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите дети, кто к нам пришёл! Матрёшка. Какой у неё красивый сарафан. На голове у матрёшки есть глазки, вот они, посмотрите, есть носик и ротик. Она хочет с вами поиграть. Смотрите, как она ходит: топ-топ-топ, бегает, танцует. Наша матрёшка раскрывается. Вот так. (Воспитатель раскрывает матрёшку). Это верхняя часть у матрёшки: голова. А это – нижняя часть – красивый сарафан. (Показывает). Теперь можно сложить матрёшку. Вот посмотрите, как это надо делать. Ставим нижнюю часть-сарафан, а наверх – верхнюю часть. Видите, у нас получилась целая матрёшка.
Затем педагог раздаёт каждому ребёнку по матрёшке и говорит: «Покажите, дети, где у матрёшки сарафан? А где голова, платье? Откройте матрёшку, теперь сложите. Возьмите своих матрёшек в руки, покажите им, как нужно ходить, бегать по дорожке».
Дети играют с матрёшками.
Мы матрёшки,
Мы матрёшки!
Вот такие крошки,
Как у нас, как у нас
Яркие платочки!
Дидактическая игра № 23
«Найди желтый листочек»
Цель: Формировать цветовое и слуховое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, желтые, красные, летят; находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, умение подражать взрослому, воспитывать дружеские отношения во время игры, умение слушать, воспитывать любовь к окружающей природе.
Ход игры.В гости к детям пришел ёжик. Дети вместе с воспитателем здороваются.
Ребята, ёжик говорит, что наступила осень, листья пожелтели и упали на землю, а ёжик любит гулять по осеннему лесу и собирать листочки!
Он хочет, чтобы вы помогли ему собрать листочки в корзинку, поможете?
Дети все вместе собирают листочки в корзинку.
Воспитатель: Вот сколько листочков в лесу много! (Опрашиваю каждого ребёнка, сколько: – много.) Какие красивые жёлтые листочки!
Какие листочки мы собрали, Маша? (желтые)
А ещё, ёжик, мы умеем гулять по дорожке!
Воспитатель с ёжиком и детьми идут гулять по лесу. Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения.
Зашагали ножки: топ-топ-топ. (идут)
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ.
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Проводится игра «Найди жёлтый листочек» (на картографе)
Воспитатель: Какие мы молодцы! Мы и ёжику помогли, и поиграть успели! Саша, Матвей, что мы собирали в корзинку для ёжика? (листочки) Какие цветом листочки?
Саша: жёлтые! (спрашиваю по очереди всех детей)
Ёжик благодарит всех детей, дети прощаются с ежиком.
Дидактическая игра № 24
«Найди мишку»
Цель: знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки), находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей.
Ход игры. Дети рассматривают, трогают мишку.
В: – Какой мишка? (Побуждает детей говорить вместе с ним.) Наш мишка (какой?) большой, пушистый, у него ушки (какие?) мягкие, лапы (какие?) мягкие, а живот (какой?), хвостик (какой?). Носик у мишки гладкий, глазки круглые, как пуговички.
– Назовите части игрушки. (Носик, хвост, лапки, живот, спинка.) Где у мишки носик? (Дети показывают.)
Сравнение мишек разной величины.
Из-под стола, на котором сидит большой мишка, воспитатель достает маленького мишку и сажает рядом с большим, просит назвать игрушку: «Кто это?» (Мишка.) Далее, указывая сначала на маленького мишку, потом на большого, задает вопрос: «Этот мишка такой же?». Если дети затрудняются ответить, воспитатель говорит: «Наш мишка большой, а этот маленький. Какой наш мишка? (Большой.) А этот? (Маленький.) У большого мишки уши большие, а у маленького… (ушки маленькие), у большого мишки лапы большие, а у маленького … (лапки маленькие)» и т. д.
После каждого вопроса воспитатель дает детям возможность ответить самостоятельно, а при затруднениях побуждает детей повторять ответ за ним.
Дидактическая игра № 25
«Кто живет на ферме?»
Цель: Упражнять детей в произношении звукоподражаний голосов домашних животных и птиц, продолжать расширять и обогащать словарный запас глаголами – действия, приучать детей отчетливо произносить звуки (по подражанию) с различной силой голоса, развивать внимание, слуховое восприятие, вызвать у детей положительные эмоции, обогащать впечатления.
Ход игры.Воспитатель приглашает детей пройти к заранее построенной из конструктора «Ферме».
Воспитатель: Дети, кого вы здесь ведите?
Воспитатель: Это гусь! Гусь кричит громко: га-га! У него длинная шея, он может ущипнуть (Дети хором и индивидуально произносят крик гуся).
Воспитатель: Это кошка! Она мяукает тихо: мяу-мяу-мяу! У кошечки есть на лапках когти, и она может царапаться. (Дети произносят).
Воспитатель: Это корова! Она громко и протяжно мычит: му-у-у-! У коровы есть рога, и она может бодаться. (Дети произносят).
Воспитатель: Это собака! Она охраняет дом, животных и птиц. Собака может кусаться, и она громко лает: ав-ав-ав! (Дети произносят).
Воспитатель: Это лошадь! Она кричит громко: и-го-го! У неё длинная грива, на ней можно покататься. (Дети произносят).
Воспитатель: Это петушок! У него голос звонкий: ку-ка-ре-ку!
Воспитатель рассказывает потешку: «Петушок, петушок золотой гребешок… » (Дети произносят).
Воспитатель предлагает вспомнить у кого тихий голосок, а у кого громкий, кто царапается, а кто кусается… - активизировать речь детей.
Дидактическая игра № 26
«Соберем красивый букет из листьев»
Цель: развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам, закрепить умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме. Развивать монологическую речь детей: какие цветы встречаются в природе, и какого они цвета. Развивать мелкую моторику рук, развитие речи. Закрепить понятие «лево-право», «верх-низ». Развивать математический счет, совершенствовать навыки порядкового счета. Развивать зрительное восприятие и внимание. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, усидчивость.
Ход игры. Поставить на магнитную доску 3 вазы различного цвета. Дети берут любой цветок и ставят его в подходящую по цвету вазу, проговаривая какой цвет вазы и цветка.
Вазы стоят на доске, выбираются 3 ребенка и на время дети должны собрать букет для мамы в подходящую вазу.
Дидактическая игра № 27
«Наполним фасолью кастрюли»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ход игры. Воспитатель: У вас нарисованы кастрюли. Сосчитайте, сколько кастрюль?
(Ответы детей) Две кастрюли.
Воспитатель: В первой кастрюле нам нужно сварить фасоль для семерых козлят, а во второй кастрюле - для трех поросят. Кого больше, козлят или поросят?
(Ответы детей) Козлят больше.
Воспитатель: Поэтому в кастрюлю для козлят нужно положить много фасоли. А поросят меньше, поэтому в их кастрюлю положите фасоли мало. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько фасоли в кастрюле для поросят?
(Ответы детей) Мало.
Воспитатель: Сколько фасоли в кастрюле для козлят?
(Ответы детей) Много.
Дидактическая игра № 28
«В чем пойдем гулять»
Цель: учить детей называть предметы одежды, определять вид одежды по временам года. Развивать речь, пополнять словарный запас детей. Обсудить, какую одежду можно носить в разное время года.
Ход игры. Воспитатель на магнитную доску вывешивает определенное время года и карточки с одеждой, дети поочередно подбирают предмет одежды, подходящий к этому времени года. Т.о. все дети будут наблюдать друг за другом, и будут проявлять интерес к игре. Карточек с предметами одежды достаточно, поэтому каждый ребенок будет задействован.
Дидактическая игра № 29
«Домашние животные и их детеныши»
Цель: Учить детей различать домашних животных их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка, расширять представления о домашних животных и их детёнышах, внешнем виде, особенностях их поведения, совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.
Ход игры. Детям раздают карточки с изображением домашних животных
с детенышами. Детей просят назвать домашних животных и детенышей. Далее рассматриваем домашних животных, находим сходства и различия.
Дидактическая игра № 30
«Лошадки»
Цель: Активизировать речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого; учить звукоподражанию.
Ход игры. Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает, как она скачет.
Воспитатель.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А.Барто
Лошадка поехала в гости. (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.) Лошадка приехала к деткам в гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает ребенку.) Приехала к Маше... Угостим лошадку? Чем будем кормить? Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает затем ребенок подражает воспитателю — подставляет ладошки с воображаемым зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке зерна... Лошадка очень довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит? «И-го-го!»
Дети показывают, как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям поочередно, кивает головой.
Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет.
Воспитатель заранее расставляет на столе несколько игрушек, затем предлагает детям показать лошадке свои игрушки. Дети показывают и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то лошадка недовольно бьет копытом.
Воспитатель. Устала лошадка, ей пора спать. Покачай лошадку, Оля. Покачай лошадку, Женя. Все, она спит.
Дидактическая игра № 31
«У кого какая шубка»
Цель: Развивать речь, память и мышление, умение внимательно слушать, развивать зрительно-поисковую деятельность. Формировать интерес и доброжелательное отношение к животным, воспитывать стремление помогать им и оберегать их. Воспитывать отзывчивость, любознательность, вызывать положительные эмоции.
Ход игры. Игрокам раздаются карточки с изображением силуэта животного. Отдельно раскладываются карточки такого же размера, имитирующие окраску животных, и маленькие карточки, изображающие пищу для этих животных. Вначале каждый игрок называет животное, силуэт которого изображён на его карточке. Затем по команде ведущего каждый игрок должен подобрать для своего животного соответствующую по окраске карточку большого размера, и одеть животное в «шубку». После этого игроки подбирают маленькие карточки с изображением пищи для животного и вкладывают её в кармашек на большой карточке. Побеждает тот игрок, кто первым правильно выполнил своё задание. Затем игроки меняются карточками и игра повторяется.
Дидактическая игра № 32
«В гостях у бабушки»
Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными, учить узнавать и называть кошку, собаку, курицу и из родителей, упражнять в звукопроизношении, воспитывать у детей любовь к животным, желание заботится о них.
Ход игры. Дети сидят на стульях, из домика выходит бабушка Марина.
Здравствуйте, дети! Я бабушка Марина. У меня во дворе живут разные домашние животные. Я хочу вас с вами познакомить. Но для этого вы должны отгадать загадки:
Я умею чисто мыться не водой, а язычком. Мяу- мяу, как мне часто снится блюдце с молочком. (Дети отгадывают загадку)
Кто громко лает?
Дом охраняет? (Дети отгадывают загадку)
"Кто говорит ко- ко- ко
Не ходите далеко. (Дети отгадывают загадку)
Бабушка Марина: Загадки все отгадали, молодцы.
Мои животные, очень любят играть в прятки, давайте мы с ними поиграем.
Игра: "Кого не стало?"
Бабушка Марина: Посмотрите дети, кто это там шевелится? Давайте посмотрим. Кто там? (ответы детей). Это детеныши взрослых животных. Они потерялись, плачут. Давайте найдем их мам. Дети находят детенышей и приводят их к мамам.
Я очень люблю своих животных, забочусь о них, кормлю. Не забываю наливать кошке молоко, дать курочке зерна, а собаке косточку. А они меня за это благодарят, собака дом сторожит, курица собирает вредных гусеницу и червяков на огороде.
Дети, а у кого есть дома животные? Как вы ухаживаете за своими домашними животными? Чем кормите? (Ответы детей.).
Дидактическая игра № 33
«Кто как кричит»
Цель: развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Учить произносить слова отчётливо и внятно. Воспитывать любовь к животным.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, вносит в группу кошку.
Воспитатель: К нам в гости пришла кошка и мяукает: Мяу – мяу. Посмотрите, какая у неё мягкая, пушистая шерсть, на голове уши, большие глаза, а ещё у кошки есть усы.
Кошка к детям подошла, молочка просила,
Молочка просила, Мяу – говорила.
Села кошка, и к ней прибежала собачка и лает: «Ав – ав –ав».
Воспитатель: Как лает собачка?
Вот собачка Жучка, Хвостик закорючка, Громко, громко лает
С детками играет.
Вот подошёл к собачке и кошке петушок, да как закричит: «Ку – ка – ре – ку». Как закричал петушок?
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Пришла курица – наседка и зовёт своих цыплят: «Ко – ко – ко».
Как зовёт цыплят курочка?
Воспитатель: Прибежали цыплята и пищат: «Пи – пи – пи».
Давайте рассмотрим курочку с цыплятами. Курочка какая? А цыплята?
У курочки большой клюв, а у цыплят?
Мимо дома едет автомобиль. Он гудит: «Би – би –би»
Гудят машины разные Би – би – би,
И жёлтые и красные Би - би – би.
Большая машина приехала. Давайте посадим в кабину машины курочку с цыплятами, собаку и кошку.
Повезла машина наших гостей. До свидания, ребята!
Дидактическая игра № 34
«Длинный – короткий»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.
После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
Дидактическая игра № 35
«Чье платье лучше»
Цель: Формировать словарь; учить различать и называть существенные детали и части предметов.
Ход игры. Воспитатель приносит двух бумажных кукол со снимающейся одеждой – куклу Катю и куклу Таню. Они собрались на праздник и поссорились из-за того, что поспорили у кого платье лучше. Они так ссорились, что раскраснелись. Их глаза распухли от слёз, и теперь обе куклы выглядят одинаково некрасиво.
Воспитатель просит детей помочь куклам умыться и погладить утюгом (пальчиковая гимнастика «Стираем бельё») их красивые платья. Дети снимают с кукол платья и «гладят» их. Платья готовы. Теперь куклы перепутали одежду и не знают, где чьё платье. Воспитатель предлагает куклам описать свои платья, а дети должны сказать, какое платье кому принадлежит.
Кукла Катя: моё платье жёлтое, шёлковое, с короткими рукавами, с большим карманом, с красным воротником.
Кукла Таня: моё платье шерстяное, зеленого цвета, с белым воротником, с длинными рукавами; у него красивые пуговицы, на карманах цветочки.
Дети по описанию определяют, какое платье какой кукле принадлежит. Они вслух повторяют вслед за куклами описание деталей и ищут их на платьях.
Дидактическая игра № 36
«Кто к нам пришёл?»
Цель: развитие у детей игрового партнерства, догадливости. Формирование организованности у детей, что поспособствует их сближению. Обогащение игрового и социального опыта у детей.
Ход игры.Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и сообщает, что сегодня к ним в гости будут приходить разные животные, знакомые им, а они должны будут сами догадаться, кто к ним пришел.
Воспитатель раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы (некоторые картинки могут повторяться). Положив свою картинку на стульчик изображением вниз, дети по очереди подходят к воспитателю, который напоминает ребенку, как говорит и двигается животное, изображенное на его картинке, и помогает войти в роль. В остальном игра происходит так, как описано выше.
В начале игры следует вызывать более смелых и находчивых детей, которые смогут послужить для всех примером. В каждой группе бывают застенчивые, неуверенные в себе дети, которые стесняются отделиться от всех и выступать перед детьми. Чтобы помочь таким детям выполнить активную роль, можно одновременно поручить эту роль и другому ребенку, более смелому. Его участие воодушевит и заразит примером робкого ребенка. Если ребенок решительно отказывается от роли гостя, не следует его принуждать. Пусть он сначала понаблюдает за другими детьми и заразится общей заинтересованностью. Возможно, это придаст ему смелости, и он преодолеет свою робость. А для развития личности малыша это так важно!
Дидактическая игра № 37
«Поручения»
Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их.
Ход игры. Воспитатель показывает на игрушки и предлагает детям назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям), педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий:
– Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок «рычит», «отворачивается», проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)
– Поставь матрешку на маленький кубик.
– Посади маленького медведя на большой куб.
– Неваляшку напои чаем из синей чашки.
– Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.
Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: «Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать»
Ребенок воспроизводит действие и объясняет: «Я дал мишке меда в синей чашечке». (Выполняется 4–5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: «Мы с Илюшей сейчас…»)
Воспитатель убирает игрушки и строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: «Вверх – вверх – вверх… Трудно!» и спускается: «Вниз – вниз – вниз – прыг! Легко!» Упражнение повторяется 4–5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.
Дидактическая игра № 38
«Большой – маленький»
Цель: Формировать умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (величина). Закрепить знание о зайчиках. Воспитывать у детей внимательность.
Ход игры.
- Детки, к нам пришли зайчики, хотите поиграть с ними?
- Детки, посмотрите, какие к нам пришли зайчики. Это большой зайчик, а это маленький. Ребятки, покажите где большой зайчик?
- Кто мне покажет, а где маленький зайчик? (Дети показывают).
- Молодцы, дети, правильно показали.
-Детки, а вы знаете, что любят зайчики кушать?
-Морковку!
- Правильно, морковку. Давайте угостим зайчиков морковками. Детки, посмотрите, как много здесь морковок! Здесь есть большие и маленькие морковки. Давайте угостим большого зайчика большими морковками, а маленького зайчика маленькими морковками.
-Посмотрите, у большого зайчика большая тарелка, а у маленького – маленькая.
Воспитатель показывает и говорит:
- Беру большую морковку, кладу в большую тарелку. Беру маленькую морковку, кладу в маленькую тарелку. Давайте будем выбирать.
Дети выбирают.
- Дети, как много больших морковок собрали мы для большого зайчика. А для маленького тоже много маленьких морковок собрали. Молодцы, детки, зайчики очень обрадовались, что вы правильно разделили морковки. Они говорят вам спасибо за то, что угостили морковками.
- Детки, понравилось вам играть с зайчиками?
- А теперь можете играть с зайчиками на коврике.
Дидактическая игра № 39
«Накормим Таню»
Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда, закрепить навыки поведения за столом, перенести их в игровую ситуацию.
Ход игры. Воспитатель привлекает внимание детей к покрытому красивой скатертью столику, просит детей поставить на стол все необходимое: чайник, чашки с блюдцем, чайные ложечки, сахарницу, вазы с угощением. Воспитатель вносит куклу Таню, здоровается с детьми, от имени детей приглашает Таню за стол, дети предлагают Тане чай, различные угощения: баранки, печенье, пирожки, приготовленные из соленого теста. Воспитатель повторяет названия угощений, ласково приглашая куклу сесть за стол вместе с детьми. Предлагает ребенку налить чай в чашечки, положить сахар, размешать его и угощать куклу и детей. Дети вместе с куклой и воспитателем «пьют» чай, приговаривая: «Как вкусно!», «Угощайтесь, пожалуйста». По окончании чаепития кукла Таня благодарит детей за угощение, обещает прийти еще.
Дидактическая игра № 40
«Угадай, чья одежда»
Цель: Воспитывать у детей интерес к людям различных профессий; закреплять умение по рабочей одежде отличать людей разных профессий. Активизировать знания детей о труде взрослых, воспитывать уважение к ним, формировать представление о труде взрослых на основе обсуждения некоторых профессий, воспитывать у детей интерес к людям разных профессий.
Оборудование: картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий, бумажные кукла и одежда.
Ход игры.
Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают.
Воспитатель показывает картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий.
Затем воспитатель предлагает одеть бумажных кукол в рабочую одежду, заранее приготовленную для этой игры. Воспитатель советует детям, как можно с ними поиграть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).
Дидактическая игра № 41
«Оденем куклу Машу на прогулку»
Цель: Учить детей одеваться на прогулку в определенной последовательности, побуждать использовать в речи названия предметов одежды, развивать произвольные движения пальцев рук, зрительное и слуховое внимание при проведении игр со знакомыми предметами.
Оборудование: картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий, бумажные кукла и одежда.
Ход игры.
Ребята посмотрите в окно на людей. На улице стало холодно и все надели шапки, куртки, сапоги. (Дети некоторое время наблюдают за происходящим на улице).
Ой, ребята, к нам кто-то стучится, пойду я посмотрю. (вношу куклу).
Это кукла Маша, что-то она грустная. (Давайте спросим почему).
Маша, почему ты такая грустная? Ребята, Маша не умеет одеваться, и поэтому она не может выйти на прогулку, (Давайте мы её научим).
У меня есть волшебный сундучок. Он где-то спрятан, давайте его найдем. (Дети с воспитателем ищут сундучок, находят и ставят на стол.)
Открывает сундучок, внутри одежда. Ребята, посмотрите, что это за одежда? (выкладываю одежду и показываю её детям).
Дети называют, что это за вещь. (Колготки, штаны, кофта, шапка, шарф, варежки, пальто.) Ребята, а давайте вместе с вами поможем кукле Маше одеться на прогулку. Что мы наденем кукле первым? (Колготки.)
Что наденем потом? (Штаны.) Что мы надеваем после штанов? (Сапожки).
(Дети вместе с воспитателем одевают куклу по названной последовательности.)
Вот мы и одели куклу Машу на прогулку. Молодцы, ребята! А теперь проводим куклу. До свидания, Маша!
Дети: До свидания.
Дидактическая игра № 42
«Чудесный мешочек»
Цель: определять предмет по его признакам.
Оборудование: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры.
В.: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка,
что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
Дидактическая игра № 43
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Оборудование: мячик.
Ход игры.
Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Столстолик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Головаголовка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Дидактическая игра № 44
«Помоги найти маму»
Цель: закрепление знаний о животных и их детенышах, продолжать учить называть взрослое животное, детенышей во множественном и единственном числе.
Оборудование: Карточки, на которых изображены взрослые животные с детенышами и один детеныш.
Ход игры.
Детям раздают карточки, где один детеныш животного, и рассказывают, что детеныш потерялся. Не может найти свою маму и братиков с сестренками. Детям предлагается найти карточку, где изображено взрослое животное с детенышами.
Дидактическая игра № 45
«Кто где спрятался?»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, развивать понимание речи и активизировать словарь, упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где), поощрять попытки детей по просьбе воспитателя рассказывать об увиденном.
Оборудование: игрушка
Ход игры.
1. Воспитатель прячет игрушку в сарай, под стол, за домик, на скамейку, у мостика.
- Ребята, наши игрушки решили поиграть с нами в прятки. Будем их искать.
- Кто-то спрятался в сарае. Давайте поищем его?
- Кто же спрятался в сарае?
- Где он спрятался? (Взрослый выделяет предлог голосом).
2. Воспитатель предлагает ребенку спрятать игрушку.
- Спрячь собачку за дерево.
- Куда ты спрятал собачку?
3.Ребенок сам прячет игрушку. Взрослый ищет ее, но не может найти, просит помочь.
- Скажи, куда ты спрятал игрушку?
Дидактическая игра № 46
«Игрушки в гостях у ребят»
Цель: развивать у детей связанную речь, умение несколькими предложениями назвать себя и свои любимые игрушки, упражнять в употреблении множественного числа, названий цвета.
Оборудование: игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие
игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.)
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).
Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».
Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. Например: «Меня зовут Татьяна Ивановна . Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям.
Ребята, игрушки любят, когда к ним ласково обращаются. Давайте будем их называть ласково: кукла – куколка, машина – машинка, мяч – мячик, флаг – флажок, кот – котик, погремушка – погремушечка, матрешка – матрешечка, барабан – барабанчик.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Доскажи слово». Я начну, а вы - закончите. Если игрушка сделана из дерева, значит она…
Если игрушка сделана из резины, значит она…Если игрушка сделана из пластмассы, значит она…
Назовите пластмассовые игрушки? Резиновые? Глиняные?
Дидактическая игра: «Зачем нужны игрушки».
Показываю детям машину. Дети называют действия, которые можно производить с машинкой. Машина - ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол и т.д. Конструктор - из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…
Дидактическая игра № 47
«Где игрушка»
Цель: побуждать детей участвовать в совместной деятельности, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, умение подражать взрослому, воспитывать дружеские отношения во время игры, умение слушать.
Оборудование: силуеты насекомых (гусеница, божья коровка, бабочки, пчела), вырезанные части насекомых.
Ход игры.
В отсутствие детей воспитатель прячет игрушки в доступные для детей места групповой комнаты и затем предлагает найти их. «Каждый найдет только одну игрушку. Обязательно запомните, где вы найдете свою игрушку, и потом расскажите об этом всем детям». Дети с интересом начинают отыскивают спрятанные игрушки. Когда игрушки найдены, воспитатель предлагает детям рассказать, где они были спрятаны.
Другой вариант игры. Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку на стол, под стол, на шкаф. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где игрушка находилась.
Дидактическая игра № 48
«Пирамидка»
Цель: знакомить детей со способом упорядочивания предметов по величине и цвету одновременно.
Оборудование: Набор пирамидок с 3—6 кольцами разного цвета.
Ход игры.
Дети усаживаются вокруг стола. Педагог показывает пирамидку с 6 кольцами, разбирает ее и перемешивает кольца. Затем обращается к детям: «Как вы думаете, соберу я пирамидку с закрытыми глазами?» Выслушав предположения детей, закрывает глаза и начинает собирать пирамидку, попросив детей внимательно следить и сказать, если им будет допущена ошибка. После того как пирамидка готова, детям задаются вопросы: «Как мне удалось собрать пирамидку с закрытыми глазами? Что я делала? Как собирала пирамидку?» Выслушав детей, педагог подводит итог: каждый раз берется самое большое кольцо из тех, которые остались.
Воспитатель предлагает детям выбрать одну из пирамидок, снять со стержня все кольца, перемешать их и собрать с открытыми глазами. Необходимо подчеркнуть, что вначале они научатся собирать пирамидку с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Главное, что собирать следует по правилу: надо выбирать самое большое кольцо из тех, которые остались. По ходу выполнения задания педагог напоминает, но не показывает способ сборки. За правильно собранную пирамидку ребенок получает выигрыш — фишку. Усложнение игрового задания можно увеличивать количество колец в пирамидках.
Можно так же предложить сначала собрать пирамидку, начиная с самого большого кольца, а затем наоборот —с самого маленького.
Можно создать проблемную ситуацию, помогающую лучше понять способ упорядочения. Например, построив матрешек в ряд, предложить подобрать для них платочки, начиная с самой большой. После этого педагог обращается к детям: «Маленькая матрешка очень расстроена тем, что ей все достается в последнюю очередь. Как же сделать, чтобы чашку она получила первой?» Это поможет детям научиться упорядочивать предметы и по возрастанию, и по убыванию.
Дидактическая игра № 49
«Собери из частей »
Цель: формировать представление о насекомых; упражнять складывать целое изображение из нескольких частей; развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук.
Оборудование: силуеты насекомых (гусеница, божья коровка, бабочки, пчела), вырезанные части насекомых.
Ход игры.
Воспитатель раскладывает перед ребёнком готовый силуэт насекомого (гусеницы, божьи коровки, бабочки или пчелы), части насекомого (голова, туловище, лапки, крылья, элементы узоров на туловище).
Дидактическая игра № 50
«Подбери по размеру»
Цель: совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз, развивать внимание, мышление.
Оборудование: фигурки машин и колес от них трех размеров.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям расставить машины по размеру, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой и наоборот. Затем обращает внимание детей, что у машин нет колес. Колеса лежат отдельно от машин. Встает вопрос: «Что нужно сделать?»
Подобрать каждой машине колеса соответствующего размера. Дети расставляют колеса к каждой машине.
Впоследствии количество машин и колес можно будет увеличить, чтобы затруднить задачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»
Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...
Тематическая картотека физминуток для детей младшего дошкольного возраста
Описание упражнений со словами в таблице....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...
картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста.
эти дидактические игры способствуют закреплению цвета развивают мелкую моторику рук и память...
развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраста
Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми 1 младшей группы. В группу приходят дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируют...
Картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же вр...
Картотека Дидактических игр для младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...