«Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_afanaseva.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Буратино»
Опыт работы
Тема «Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Афанасьева А.А.
Только - то в человеке прочно и надёжно, что
всосалось в природу его, в его первую пору жизни.
Ян Коменский
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.
Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.
С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Только за пять лет – с 2009 г. по 2014 г. – в России произошло около 800 тыс. ДТП. В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.
Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП – ребёнок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за пять последних лет было 8 582 человека.
«Ситуацию, когда Россия теряет без малого 40 тыс. своих граждан, из них 2 тыс. детей ежегодно, иначе, чем национальное бедствие, оценивать нельзя», - отметил в докладе «Совершенствование государственной системы управления безопасностью дорожного движения в РФ» заместитель Министра транспорта РФ Л.П.Насонов на научно-практической конференции по обеспечению безопасности дорожного движения.
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.
Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. высказывание С. Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» - стала девизом такой работы.
Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения;
- Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
- Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:
- Ребёнок - пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
- Ребёнок - пассажир;
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
- Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).
Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному. Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, дополнительно я использую программу Т.И. Даниловой «Обучение детей дошкольного возраста ПДД». На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (Приложение 1).
Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения, провела диагностику. Определила показатели и уровни оценки знаний детей.
Показатели:
- Знает и умеет различать средства передвижения по видам: водные, воздушные, наземные
- Различает и называет специальные виды транспорта («полиция», «скорая», «пожарная»), объясняет их назначение
- Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «зебра»,островок безопасности т. п.
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения на проезжей части.
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в общественном транспорте.
Уровни оценивания:
4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил на задание.
3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания.
2 балла – помощь педагога значительна.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на начало года (2013-2014 учебный год):
Таблица 1.
Начало года | ||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
8% 2 чел. | 72% 18 чел. | 20% 5 чел. |
Опираясь на результаты диагностического исследования, выстроила работу с детьми с использованием таких форм работы как:
1.Обучающие и развивающие занятия, беседы.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге использовала игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)
2.Целевые прогулки.
Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
3. Индивидуальная работа.
При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Праздники и развлечения.
Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.
5. Участие в конкурсной деятельности.
Городской конкурс дошкольных образовательных учреждений «Зелёный огонёк», конкурс по детскому саду «За безопасность всей семьёй».
6.Развивающая среда.
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.
Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на конец года (2013-2014 учебный год):
Таблица 2.
Конец года | ||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
40% 10 чел. | 60% 15 чел. | - |
Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение двух лет дало положительную динамику.
Выводы:
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Система деятельности МДОУ детского сада № «Буратино» по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.
Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Перспективы дальнейшей работы:
- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, и родителями по теме опыта;
- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;
- продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города и другие материалы моего опыта работы.
Список литературы
- Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
- Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
- Ивенский М.Л. Культура и этика участников дорожного движения. – Йошкар-Ола: «Колор», 1998.
- Котик М.М. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
- Пинт А.А.Психология водителя и стиль вождения. Искусство выжить на дороге. – М.: Информрекламиздат, 1992.
- Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
- Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 1993.
- Обучение дошкольников правилам безопасного движения: Материалы из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
- Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. – Осло, 1996.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Типичные опасные дорожные ситуации: Учебное пособие для преподавателей. – М.: Изд-во при НИИ труда, 1989.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008
Приложение 1.
Перспективный план на 2013-2014учебный год.
СЕНТЯБРЬ
- Чтение художественной литературы С.Волков «Пешеходы и машины».
- Дидактическая игра «Сложи машину».
- Познание: «История автомобиля».
- Беседа «Грузовой транспорт».
ОКТЯБРЬ
- Выставка «Машины».
- Экскурсия «Наша улица».
- Макет игры «Как пройти через дорогу».
- Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Светофор».
НОЯБРЬ
- Беседа «Мы по улице идём».
- Экскурсия «Пешеходный переход».
- Чтение художественной литературы С.Волков «Как пройти через дорогу».
- Художественное творчество: рисование «Пешеходный переход».
ДЕКАБРЬ
- Экскурсия «Пассажирский транспорт».
- Беседа «Трамвай».
- Развлечение «В гости к Бабушке Загадушке».
- Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
ЯНВАРЬ
- Подвижная игра «Будь внимателен».
- Дидактическая игра «Назови правильно».
- Художественное творчество: аппликация «Автобус».
- Познание: конструирование «Транспорт».
ФЕВРАЛЬ
- Чтение художественной литературы А. Тюняева «Правила дорожного движения».
- Игра «Найди пешеходов- нарушителей».
- Беседа «Знак технического обслуживания».
- Подвижная игра «»Ловкий пешеход».
МАРТ
- Дидактическая игра Почини технику».
- Беседа «Автозаправочная станция».
- Альбом «Профессии»: труд водителя.
- Инсценировка Н.Павлова «На машине».
АПРЕЛЬ
- Игра «Доскажи словечко».
- Дидактическая игра «Что нужно для поездки».
- Беседа «В гостях у светофора».
- Дидактические игры «Собери машину», «Светофор».
МАЙ
- Экскурсия «Мой город».
- Игра «Мы учимся соблюдать правила дорожного движения».
- Кукольный театр С. Михалков «Бездельник светофор».
- Итоговая беседа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».
В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...
Опыт работы «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с использованием методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии»
Управление образования администрации Чернянского районаОрганизационно - методический информационный центр...
Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...
опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»...
Педагогический форум Тема опыта: «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования LEGO – технологии в образовательной деятельности»
Причиной написания опыта на данную тему, послужили низкие результаты диагностики по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге с использованием...