«Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_norma.docx | 62.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130»
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».
Воспитатель:
Силкина О.В.
Нижний Новгород
2024 год
Актуальность.
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности.
По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и другие.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.
Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, нужно постепенно усложнять, уточнять и дополнять. Таким образом, дети лучше узнают и запомнят правила движения и будут охотно их выполнять.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В ходе профилактических мероприятий по предупреждению у детей ДТТ:
1. расширятся представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
2. сформируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
3. дети смогут предвидеть опасные ситуации и обходить их;
4. повысится активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Цель моей работы – создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Для ее реализации мной были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Обучающие
- знакомить с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»).
- познакомить детей с правилами дорожного движения (видами светофоров, дорожными знаками, дорожными ловушками и т.д.);
- уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители);
- сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- внедрять современные инновационные образовательные технологии, способствующие более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС;
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
- повысить компетентность педагогического состава детского сада в области инновационных образовательных ресурсов;
- сформулировать предварительные принципы и рекомендации, которые помогут педагогам, родителям в планировании перспективных шагов в данном направлении.
Развивающие
- развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательные
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Предполагаемый результат обучения:
- расширятся знания детей о правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание, посадка, во время движения, выход;
- дети научатся распознавать дорожные знаки:
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»;
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- научатся предвидеть опасные ситуации, дорожные ловушки и обходить их;
- обогатится словарный запас детей;
- повысится осознанное отношение к ПДД у родителей воспитанников, ответственность за жизнь своих детей;
- Сплотится коллектив сотрудников и родителей в вопросах детской безопасности на дорогах.
Принципы организации образовательного процесса:
последовательность – новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
Методы работы с детьми:
- индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя решает определенную дорожную ситуацию);
- групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы);
- практический (организация разных видов игр);
- наглядный (наблюдения за транспортом и пешеходами, целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов);
- интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная (создание развивающей среды по ознакомлению детей с правилами безопасности на дороге);
- беседа (носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер);
- проблемные ситуации (позволяют выявить глубину знаний детей, формируют умения логически мыслить);
- рассматривание: готовых образцов, иллюстраций, картин.
- деятельность под руководством воспитателя: ООД, экскурсии.
- самостоятельная деятельность.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
1. Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Основной образовательной программы.
В нашей группе предполагается наличие различных пространств, т.е. вариативность:
- Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Рули, сумка с билетами. Маленькие машины и люди, дорожные знаки и светофор.
- Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
- Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор». Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
- Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
- интеллектуально-познавательные (КВН, «Что? Где? Когда?», квесты) – эти игры преподносим детям в интересной, игровой форме, с участием различных героев, дети не только обучаются, но и получают удовольствие.
- Обучающие мультфильмы:
«Светофор», «Пляшущие человечки», «Мигающие человечки», «Пешеходная зебра», «Самая страшная машина», «Некультурные автомобили», «Где кататься?», «Кто быстрее?», «Нетерпеливые водители», «Недетский знак», «На остановке», «В автобусе», «Пристегните ремни», «Зебры в городе!», «Безопасное место» «Автомобили специального назначения».
- Также мною были созданы авторские дидактические игры «Лэпбук по ПДД».
Все игры и материалы периодически меняются, появляются новые игрушки, машинки, макеты, авторские дидактические игры, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. К каждому игровому пособию обеспечен свободный доступ, все материалы доступны для детей.
- Здоровьесберегающие технологии
При обучении детей правилам дорожного движения в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно- оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств). Одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений и т.д. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.
- Проектная деятельность
Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, которым необходимо предоставлять больше самостоятельности, развивать познавательный интерес к различным областям знаний и формировать навыки сотрудничества, то в работе я активно использую технологию проектной деятельности. Мной были реализованы проекты для детей старшего дошкольного возраста «познавательно-речевой проект
для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт»; Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по правилам дорожного движения «Наш друг - светофор»
- Информационно-коммуникационные технологии
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно – коммуникативных технологий. Компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников. В программе Рower Рoint мной созданы различные презентации, которые в дальнейшем используются с целью ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Мной были созданы презентации: «История возникновения машины»; «Ручной светофор Сингапура»; «Пробка – дорожный затор».
3. РППС безопасна для детей – дошкольников и соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности ее использования.
Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на площадке ПДД на территории детского сада. С детьми были организованны целевые прогулки и дорожные экскурсии.
Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения. Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в старшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери.
Примерная тематика целевых прогулок
• элементы дороги;
• правила поведения на дороге;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• сигналы светофора;
• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.
Тематическое планирование на среднюю группу
Месяц | Тематика | Планируемый результат |
сентябрь | Улица | Наблюдение за улицей, на которой стоит детский сад Рассматривание фотоальбома «Улицы нашего города» П/и «Воробышки и автомобиль» Чтение рассказа Н. Калиной «Как ребята переходили улицу» |
Дорога в детский сад | Коллективная аппликация «Дорога в детский сад» Д/и «Сложи картинку» П/и «Стоп – идите» | |
Проезжая часть | Игры с макетом дороги Сюжетная игра «Автопарк» Беседа «Безопасный путь» | |
Тротуар | Рисование «Дорога с тротуаром» Разрезные картинки «Улица» Отгадывание загадок по ПДД | |
октябрь | Транспорт | Рассматривание сюжетных картинок «Транспорт» Беседа о наземном транспорте |
Автомобили | Конструирование «Машина» П/и «Воробышки и автомобиль» Чтение стихотворения В. Берестова Это еду я бегом» | |
Остановка | Беседа о правилах поведения на автобусной остановке Раскрашивание трафаретов Автобус» Чтение стиха С. Михалкова «Трамвай» | |
Пешеходы | Д/и «Подумай – отгадай» Проблемная ситуация «Как правильно переходить улицу» Лепка «Фликер» | |
ноябрь | Светофор | Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор» П/и «Сигналы светофора» Рисование «Светофорчик» |
Дорожные ситуации | Д/и «Законы улиц и дорог» Конструирование из спичечных коробков «Грузовая машина» Отгадывание загадок по ПДД | |
Одностороннее и двустороннее движение | Беседы о движениях автомобилей в городе Наблюдение за движением машин на улице с территории детского сада Чтение С. Волкова «Про правила дорожного движения» | |
Шагающий автобус | Акция «Шагающий автобус» П/и «Где мое место» Аппликация «Автобус» | |
декабрь | Знак «Железнодорожный переезд» | Беседа с детьми о знаке Разрезные картинки «Знак ЖД переезда» Лепка «Рельсы» Чтение А. Дорохова «Шлагбаум» |
Знак «Пешеходный переход» | Раскрашивание знака «Пешеходный переход» П/и игра «Зебра» Чтение «Сказка про город дорожных знаков» | |
Светофор | Д/и «Светофор» Конструирование «Перекресток» Рассматривание иллюстраций с ситуациями на пешеходном переходе | |
Перекресток | Беседа о правилах поведения пешеходов на перекрестке П/и «Красный и зеленый» Просмотр познавательного мультфильма «Правила дорожного движения» | |
январь | Жёлтый сигнал светофора | Беседа «Для чего нужен желтый сигнал светофора» Чтение сказки «Приключения бабы Яги» Д/и «Светофор» |
Юные пешеходы | Рассматривание плаката «ПДД для юных пешеходов» Аппликация «Проезжая часть» П/и «Цветные автомобили» | |
Гололед | Беседа «Гололед на дороге» Разрезные картинки «Зимний город» Чтение стихотворения В. Кожевникова «Гололед» | |
Грамотный пешеход | Викторина «Знатоки ПДД» Игра малой подвижности «Будь внимательным» Д/и «Четвертый лишний» | |
февраль | Фликер | Просмотр обучающего мультфильма о важности ношения фликеров Рисование «Мой веселый фликер» Чтение стихотворения «Фликер» |
Инспектор дорожного движения | Беседа «Профессия инспектора ДД» Чтение стихотворения «Он главный на дороге» С/р игра «Автоинспектор на дороге» | |
Помощники на дороге | Рассматривание альбома с иллюстрациями «Дорожное движение» Чтение стихотворения Л. Баблаяна «Переход» | |
Регулировщик | Презентация «Работа регулировщика» Рисование «Жезл» П/и «Водители» | |
март | Подземный и надземный переходы | Знакомство детей с назначением переходов Конструирование «Надземный переход» Проблемная ситуация «Что будет, если…» |
Недетский знак | Знакомство со знаком «Дети» Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности. Недетский знак» П/и «Водители» | |
Дорожные знаки | Загадки о дорожных знаках Разрезные картинки «Дорожные знаки» Игры на макете «Микрорайон детского сада» | |
Дорожные знаки | Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Чтение «Сказка про город дорожных знаков» Раскрашивание дорожных знаков | |
апрель | Велосипед | Беседа «Если у тебя есть велосипед» Рассматривание картинок с изображение велосипедистов на дорогах С/р игра «На дорогах города» Чтение сказки «О Пете…» |
Самокат | Беседа «Где нужно кататься на самокате» Лепка «Самокат» Чтение отрывков стихотворения С. Волкова «Торопыжка на улице» | |
Двор | Рассматривание ситуаций «Машины во дворе» Д/и «Законы улиц и дорог» Конструирование «Детская площадка» | |
Осторожность | Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности. Где кататься?» Рассматривание плаката «Мы играем во дворе» Чтение стихотворение О. Бедарева «Если бы…» | |
май | Трамвай | Рассматривание картинки трамваев Беседа «Правила поведения в общественном транспорте» С/р игра «Пассажиры» П/и «Трамвайчики |
Троллейбус | Сравнение трамвая и троллейбуса Разрезные картинки «Ситуации на дороге» Чтение стихотворения М. Манакова «Я – троллейбус», М. Мисярова «В детский сад мы опоздали» | |
Автобус | Рассматривание картинки автобусов: обычные, двухярусные, «гармошки» Отгадывание загадок про трамваи, троллейбусы,автобусы» Рисование «Автобус» П/и «Автобусы» | |
Маршрутное такси | Беседа «Как вести себя в «маршрутке» Наблюдение за «маршруткой» со двора детского сада Крупные пазлы «Транспорт» |
Тематическое планирование в старшей группе
Месяц | Тематика | Планируемый результат |
сентябрь | На улицах города | Экскурсия по улице возле детского сада Рисование мелом на асфальте «Улица города» Чтение отрывков из книги А. Дорохова «Улица» Беседа «Улица, на которой я живу» |
ПДД для пешеходов | Ситуативный разговор «Зачем пешеходу знать ПДД» Чтение отрывка из книги П. Ивнева «Пешеходом быть – наука» Ситуативная игра «Дорожная азбука» Лепка «Пешеходы» | |
Светофор – наш верный друг | Рассматривание плаката «Всем без исключения о правилах движения» Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности. Мигающие человечки» Игра малой подвижности «Светофор» | |
Пешеходный переход | Аппликация «Пешеходный переход» П/игра-аттракцион «Внимание, пешеход» Чтение стихотворение Я. Пишумова «пешеходный светофор» | |
октябрь | Островок безопасности | Игровой сюжет-беседа «Островок безопасности» Игра «Собери картинку» Конструирование «Островок безопасности» |
Разделительная полоса | Беседа «Для чего нужна разделительная полоса на асфальте» Рисование «Разделительная полоса на дороге» Настольная игра «Дорожное – не дорожное» | |
Бордюр | Рассматривание иллюстраций «Проезжая часть» Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было бордюра?» Конструирование «Проезжая часть» | |
Безопасная дорога | Развлечение «Что? Где? Когда?» Чтение сказок Почемучки «Почему у светофора три глаза», «Почему на дороге рисуют зебру», «Почему нельзя играть с мячом возле дороги» Д/и «Да или нет» | |
ноябрь | Запрещающие знаки | Рассматривание плаката «Запрещающие знаки» Отгадывание загадок про запрещающие знаки Просмотр обучающего мультфильма «Дорожные знаки для детей. Запрещающие знаки» |
Предупреждающие знаки | Рассматривание плаката «Предупреждающие знаки» Аппликация «Предупреждающие знаки» П/и «Воробышки и автомобиль» | |
Знаки дорожного движения | Лото «Дорожные знаки» Театрализованная игра по ПДД «Приключения Колобка» Разрезные картинки «Собери знак» Раскраска «Раскрась знак» | |
Говорящие знаки | Чтение из книги И. Серякова «Дорожная грамота» главы «Сами не видят, а другим показывают» Рисование «Придумай знак» Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Азбука города» | |
декабрь | Пассажиры | Чтение из книги В. Стрелкова «Это должен знать каждый» главы «Пассажиром быть не просто» Беседа «Кому нужно уступать место в городском транспорте» Рассматривание иллюстраций «опасные ситуации в общественном транспорте» |
Пристегните ремень! | Просмотр обучающего видео «Пристегните ремень!» Проблемная ситуация «Если ремень не пристегнут…» Лепка «Детское сиденье» С/р игра «Семья едет на отдых» | |
Нас везет такси | Беседа «правила поведения в такси» Ситуативный разговор «Нужно ли пристегиваться в такси» Объемная аппликация «Ремень и треугольник безопасности» Сюжетная игра «Таксисты» | |
В автобусе | Беседа «Как нельзя вести себя в автобусе» Чтение сказки З. и Н. Некрасовых «Про маленький желтый автобус» Игра малой подвижности «Повороты» | |
январь | Дорожные ловушки | Беседа «Что такое дорожные ловушки» Рассматривание иллюстраций «Дорожные ловушки» Чтение стихотворения «Ловушки для старушки» |
Будь осторожен, пешеход! | Беседа «Чем опасны сосульки» Рассматривание иллюстраций «Дорожные работы» Чтение Н. Мигунова «Берегись открытых люков» Целевая прогулка «Определение опасных участков на территории детского сада» | |
Внимательный водитель | Разрезные картинки «Опасные ситуации» Просмотр обучающего мультфильма «Водитель, будь бдителен» П/и «Водители» Игра – эксперимент с мячами «Успеет ли машина резко остановиться» | |
февраль | Регулировщик | Чтение рассказа А. Дорохова «Влиятельная палочка» Беседа «Зачем нужны регулировщики» Проблемная ситуация «Светофор сломался» С/р игра «Регулировщик» |
Инспектор ГИБДД | Беседа «Что делает инспектор ГИБДД» Рассматривание иллюстраций «Работа инспектора на дорогах» Рисование «Добрый инспектор» | |
Инструктор по вождению | Знакомство с профессией инструктора по вождению С/р игра «Инструктор и ученик» Лепка «Значок ученика» | |
Проектировщик дорог | Беседа «Для чего нужно проектировать дорогу» Обучающий фильм «Планирование дороги» Д/и «Проектируем дорогу» Игры на макете «микрорайон детского сада» | |
март | Двор | Беседа «Дорожные опасности во дворе многоэтажного дома» Конструирование «Двор» С/р игра «Водители и пешеходы» |
Детский транспорт | Проблемная ситуация «сел на велосипед – соблюдай правила. Почему?» Чтение стихотворения Н. Кончаловской «Самокат» Знакомство с дорожным знаком для велосипедистов | |
Детские правила | Познавательный мультфильм «Робокар Полли: Правила дорожного движения» Разрезные картинки «Знаки дорожного движения» Раскрашивание «Улицы города» | |
Автогородок | Беседа «как вести себя на улице» Логическое упражнение «Определи безопасный путь» П/игра «Поехали» Рисование «Автогородок» | |
апрель | Первый светофор | Беседа «История возникновения светофора» Д/игра «Да – нет» Чтение сказки «Веселый светофорик» |
Первая машина | Презентация «История возникновения машины» Коллективная аппликация «Машины нашего города» Настольная игра «За рулём» | |
Первый полицейский | Ситуативный разговор «Первый полицейский» Инсценировка «На лесном перекрестке» Загадки по ПДД | |
Первые правила | Беседа «Первые правила дорожного движения» Рисование «Паровоз» С/р игра «Мальчик-глашатай» | |
май | Мы – пассажиры | Рассматривание иллюстраций «На пассажирском сиденье» Чтение Н. Носова «Автомобиль» Конструирование «Автобус с пассажирами» |
Мы – пешеходы | Разрезные картинки «Пешеходы на улицах города» Рассказ И. Серякова «Улица, где все спешат» Настольная игра «»Безопасность» | |
Мы – инспекторы | Просмотр обучающего мультфильма «Инспекторы дорожного движения» Кубики «Собери знак» Лепка «Жезл» | |
Интересные факты о ПДД | Презентации: «Ручной светофор Сингапура» «Музыкальные дороги Японии» «Пробка – дорожный затор» |
Наглядная агитация для детей и родителей: Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогами дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, я постаралась использовать доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:
- консультации «Рекомендации по обучению детей ПДД», «Правила поведения в общественном транспорте»;
- рекомендациями «Правила дорожного движения для дошкольников»; буклеты с советами, буклеты-обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!»; буклеты-памятки, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями.
- стенды, магнитные доски, плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
- Папки – передвижки «Правила поведения на дороге», «Безопасность дорожного движения» и др.
- С родителями проводились систематические инструктажи (беседы):
- «Соблюдение правил дорожной безопасности»
- «Безопасность детей на дороге. Фликеры»
- «Правила перевозки детей в автомобиле»
- «Безопасность детей – забота взрослых»
- «О безопасности детей в летний период».
Мной разработан План взаимодействия с родителями по правилам дорожного движения.
Тематическое планирование работы с родителями воспитанников
Сроки реализации | Средняя группа | Старшая группа |
Сентябрь | Оформление уголка по ПДД Анкетирование родителей по ПДД Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода» | Беседа с родителями о детских креслах Памятка для родителей « Правила перевозки детей в автомобиле» |
Октябрь | Консультация по ПДД «О правилах дорожного движения детям» Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице | Родительское собрание «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют» Анкета для родителей по ПДД «Взрослые и дети на улице» |
Ноябрь | Консультация на тему: «Воспитываем правильного пешехода» Буклет «Интересные факты» | Пополнение уголка по ПДД (дома). Памятка для родителей «Особенности пешеходов» |
Декабрь | Консультация ««Чем занять ребенка в дороге?» Анкетирование «Осторожно: дорога!» Памятка для родителей «Все начинается с малого» | Помощь в изготовлении дидактических игр. Папка передвижка для родителей «Уроки на дороге» |
Январь | Сотворчество родителей и детей «Уроки улицы» (рисование) Папка – передвижка «Ошибка родителей – беда на дороге». Памятки для родителей о ПДД. | Изготовление дорожных знаков. Памятка для родителей «Осторожно гололёд» Консультация «Безопасный путь до детского сада». Выставка детских работ «Дорожная фантазия». |
Февраль | Придумать дома с детьми свой дорожный знак Памятка «Причины ДДТТ» Консультация «Детский травматизм» | Выставка рисунков «Отличный пешеход» Консультация «Внимание, гололед!» Показ открытого занятия «Зеленый, желтый, красный!» |
Март | Консультация «Автомобильное кресло для детей. Как выбрать правильное» Изготовление атрибутов для игр по ПДД | Папка-передвижка «Велосипедисты» Консультация « Изучаем дорожную азбуку» Консультация «Безопасность детей в автомобиле». |
Апрель | Анкета «Осторожно-дорога!» Консультация « Безопасное поведение детей на дорогах» Стенд «Осторожно, дорога!» Газета «Мы за безопасность!» | Папка передвижка «Игры во дворе» Выставка рисунков: «Я и светофор» Буклет «Безопасное поведение на дороге» |
Май | Консультация « Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют» Памятка «Дорога не терпит шалости -наказывает без жалости» | Родительское собрание «Пример взрослого заразителен» Просмотр видеофильма «Воспитываем грамотных пешеходов» |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Достижения педагога: Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература, авторские дидактические игры, мастер-классы, конспекты НОД, проекты, сценарии развлечений и праздников по данной теме, его можно использовать при индивидуальной и подгрупповой форме обучения.
ВЫВОДЫ.
Итогом моей работы:
- расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- дети умеют правильно переходить проезжую часть дороги, знают правила поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
- научились распознавать знаки: информационно-указательные– «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды;
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.
ПЕРСПЕКТИВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, разрабатывать программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения, развитию и повышению уровня их компетентности безопасного поведения на дорогах. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ.
Использованная литература
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001
- Елжова Н.В. ПДД в детском саду, 2013
- Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.
- Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.
- Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002
- Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.
- Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»
- Лиходед В. Уроки светофор.
- Петрова К.В. Как научить детей ППД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
- Пикулева Н. Дорожная азбука.
- Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного поведения. Для работы с детьми 3 – 7 лет, 2013
- Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с
- Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду, 2013
- Шаланова Е.И. Правила безопасности Дорожного движения
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
- http://www.maam.ru/
- http://dohcolonoc.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».
В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...
Опыт работы «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с использованием методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии»
Управление образования администрации Чернянского районаОрганизационно - методический информационный центр...
Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...
опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»...
Педагогический форум Тема опыта: «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования LEGO – технологии в образовательной деятельности»
Причиной написания опыта на данную тему, послужили низкие результаты диагностики по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге с использованием...