Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа)
Функциональная грамотность – это
способность человека адаптироваться к
окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения
разнообразных жизненных задач .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1000.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 19.12.2022 №3268 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2022-2023 учебном году
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально- экономическое развитие страны ; в узком смысле – как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества .
«Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.
Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач . Например: функциональная готовность к школе дошкольника.
Начинать формировать функциональную грамотность уже с дошкольного возраста –это базовый факт способствующий активному участию ребенка во всех видах деятельности, для формирования его личности и высокого уровня общения и социальных отношений
Компетенции, определяющие функциональную грамотность: Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной и социально- коммуникативной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде . 🞇 К о м м у н и к а тив н о сть 🞇 Кр е а тив н о сть 🞇 Крит и ч е с к о е мышл е ние 🞇 К о о р ди н ация ( к о о перация)
Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. В возрасте 6-7 создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику. Примером для дошкольного возраста могут быть: Функциональная готовность к школе Сформированности предпосылок универсальных учебных действий.
Естественно-научная грамотность: способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах. Планируемые результаты реализации ФОП ДО: Ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства, спорта, информатики и инженерии и тому подобное; Ребенок проявляет любознательность, активно задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
Этапы формирования основ естественно- научной грамотности Организационно-подготовительный Организация соответствующей предметно- развивающей среды Мотивационно-диагностический Наблюдения, постановка вопроса: «Что я уже знаю? Что еще я хотел бы узнать?» определение проблемы Деятельностный Познавательно-исследовательские действия, экспериментирование с материалами и веществами Рефлексивный Организация совместной игровой деятельности с детьми формированию коммуникативных умений четко и ясно аргументировать, выражая свою точку зрения, выводы
Оформление предметно – развивающей среды в группе: Мини –лаборатории «Экспериментирование с живой и неживой природой» (природные, бросовые и другие материалы); Игры – эксперименты; Картотека опытов и дидактических игр; Приборы помощники( весы, магниты, лупы, песочные часы, глобус и т.д.) Наблюдения и беседы; Участие в Всероссийском природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-дошколята»; Социально-познавательный проект «Хочу все знать!»; Экологическая тропа в ДО.
Математическая грамотность: способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Математическая грамотность дошкольника – это овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно- временными представлениями в рамках программы. Финансовая я грамотность – совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благо стояния и качества жизни. Планируемые результаты реализации ФОП ДО: Ребенок способен применить в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
Этапы формирования основ математической грамотности Организационно- п о д г о т о ви т ел ь н ы й Организация соответствующей предметно-развивающей среды Мотивационно-диагностический Определение задач, направление поиска, оценивание результата Деятельностный Поиск правильного решения поставленной задачи Рефлексивный Организация совместной игровой деятельности с детьми, умение использовать наглядные схемы, чертежи, планы.
В условиях ДОУ мы используем: STEAM- технологии; Социальный проект «Математика в мире профессий» Дидактические и строительные игры Проблемные ситуации Логические задачи Графические диктанты Конструирование и моделирование Знакомим детей с геометрическими фигурами, составом числа, количественным и порядковым счетом, пространственными направлениями, временными отрезками, величиной и т.д. Сюжетно-ролевые игры ( «Удачная покупка», «Туристическое агенство» и т.д.)
Читательская грамотность: способность человека понимать смысл текстов, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Формирование речевой активности , умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования Планируемые результаты реализации ФОП ДО: Ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулу речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями; Ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
Этапы формирования читательской грамотности: Организационно- п о д г о т о ви т ел ь ный Организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды Мотивационно-диагностический Продуманный анализ содержания произведения Деятельностный Развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях Рефлексивный Организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы
В условиях ДОУ мы используем: Словесные игры Художественное слово Упражнения на развитие речевой активности Рассказы с картинки Ежедневное чтение : сказок, стихов, рассказов, былин Малые фольклорные формы( частушки ,мирилки, считалки, прибаутки и т.д.) Знакомим с фольклорными, авторской литературой, разными жанрами, беседы и обсуждения иллюстраций к произведениям. QR- билиотека Социально-значимый проект «Книговорот» (книгообмен).
Глобальные компетенции Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной и социально- коммуникативной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.
Функциональная грамотность детей: Это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.
Коммуникативность Лидерство, работа в команде, сотрудничество; Задачи ФОП ДО: 🞇 Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 🞇 Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Кр е а тивн о сть: Способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Планируемые результаты ФОП ДО: Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
Критическое мышление: Решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; Планируемые результаты ФОП ДО: Ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
Координация (кооперация): Планируемые результаты ФОП ДО: Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты конструктивным способами;
Развивающая предметно- п р о с тр ан с твенная среда Развивающие технологии Педагог – партнер Родитель активный участник Условия развития новых компетенций в ДО Условия развития новых компетенций в ДО
Эффективные П е д а г о г ич е ск и е практики ДО Создание учебных ситуаций, инициирующих Практическую деятельность детей, мотивирующих их на Познавательно- активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, п о з и тивно г о поведения Учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
ЭФФЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОУ СПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ ОРИЕНТАЦИЯ НА НЕПРЕРЫВНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРАКТИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ГОТОВНОСТЬ К УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЮ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЕ
Самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом. «Обучение в сотрудничестве» дает положительные результаты, это интерактивный метод. Умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
В коррекционно – педагогической работе с детьми необходимо развивать коммуникативную компетентность....

Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)
Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»
Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...
"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...
«Использование компьютерных игр при формировании предпосылок УУД у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационн...